В преддверии Дня железнодорожника, который в нынешнем году будет отмечаться 7 августа, представители средств массовой информации побывали на нескольких участках сезонных путеремонтных работ на Забайкальской железной дороге. Кампания по обновлению инфраструктуры магистрали приближается к «золотой середине».
Главное звено
Путейцы работают слаженно и быстро, ведь движение поездов по Транссибирской магистрали останавливать надолго нельзя. По их словам, самый сложный и ответственный этап — укладка нового железнодорожного полотна. Для ускорения укладки, повышения производительности и качества труда используются готовые рельсошпальные решётки (РШР), которые собирают на стационарных звеносборочных базах или в полевых условиях на специально оборудованных станах.
Можно с уверенностью сказать, что путеремонтная кампания начинается на производственной базе путевой машинной станции №184 в посёлке Восточный Черновского района города Читы. Именно там собирают рельсошпальную решётку, которую затем укладывают в путь. Производственный цех, оборудованный современной поточной звеносборочной линией ПЗЛМ-100, обеспечивает своей продукцией полигон ЗабЖД круглый год.
— До запуска цеха в 2016 году зашивка РШР осуществлялась на территории ПМС прямо на улице, с использованием лекала. Там объём составлял порядка 40 километров в год. Сейчас работа организована в одну смену, если есть необходимость увеличить выпуск, то переходим на двухсменный график. Перебоев с поставкой материалов нет. Железобетонные шпалы новые, их поставляют с заводов, а рельсы привозят с перегонов, это возвратный материал, который используется повторно. Старогодние рельсы снимают во время ремонта или обновления пути, — рассказал главный инженер путевой машинной станции № 184 Дмитрий Новиков.
В обновлённом сборочном цехе технологический процесс максимально автоматизирован. Работа по сборке звеньев ответственная, поэтому малоопытных сотрудников в коллективе нет. Всего трудятся 25 человек: 5 механиков, 14 монтёров пути, составители и крановщики. За одну рабочую смену на линии собирают 32 звена РШР. Одно звено длиной 25 метров состоит из двух рельсов, 50 шпал и элементов крепления. В период пиковых нагрузок звеносборочная линия может производить до 22 километров рельсошпальной решётки в месяц, в остальное время — не менее 12 километров. Ежегодно в среднем зашивают 150 километров. Гарантия на продукцию составляет 5 лет.
Собранные звенья долго не залёживаются, их отгружают для транспортировки на перегоны или склады других предприятий. В период летней путеремонтной кампании отгрузка ведётся круглосуточно. С начала 2022 года на перегоны для замены уже отправлено 106 километров звеньев.
В строгом соответствии с графиком
Работы по капитальному ремонту и модернизации главного хода Транссибирской магистрали, где осуществляется движение основного потока грузовых и пассажирских поездов в самом разгаре. Основной объём выполняются по технологии «закрытого перегона». Метод предусматривает полное закрытие участка по ремонтируемому пути для движения поездов на несколько суток и организацию широкого фронта работ в круглосуточном режиме, с привлечением большого количества тяжёлой путевой техники и специального подвижного состава.
С начала путеремонтной кампании, стартовавшей на Забайкальской железной дороге в апреле, обновлено 132 километра пути, что составляет 49% от годового объёма, 116 километров — бесстыковой путь на железобетонном основании. На 126 километрах осуществлена глубокая очистка балласта. Произведена смена 78 стрелочных переводов, из 132 запланированных на этот год. Также заменили 11,4 километров рельсовых плетей вне участков капитального ремонта. Всего до октября на ЗабЖД модернизируют 270 километров пути. Всеми видами ремонта планируется обновить 398 километра. Всё это делается ради обеспечения и поддержания безопасности железнодорожных перевозок, повышения скоростей движения поездов.
В путеремонтных работах задействованы комплексы путевых машин тяжёлого типа, свыше 220 единиц — укладочные краны, выправочно-подбивочно-рихтовочные и щебнеочистительные машины, электробалластеры, стабилизаторы пути. Большой объём работ механизирован, но без физического труда не обойтись.
— На сегодняшний день в работах по обновлению инфраструктуры ЗабЖД задействовано около 3 тысяч человек, из них 44% — это молодые работники в возрасте до 35 лет. Объёмы ремонта, если сравнить прошлый год с текущим, почти одинаковые. Правда, в прошлый сезон на пике работ мы задействовали 790 монтёров пути, в этом году — 960, — рассказала заместитель начальника Забайкальской дирекции по ремонту пути по кадрам и социальным вопросам Виктория Лопухина.
По её словам, средняя ежемесячная зарплата монтёра пути за первые 5 месяцев этого года составила 55 тысяч рублей, за июнь, с началом ремонтной кампании, сумма увеличилась до 72 тысяч рублей. У этой категории работников заработок сдельный:
— Проблемы с кадрами имеются. Больше всего не хватает монтёров пути. В путеремонтный сезон приходится задействовать иностранную рабочую силу. В основном из Киргизии. Хотя штат постоянных работников мы стараемся набирать из местного населения. Пользуясь возможностью, хочу обратиться к выпускникам школ, которые ещё не определились с будущей профессией, и пригласить учиться в наши профильные учебные заведения, а затем и работать на железную дорогу. Для молодых специалистов предусмотрены льготы и гарантии, есть возможности карьерного роста.
Дело ответственное и комплексное
На железнодорожном перегоне Кручина — Новая работники ПМС №54, используя спецмашины путеремонтного комплекса, завершают подготовку вновь уложенного железнодорожного пути к движению поездов.
— Ремонт выполняется в три этапа. Суточное окно продолжительностью 24 часа на закрытом перегоне. На первом этапе выполнили укладку полотна, сейчас производим глубокую очистку щебня на участке в 2,5 километра, на третьем этапе выполним смену стрелочного перевода. Одновременно будем перекрываться плетями, соответственно — сварка рельс, сборка инвентарных рельс, потом будем сдавать путь с установленной скоростью. Задействовано порядка 60 человек. В такую жару людям работать, конечно, тяжеловато, чтобы было полегче, обеспечиваем их питьевой водой в необходимых количествах. Строго соблюдаем режим труда и отдыха. После смены работники отдыхают в жилых вагонах, — рассказал заместитель начальника по производству путевой машинной станции №54 Евгений Милов.
По словам Евгения Милова, штат работников ПМС- 54 укомплектован, большая часть из них — жители Забайкальского края. Среди сезонных работников-монтёров 44 человека приехали из Киргизии. Одни окончили только курсы, другие — выпускники профильных учебных заведений, но свою карьеру они всё же начинают с должности «монтёр пути третьего разряда». Затем более толковых переводят в мастера и бригадиры, некоторые переучиваются на машинистов железнодорожно-строительных машин. В команде путейцев у каждого есть своя роль, свои задачи. Сотни человек ежедневно работают, чтобы поезда без сбоев и аварийных ситуаций перевозили людей и различные грузы.
Все материалы рубрики «Темы»
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№30 (1722) // 27.07.2022 г.
0 комментариев