Все мы хотим жить в цивилизованном обществе, одним из признаков которого была и неизменно остаётся элементарная вежливость. Так ли всё просто, и как обстоят дела на самом деле?
Каждому из нас в повседневной жизни приходится выполнять несколько ролей, и мы постоянно вступаем в отношения с окружающими, выполняя те или иные функции: супруг, покупатель, подчинённый, руководитель, пациент и так далее. Осознавая, что неуважение и невежливость неизбежно влияют на общество вокруг нас, многие всё-таки считают себя гораздо более воспитанными, чем, к примеру, сосед по лестничной площадке, коллега или сидящий рядом пассажир общественного транспорта. Что же касается предмета спора, если таковой возникает, то правда, конечно же, на их стороне. И, защищая эту самую правду, они готовы биться до последнего, пуская в ход и психологические приёмы, и словесные конструкции.
Недавно, выступая в привычной для каждого роли покупателя, я имела удовольствие пообщаться с молодой девушкой, торгующей мясными продуктами в соответствующем отделе. По роду своей деятельности мне приходилось разговаривать с разными людьми, но, поверьте, такую занятую важными делами особу мне редко приходилось встречать. Причём эта озабоченность на её лице присутствовала всегда. Я могу об этом судить, поскольку в этот отдел магазина я заглядываю часто. Нехотя оторвав взгляд от телефона, который, впрочем, и являлся предметом её повышенного внимания, она удостоила меня взглядом. И здесь меня угораздило задать совершенно неуместный в этой ситуации вопрос: «А у вас фарш свежий?». Ответ обескуражил: «Не-а, прошлогодний!». Пока я мысленно анализировала, в чём я всё-таки провинилась, на меня сыпалась тирада из едких фраз — мол, «каждый спрашивает», «каждому ответь», «у нас всегда всё свежее» и тому подобные упрёки. Причём продавец, как я уже отметила, была довольно молода, то есть она явно не застала советских времён, когда её коллеги, а особенно в мясных лавках, чувствовали себя королевами, повелевавшими стоявшей по ту сторону прилавка толпой. Тогда, к слову, мало кто пытался отстоять свои законные права — приобрести бы вожделенный товар. Не жалели и времени, потраченного в очереди.
Сейчас ситуация кардинальным образом поменялась, люди имеют возможность выбора, в какой магазин зайти, какой товар выбрать и кому отдать свои кровные. Не так смиренно наши современники стоят и в очередях. Хотя нередко приходится наблюдать ситуацию, когда в конце рабочего дня в торговом зале, оборудованном несколькими кассами, работает всего одна, около которой и выстраиваются уставшие после рабочего дня люди с тележками. Многие из них, может быть, и помнят про свои права. Просто связываться лишний раз не хочется.
По этому поводу вспомнился ещё один недавний сюжет, когда один из покупателей, стоящий в такой вот очереди, потребовал вызвать директора магазина или, на худой конец, администратора торгового зала. Причём мужчина (не в осуждение) имел не совсем презентабельный вид — потрёпанный спортивный костюм, не совсем чисто выбритое лицо. Но не важно. Со всяким бывает. Суть в том, что администратор примчалась на зов и поначалу просто попыталась объяснить покупателю причину сложившейся задержки. Однако её словесные оправдания были жёстко, но в абсолютно корректной форме (без нецензурной лексики) отбиты цитатами из закона «О защите прав потребителей», и побеждённая администратор сама села за кассу. По очереди пронеслись реплики одобрения: «Вот давно бы так…».
Конечно, не всё в подобных ситуациях так однозначно. Можно понять, что продавцы и кассиры — тоже люди, и в некотором смысле довольно беззащитные. За день они вынуждены терпеть несправедливые обиды от особо привередливых покупателей, а недостачи и кражи зачастую покрываются из их кармана. И при этом они должны быть вежливыми со всеми покупателями и улыбаться им?
Этот аргумент можно привести и по отношению к представителям других профессий, которым приходится работать с людьми. Работники регистратур медицинских учреждений, водители общественного транспорта и даже (что особенно возмущает, однако и такое случается) школьные учителя…
К счастью, нас окружает множество добродушных и воспитанных людей, но стоит только персонажу, который видит во всяком человеке потенциального врага, встать в боевую стойку, и настроение на день безнадёжно испорчено. А завтра — как повезёт. В таких ситуациях чувствуешь, как минимум, праведное негодование и неловкость, а то и вовсе испанский стыд. И самое обидное, что многие из тех людей, для которых вежливость является лишь проявлением слабости, с восторгом рассказывают о том, какие замечательные и культурные люди живут в других городах: «В Забайкалье, мол, сплошь угрюмые хамы».
Мир непрост, и настроение, а иногда даже и самочувствие человека, складывается из многих мелочей. А приятными они будут или не очень — во многом зависит от окружающих людей. Придержал тяжёлую подъездную дверь соседке с тяжёлыми сумками, а не захлопнул её перед самым носом. В соответствии с правилами этикета дал выйти из дверей магазина покупателям с пакетами. Снял с плеча рюкзак в общественном транспорте.
При этом ни в коем случае не хочется морализировать, заниматься нравоучениями и докучать взрослому читателю какими-либо назиданиями. В конце концов, все мы люди. Которые хотят жить в цивилизованном обществе…
Все материалы рубрики «Задело»
Екатерина Скороход
Фото с сайта kartinkin.net
«Читинское обозрение»
№35 (1727) // 31.08.2022 г.
0 комментариев