Главная / Авторы / Олег Корсун / Стрижи улетели
Стрижи улетели
Я пишу этот текст 17 августа, в первый день лета, когда за окном не слышно стрижей — одного из символов городской природы — наряду с воробьями и голубями, тополями и одуванчиками.


Стрижи действительно у нас ассоциируются именно с городом. Мало кто встречал их вдали от населённых пунктов. Разумеется, есть стрижиные места и в дикой природе. Например, если вы летом посетите живописнейшее урочище Адон-Челон в Даурском заповеднике, то будете буквально оглушены пронзительным визгом стрижей, летающих вокруг его гранитных скальных останцев. Ну, певцы они плохие, любим мы стрижей не за это.

Сначала о том, что любят они сами. Люди, например, на самом житейском уровне больше всего нуждаются в двух вещах — пища («кусок хлеба» на столе) и безопасный угол для семьи и детишек. То же самое и у стрижей. Будучи птицами насекомоядными, они прилетают к нам в середине мая, когда можно рассчитывать на то, что широченный разинутый клюв позволит нахватать в воздухе достаточное количество насекомых, чтобы не умереть с голоду. А ко времени появления птенцов еды уже будет вволю.

С безопасным углом может быть сложнее. Белопоясному стрижу (если присмотреться к летящей птице, можно легко догадаться, почему он называется белопоясным) для устройства гнезда нужно надёжное дупло или скала. Причём не просто голый камень, а узкая пещерка или расщелина, в которую можно быстро влететь и в которую не проберётся ни лисица, ни кот-манул, ни ворона. Даже в Забайкалье с его каменистыми сопками таких мест не очень много. Степной Адон-Челон в этом плане просто идеален: много и насекомых, и пещерок.

Но жилищный вопрос всегда стоит остро. Поэтому ещё давным-давно стрижи поняли, что люди, которые строят высокие каменные дома с чердаками, являются их союзниками. Лишь бы кошки не могли добраться. Поэтому город сперва с водонапорными башнями и куполами церквей, а потом и с типовыми многоэтажками стал удобным и безопасным летним домом для стрижей. Неслучайно, они откладывают белоснежные яйца — признак того, что кладки никто не разоряет и их не надо маскировать. У многих птиц совсем не так.

А что касается зимнего дома, то у стрижей он там, где вечное лето. Наши стрижи улетают в азиатские тропики — на юг Индии, в Таиланд, Индонезию, а также в Австралию. Весной часть осядет в Китае, Корее и Японии, но многие доберутся до Сибири и Дальнего Востока. Почему так далеко? Наверное, на наших просторах меньше конкурентов. Слишком много желающих пожить на тёплом юге.

Кстати, привычный читинцам белопоясный стриж — не единственный в Забайкалье. Кое-где на юге края его сменяет чёрный стриж — такой же компанейский и такой же любитель селиться на чердаках, только без контрастного белого пятна на пояснице. А ещё в лесах живёт иглохвостый стриж — единственный, который не хочет переселяться ближе к человеку и устраивает гнёзда в дуплах деревьев. Соответственно, и попадается на глаза нечасто.

В мае стрижи опять вернутся на родину. И опять заставят нас поднимать глаза вверх. Захватывающее зрелище — стремительные птичьи виражи в голубом и мирном небе. Пусть так будет всегдаОлег

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net