Кинематограф. Мы, зрительская «паства», посещающая его «храмы» – кинотеатры, с каждым годом всё более видим в его чуде только развлечение, аттракцион, зрелище для отдыха… На экранах правит бал лукавый с приспешниками: демоны, зомби, вампиры, инопланетная и инфернальная чертовщина всех мастей, пороки всех видов и бездумная веселуха. Времена серьёзных духовных откровений большого кинематографа, казалось, уже минули. Но это не совсем так. 27 августа на экраны кинотеатров выходит невиданный российский православный анимационный проект «Необыкновенное путешествие Серафимы». Драма, приключения, история, русский дух, любовь и вера в… мультфильме! Поговорим о нём и об истории мирового «религиозного» кинематографа.
Религия, православие и мультипликация
Возможно ли такое? Это на западе католическая и протестантская церкви со своими специфическими канонами и законами всегда приветствовали любые (конечно, угодные им), появления на экранах библейских событий, показ святых всех «рангов», ангелов, а то и самих Бога Отца и Бога Сына. Это же благословлялось и в мультипликации. Правда, та же американская мультпродукция, являясь прежде всего коммерческой, с характерным прагматизмом превратила к настоящему времени мультики для детей на библейские темы в своего рода религиозно-исторические «учебники», «боевики» и «почти «комедии», чаще всего лишённые какой-либо духовности в нашем русско-православном понимании. В таком случае как же обстояло дело у нас?
Отечественная мультипликация (в первую очередь, советская), казалось, сугубо атеистическая, как ни удивительно это звучит, не единожды обращалась к православной вере и духовности русского человека, правда, это касалось только немногочисленных серьёзных фильмов с былинными и военно-историческими сюжетами: «Сеча при Керженце», «Сказ о Евпатии Коловрате», «Детство Ратибора» и т.д. В современной российской мультипликации, если не считать нескольких небольших проектов для тематических телеканалов, можно назвать только один пример – полнометражную картину Юрия Кулакова «Князь Владимир» от 2006 года, посвящённую подвигам и правлению Владимира Святославовича – Красно Солнышко – православному Крестителю Руси и объединителю славянских племён.
Путешествие с Серафимой
Что же касается реальных православных святых, их земного жития, деяний и чудес, то пока ни один из русских мастеров кинематографа не брал на себя смелость явить их на экране, тем более в мультипликационной картине. Первым станет Сергей Антонов и его историко-приключенческий, драматический, воистину православный мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», премьера которого 27 августа состоится в «Удокане».
Вкратце о сюжете. СССР. Вторая половина 1940-х. Город Советск. Детский дом. Грустная девочка 9-11 лет, лишившаяся родителей в начале войны. Это Сима Воскресенская. Она втайне хранит нашейный крест, напоминающий ей о любимой семье. Однажды Сима знакомится с Ритой – подругой, которая открывает ей, что дом полон секретов и призраков, и предлагает отправиться в загадочную каморку под лестницей, чтобы посмотреть на одного из них. Кто бы мог подумать, что приглашение поможет Серафиме раскрыть тайну детского дома и пролить свет на судьбу родителей… Она даже и представить не могла, что встретится лицом к лицу с добрым батюшкой Серафимом, а старый заброшенный храм станет своего рода «порталом» и поможет побывать в Небесной России…
Уникальное мультипликационное 3D-зрелище посвящёно одному из самых почитаемых святых – Серафиму Саровскому. Лихая военная година современности, приключения девочки-сироты, история преподобного Серафима, история страны, русский православный дух, вера, любовь – всё тесно переплелось в этой зрелищной, без морализаторства и скуки догм, мульткартине режиссёра Сергея Антонова и его группы, состоящей аж более чем из 350 творцов.
Преподобный Серафим Саровский
(1754/1759 — 1833)
– старец-пустынножитель и затворник.
Один из самых почитаемых святых
в Русской православной церкви.
Принимал страждущих,
утешал и исцелял их.
Для Антонова «Серафима» – дебютная полнометражная картина для большого экрана. Впрочем, до неё у режиссёра уже был небольшой опыт мультипликации для детей на религиозную тему – четырёхсерийный фильм «Библейские притчи», предназначенный для показа на ТВ.
Книга. Фильм? Мультфильм!
«Необыкновенное путешествие Серафимы» – экранизация одноимённой книги Тимофея Веронина, писателя и доцента кафедры истории и теории литературы филологического факультета Свято-Тихоновского православного университета. Он и написал сценарий мульт-фильма. Интересно, что книгу Веронина вначале планировалось экранизировать как «обычный» художественный фильм. Однако у создателей сразу возник вопрос: кто исполнит роль батюшки Серафима? Для кинематографистов Европы и США это не было бы серьёзной проблемой. Но не в случае с православной культурой и её представителями, трепетно относящимися к своей вере и к своим святым, тем более таким, как Серафим Саровский. И тогда сценарист, режиссёр и продюсеры пришли к идее мультфильма – рисованный образ святого позволяет не связывать его с конкретным актёром.
Забайкальский Серафим
Другое дело – голос. Впрочем, он тоже должен был быть не слишком узнаваемым. Голоса современных «звёзд» российского кино, поднаторевших на озвучке мультиков: Сухорукова, Куценко, Маковецкого, Ефремова, Охлобыстина и т.п. не годились – по причине узнаваемости и явно не «святого» звучания. В конечном итоге авторы остановились на нашем земляке – актёре Александре Михайлове.
Не менее важный элемент – музыка. Композитор саундтрека «Серафимы» Иван Урюпин полностью отказался от компьютерно-синтезаторных звучаний, едва ли не полностью забивших современные анимационные картины. Вся музыка в мультфильме «живая», «небесная» – для её записи был приглашён симфонический оркестр и хор из 73 человек. В его составе работали певцы из Большого театра и Государственного академического хора им. Свешникова.
Рискованные персонажи
Настораживает одно – присутствие в «Путешествии Серафимы» темы репрессий и действий в ряде эпизодов представителей правоохранительных органов советской власти (НКВД, милиция и т.д.), образ которых так старательно (а нередко лживо) демонизируется демократическо-либеральными деятелями современной России. Особенно этим болеет художественное кино – в 95% фильмов и сериалов, время действия которых происходит в 1930-1940 годах, почти все работники НКВД (порой и милиционеров тех лет) изображены злодеями, насильниками, садистами и негодяями. Пожалуй, самое яркое (и правдивое) исключение – картина «Брестская крепость» (2010). Остаётся только надеяться, что авторы мультфильма осторожно подали зрителям эти до сих пор спорные страницы истории нашей страны.
…Итак, 27 августа режиссёр Сергей Антонов и его команда предлагают нам, зрителям от мала до велика, отправиться в первое земное и небесное «Необыкновенное путешествие Серафимы» вместе с великим и вечно живым Серафимом Саровским.
Боже, благослови режиссёра и освяти сей киноаппарат! (молитвы перед съёмками). Голая дама, скелет, монах, или Самое первое кино-искушение. Христос по воде спустя 1930 лет. Почему Иисус всегда был «за кадром»? Но в 1927..! Небесные знамения зловещие и благие на съёмочных площадках… Об этом в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№33 (1361) // 19.08.2015 г.
0 комментариев