Ура! Вот оно – сбывшееся для всех школьников прекрасное летнее «далёко» – каникулы! В первый день каникул в «Синескопе» фильм, без которого немыслимы вот уже 30 и ещё один год ни одни летние каникулы: любимый и единственный по-настоящему культовый детский фантастический – «Гостья из будущего»!
Внимание! Всем поклонникам одного из самых успешных кинопроектов за всю историю телевидения СССР – пятисерийной картины режиссёра Павла Арсенова – добро пожаловать на борт «Синескопа», трансформированного сегодня в синема-машину времени! Отправляемся транзитом через настоящее в гости к «прекрасному далёко»: прошлому и будущему. Хроно-двигатель запущен. …Три. Два. Один. Старт! Вперёд… Э-ээ, простите… назад, в прошлое…
«Крёстный» и режиссёр
(хроносектор: осень 1979)
Они ехали вместе в одном поезде «Севастополь — Москва», в одном вагоне, в одном купе. Оба возвращались со съёмок: у одного они были ещё в самом разгаре – космические: со звездолётами, роботами, клонами, чужими планетами, у другого завершились: сугубо земные, лирические, драматические. Штатные режиссёры единственной в мире киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького Ричард Викторов («Через тернии к звёздам», 1980) и Павел Арсенов («С любимыми не расставайтесь», 1979). Арсенов, за плечами у которого были драмы, трагедии и даже «авангардное» кино, просил у знаменитого кинофантаста Викторова совета, чем ему заняться дальше: «Понимаешь, Ричард, хочу теперь сделать этакое… необычное что-то… Ну, может, вроде твоих «Отроков во вселенной»…».
Выяснилось, что у киношников есть общий знакомый – писатель Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Можейко). «Паша, ты его новую книгу читал? В прошлом году вышла. «Сто лет тому вперёд». – «Это о чём она?». – «Продолжение приключений Алисы Селезнёвой из XXI века…». Арсенов оживился: «Знаю… Читал первую книгу «Девочка с Земли» – очень понравилась…». – «Прочти продолжение и попробуй им заняться… Космоса в ней почти нет, а потому с комбинированными съёмками будет проще. Если что, помогу…».
Кино по совету
(хроносектор: январь 1980)
Через некоторое время после поездки режиссёр встретился с учащимися одной из московских школ и задал вопрос: «Какой фильм вы бы посоветовали мне снять?». Арсенов получил 500 записок. Большинство просило снять фильм об Алисе Селезнёвой – экранизировать повесть К. Булычёва «Сто лет тому вперёд». Видимо, это была судьба… На следующий день режиссёр с трудом отыскал в продаже книгу, прочёл и окончательно загорелся новой идеей. Встретился с автором повести, и оба ударили по рукам: Булычёв выразил готовность стать соавтором сценария.
Сценарий: новые персонажи и… жанр?
(хроносектор: зима 1981 – декабрь 1982)
Над сценарием «Гостья из будущего» работали долго и кропотливо. Немало сцен и персонажей книги, в связи с особой технической сложностью их съёмок, было удалено. Но зато появились новые герои: робот-секретарь и уборщик Вертер из института Времени, сотрудница этого же института, агент из будущего в XX веке – экзотическая красавица Лукреция, которую сценаристы переименовали в Полину…
Ныне мало кому известно, но «Гостья» могла стать фантастическим… мюзиклом! К фильму планировалось написать 12 песен. Даже для космических пиратов были написаны тексты… Но, к счастью (или наоборот), Павел Арсенов передумал. В результате в картине прозвучала всего одна песня, но такая, что на следующий день после премьеры её подхватила вся страна.
Дорогое «далёко»
С самого начала было ясно, что объём картины превосходит все мыслимые допуски хронометража «обычного» художественного и даже двухсерийного фильма, рассчитанного на прокат в кинотеатрах, – 5 часов 17 минут! Руководство студии разрешило авторам делать картину для демонстрации на ТВ в пяти сериях, тем более что Госкино и ЦТ уже подготовило официальный заказ на её производство.
Сценарий был готов к концу 1982 года. Государственные «продюсеры» ознакомились с его содержанием и… ахнули: Москва XXI века, космодром, институт Времени, зоопарк с животными чужих планет (КосмоЗоо), летающий транспорт (флипы, флаеры), роботы, инопланетяне, космические пираты… Когда заказчики пришли в себя, они сказали: «Финансы на ваше «Будущее» мы всё равно дадим, но не в таких «космических» масштабах… Если не хватит, будете выкручиваться сами, товарищ Арсенов…». «Выкручиваться» товарищ Арсенов был готов. Сценарий был утверждён в январе 1983 года, но режиссёр начал затягивать процесс подготовительного периода…
Без Алисы нет «будущего»
Несколько раз перечитав повести о приключениях Алисы Селезнёвой (Булычёв написал их уже три, включая основу сценария фильма – «Сто лет тому вперёд»), режиссёр пришёл к выводу: пока не найдена подходящая девочка на роль главной героини, о съёмках не может быть и речи. Алиса должна быть симпатичной, живой, умненькой и почти ничем не выделяться среди своих десятилетних сверстниц из XX века, за исключением загадочной улыбки и взгляда. В сценарии даже была фраза, сказанная одним из одноклассников гостьи из будущего: «Смотрит-то как! Не по-нашему…». Ассистенты режиссёра приступили к усиленным поискам Алисы. Длилось это не один месяц.
Коля, космопираты и «звёзды»
(хроносектор: январь-март 1983)
С «соратником» Алисы по борьбе с космическими пиратами за прибор, читающий мысли любых живых существ вселенной – миелофон, Колей Герасимовым из XX века оказалось всё просто – анкета московского школьника Алёши Фомкина были в картотеке студии. Парнишка уже успел сняться в сюжетах трёх выпусков популярного детского юмористического киножурнала «Ералаш». С остальными героями было тоже несложно, их быстро нашли в школах столицы.
Исполнители взрослых ролей тоже нашлись скоро. Вячеслав Невинный и Михаил Кононов с восторгом приняли предложение режиссёра воплотить образы инопланетных злодеев Весельчака У. и Крыса. Сразу согласились поработать и звёзды отечественного кино Георгий Бурков (врач Александр Борисович), Валентина Талызина (старшая медсестра), Наталья Варлей (тренер Марта Скрыль), Игорь Ясулович (сотрудник КосмоЗоо), Людмила Аринина (бабушка подруги Алисы – Юльки Грибковой), Елена Цыплакова, Владимир Носик… Особо Арсенов был доволен, когда на съёмки дала согласие главная «инопланетянка» СССР, фотомодель и актриса Елена Метёлкина, засветившаяся в одной из главных ролей (инопланетный клон Нийя) в фантастической картине Р. Викторова «Через тернии к звёздам» – девушке с экзотической внешностью была предложена роль сотрудницы института Времени, Полины, «курирующей» «сектор XX века».
Из УгРо – в роботы
Среди взрослых кандидатур на участие в фильме значился и Евгений Герасимов. За его плечами было 35 фильмов, где он исполнял в основном драматические роли (инспектор уголовного розыска Росляков в картинах «Петровка, 38», «Огарёва, 6»). Узнав, что на студии готовятся к съёмкам необычного фильма, Герасимов стал просить давнего знакомого Павла Арсенова дать ему какую-нибудь роль. Оказалось, «серьёзный» актёр всю жизнь мечтал сняться в фантастической картине, а тут выпадал такой шанс… Когда режиссёр увидел фото- и кинопробы Евгения, сразу понял – лучшего робота Вертера не найти.
Две Алисы
После фотопроб более чем сотни кандидаток (все не прошли) одна из ассистенток режиссёра зашла в 692-ю школу. И вдруг удача – сразу две Алисы! Первой оказалась Лена Рулёва из 5-а. Девочке было предложено прибыть на следующий день на студию для фотопроб, но она слегла с ангиной и высокой температурой, о чём впоследствии очень переживала… Об этом поведала автору этих строк сама несостоявшаяся «Алиса» Елена Рулёва, с которой мы обучались в одном из институтов Москвы. Ученице параллельного класса Наташе Гусевой повезло больше. Именно её привела на следующий день на студию ассистент.
Режиссёр вспоминал: «Как-то заходит ко мне одна из моих ассистенток и говорит: «Павел Оганезович, смотрите, кто у меня!», а из-под руки выглядывает этакое изящное маленькое существо в школьном фартучке – глазищи синие, бездонные, большие. И сияют. Улыбка застенчивая и какая-то… неземная, что ли. «Да это же и есть Алиса!» – пронеслось у меня в голове». «Ты с какого года рождения, девочка?» – спросил Арсенов. «Алиса» заволновалась и убавила себе… столетие: «С 1872-го». «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого». Все рассмеялись. Наташа была пластична, обаятельна, естественна и не боялась камеры. А ещё была очень начитанная, любопытная, энергичная, любила играть в шахматы. В этот же день она была утверждена на главную роль.
В марте 1983 года киномашина времени Павла Арсенова стартовала…
В следующем путешествии: технологии изготовления «машины времени» по-советски. Стихи и страдания Вертера. Тахионный генератор, Эрнё Рубик и его «прибор» настройки тахионного генератора. «Кино не смотреть!» — «жестокий» запрет режиссёра и его тайна.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№22 (1402) // 1.06.2016 г.
0 комментариев