Продолжаем рассказ об истории появления одного из самых «золотых» фильмов отечественного кинематографа – картине Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», что отмечает в этом году со дня создания свой полувековой юбилей.
…В конце апреля 1966-го бывший документалист, режиссёр-дебютант в «большом кино» Мельников сотоварищи, снабдившись аппаратурой и тёплой одеждой, отправились на Чукотку… Сначала на разведку, причём с некоторыми актёрами, в том числе с самим начальником Чукотки – Михаилом Кононовым…
На двух Чукотках… третья «про запас»
По прибытии выяснилось, что самый край нашей советской земли и самая «крайне»-восточная часть евразийского материка для съёмок не подходили. Лето предельно короткое (полтора месяца), мало солнечных дней, высокая влажность и низкие температуры (губительно для киноаппаратуры и плёнки того времени). А съёмки планировались не менее чем на пять месяцев. Пару недель киношники проторчали между двумя островами Берингова пролива. Время было потрачено не зря – они «на местах» изучили, как живут чукчи, каков их быт.
Вскоре была найдена более подходящая кандидатура на «роль» Чукотки – внешне её абсолютный «двойник» – плато Рассвумчорр, что неподалёку от города Апатиты Мурманской области, рядом с городом Кировском, расположенным в гористой местности. Климат здесь был помягче чукотского, морозы не такие жестокие и, самое главное, почти без ветра. Хватало солнца, и снег, необходимый для зимней натуры, лежал здесь обычно довольно долго.
Работа закипела – в глубоких снегах плотники возводили декорации становища, избы таможенника Храмова, складов с американскими товарами, домов жителей «вольной Чукотки»… Прилетевшие с Чукотки каюры-погощики занимались ездовыми собаками и оленями. В середине мая начались съёмки. Актёры жили прямо в декорациях, поскольку все дома, фигурируючщие в кадре, были построены в «натуральном» виде: с печным отоплением и всеми условиями для проживания в условиях севера.
Во второй половине мая местный климат подложил «кино-чукчам» «поросёнка» – начал таять снег. Пришлось группе подниматься в горы. Работать становилось всё тяжелей – из-за огромного перепада давления у многих членов группы шла кровь из носа и ушей.
Изрядно замученные работой в тяжёлых климатических условиях члены съёмочной группы несколько приуныли – впереди представлялись не менее выматывающие съёмки. Какова была радость киношников, когда режиссёр Мельников сообщил, что они едут на Чукотку… в её третью «версию» – в… Крым!
Чукотские шпионы
Оказалось, некоторые прибрежные части полуострова с камнями и скалами невероятно похожи на побережье Чукотки в летнюю пору. Автором такой неожиданной идеи оказался оператор Эдуард Розовский – за пять лет до «Начальника Чукотки» он снимал в тех местах нашумевшую картину «Человек-амфибия» и хорошо запомнил «творческие возможности» крымского побережья, в том числе здешнюю каменно-скалистую «натуру». Творцы выехали на разведку чукотско-крымской натуры – лазали по скалам, барражировали на шлюпке побережье и, наконец, под городом Судаком нашли подходящее пустынное место – почти точную копию того чукотского становища, что снимали на Кольском полуострове, но только без снега: вокруг сопки, скалы, камни.
Довольные киноразведчики «десантировались» на берег, и… были схвачены пограничниками! «Чукотских шпионов» немедленно доставили в штаб. Оказалось, неподалёку были расположены какая-то очень секретная ракетная база и завод. Киношники долго оправдывались, предъявляли документы и объяснялись. Наконец, скучающие ракетчики приняли все оправдания и даже согласились под строгим секретом оказать посильную помощь в съёмках. Виталий Мельников сотоварищи пообещали отработать всё «быстренько и бесшумненько».
На свою голову…
Ракетчики были люди наивные, в смысле кинопроцесса, и радовались, что немного разнообразят свою монотонную жизнь. Разнообразили на свою голову…
Через три дня, под большим секретом, протарахтели грузовики, набитые под завязку осветительной аппаратурой, стройматериалами и развесёлыми плотниками-декораторами. Следом примчались машины-лихтвагены – передвижные, грохочущие и дымящие выхлопами электростанции для питания осветительной и прочей техники. Потом, «в порядке секретного исключения», были возведены: дом таможенника Храмова и целое стойбище с настоящими чукотскими ярангами. На следующую ночь после строительства на ракетную базу секретно доставили два десятка лохматых ездовых собак. Прямиком с Севера. Собаки тут же пренебрегли «секретностью» и принялись, лаять, орать, визжать и, судя по всему, «крыть» всех подряд явно ненормативно – животные сразу возненавидели Крым и его жару. Ракетчики схватились за голову, но было уже поздно… Терять было нечего, и они даже разрешили временно снять режим секретности с прибрежной территории, куда тут же стали наведываться зеваки-отдыхающие с соседних пляжей.
Северо-южный солнечный ад
Во второй половине августа киногруппа прибыла под Судак в полном составе, и съёмки фильма продолжились. Зевакам и свободным от дежурств военным было на что посмотреть: вокруг возвышались суровые холодные полярные скалы (декораторы для «холода» покрасили местные бело-серой краской), по воде плавали льдины (обработанные художниками куски пенопласта), в море ходили две иностранных посудины – под флагом США и Японии (декорированные суда черноморского пароходства). А на берегу творилось удивительное – стояли яранги, базлали ездовые собаки, запряжённые в нарты, и ходили чукчи… Настоящие! В меховых национальных одеждах!
Термометр показывал то +30, то +40! Чукотские собаки быстро дурели от жары и выли почти круглосуточно. Животных на ночь отводили в подвал завода, где было немного прохладней, днём, в перерывах, обливали холодной водой. Немало мучений от крымского солнца получали и актёры. Чтобы как-то облегчить их страдания, съёмка крупных планов выглядела так: актёр был одет в меха – меховой капюшон-малица, такая же шапка, меховая кухлянка, а ниже – плавки, на ногах тапочки или вообще, босиком. В перерывах – холодный душ и бесконечные литры чая, минералки, соков, воды… Многочасовые съёмки под палящим крымским солнцем произвели на зевак и военных огромное впечатление.
Кто крайний в… чукчи?
Однажды случилось непредвиденное – оказалось, не хватает людей для чукотской массовки. Искать и ждать подходящих типажей из Ленинграда было невозможно – время поджимало. Однажды вечером, отдыхая после трудного дня в своём гостиничном номере, Мельников услышал по местному радио: «Уважаемые граждане отдыхающие азиатского облика! Студия «Ленфильм» приглашает вас на съёмки фильма «Начальник Чукотки». Главное условие – похожесть на чукчу. Сбор завтра, в 8.30 на семнадцатом километре, у ракетной базы». Режиссёр в ужасе схватился за голову – радиостанция вещала на весь Крым! Такое объявление с выдачей информации о нахождении закрытого военно-стратегического объекта с совершенно благими намерениями догадалась дать помощница режиссёра, милая девочка Оля. «Помрежку», как и незадачливого редактора радио, не «привлекли» только потому, что коллежский регистратор и таможенник, господин Храмов – популярный актёр Грибов – устроил творческую встречу со всеми местными начальниками. К тому же военные чины прониклись глубоким уважением к киношникам после того, как увидели, какой тяжёлой ценой достаются метры и секунды кинозрелища. А утром после «преступного» объявления у ворот военного завода и ракетной базы по совместительству стояло больше трёх десятков раскосых чукчей – граждан татарской национальности, которых не пугала жара и влекла непреодолимая сила искусства.
Триумф «заказухи»
В сентябре съёмки фильма были завершены, а в октябре завершён монтаж и озвучка картины. К концу месяца «Начальник Чукотки» был полностью готов к премьере, но картина по ряду причин смогла пробиться к экрану только через полгода.
Премьера «Начальника Чукотки» состоялась 21 апреля 1967 года в Доме кино. На входе стояли красноармейцы и на штыки нанизывали пригласительные билеты, точнее, мандаты, на которых было написано: «Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!».
Картина произвела фурор и в этот же год стала одним из лидеров проката в СССР, а актёр Михаил Кононов сразу обрёл статус «звезды» отечественного кинематографа. «Истерн» (от англ. «east» — восток) «Начальник Чукотки» закупило множество стран, включая США.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№8 (1388) // 24.02.2016 г.
0 комментариев