Главная / Авторы / Елена Чубенко / Семесюха собирала друзей
Семесюха собирала друзей


В августе бурлил Красночикойский райцентр, как сам полноводный Чикой: со всех краёв Забайкалья стекались в реку ручейки – творческие коллективы, их было почти сорок. Своих певуний и плясунов немало, а тут ещё и гости: из Иркутской области, Хабаровского края, Бурятии, Новосибирска и Москвы. А статус международного фестиваля подтвердили уже знакомые по прошлым встречам семейские из Китая и Беларуси. Семесюха — а именно так звали символ праздника — встречала гостей.

Собрала она в свой круг друзей, навсегда влюблённых в многоголосие, удивительную гармонию песенного лада, костюма и творчества, во всю семейскую культуру. Сама история «Круговой» началась ещё в 2012 году. Я уже неоднократно рассказывала об этом празднике. Это и творческая лаборатория, и дискуссионная площадка, и настоящий праздник общения.

На протяжении десяти лет каждые два года Красный Чикой становится центром культуры старообрядцев, местом истока семейской этнографии. И отсюда потом растекаются по местам вдохновлённые встречей люди, ставшие за годы родными.

В этот раз фестиваль был, как мне показалось, более сердечным, потому что не виделись долгих четыре года. Обнимались все при встрече, как будто собралась родня на большой семейный праздник.

Из разных краёв

Живут участники праздника в домиках, почти возле каждого костры — готовят пищу, кипятят самовары, общаются друг с другом и соседями. На каждом этом празднике меня одолевает одна беда: хочется успеть послушать и зафиксировать многое, а не получается. Идёшь к сцене, где происходит основное действие, и невозможно оторваться от беседки, где Павел Чернизов из обычных полипропиленовых труб учит изготавливать кугиклы (это такой духовой инструмент, типа индейской флейты).

В беседке собрались совершенно разные люди, из разных краёв, из разных коллективов. Они старательно готовят себе музыкальные инструменты под руководством Павла и учатся подыгрывать основную мелодию, которую он исполнял на (!) волынке собственного изготовления. А ещё ему подыгрывал на флейте Степан Белов. Надо было видеть глаза этих нечаянных слушателей курсов духовых инструментов!

Мне стало понятно, почему Павел Александрович так искренне любим своими учениками в училище культуры. Он хвалил каждого из рукодельников, и не просто хвалил — ведь и научил каждого. Все его слушатели были в составе сводного ансамбля и выступили на гала-концерте на церемонии закрытия.

Рада, что среди учеников Павла Александровича были и наши дорончата и дешуланцы. Думаю, полученный там заряд эмоций они старательно распределят на всех участников своих клубных коллективов и, соответственно, на зрителя. А знаете, какой главный принцип жизни у Павла Чернизова? — Не говорить собеседнику плохого. Вместо: «У тебя ничего не получилось!» сказать: «Здорово! Ты начал с нуля и посмотри, какие уже шаги. Сейчас ещё попробуем и будет вообще классно!». Согласитесь, это окрыляет. Такие учителя — просто мечта.

Пока самовар варится…

Побыв там, спешу к сцене, и вот опять встреча — певцы хора «Былина» из Тарбагатая. Поют так, что невозможно даже вздохнуть, не то что убежать. Идёшь дальше — а там Борис Корчанов со своими урлукчанами и петровчанами. Он руководит двумя творческими коллективами, и оба из них получили награды на фестивале. Оторваться от его импровизированного выступления тоже невозможно. Пять шагов не сделала, а там уже новосибирский фольклорный ансамбль «Полынь» — знаменитый, послушать который — одно удовольствие. Пока самовар варится, они пару песен исполнят. И опять застынешь — слушаешь…

Возле сцены то репетиции, то выступления самого главного конкурса — «Наше наследие».

По поводу репетиций замечу: дело это, безусловно, нужное и важное в большинстве случаев. Однако «Круговая» задумывалась как творческая лаборатория, а если говорить своими словами — как место, где должны учиться этнографии. Помимо же «оформительской» хореографии на студентов была возложена организация вечёрок, игровых площадок для участников, среди которых традиционно было много молодёжи.

Чего не хватило? И вот в этом году мне показалось, что именно обучения творчеству не хватает там, где нужно. Не отчётных лекций и перечислений, а живого голоса. Мне лично посчастливилось побывать на мастер-классах Сергея Старостина, приехавшего из Москвы. Для тех, кто не знает: это заведующий сектором актуализации традиционной народной культуры Центра русского фольклора ГРДНТ имени В.Д. Поленова, председатель правления Российского фольклорного союза. За плечами его, помимо всего прочего, — Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, оркестровый факультет (1981). Талантливый музыкант и исполнитель, он работал со многими вокальными коллективами.

Его рассказы и песни — это, по факту, мощнейший теоретический курс, прослушать который обязаны были бы и руководители коллективов, и участники. Но самое главное — это нужно было бы прослушать студентам, которые упорно репетировали то открытие, то закрытие фестиваля.

Понятное дело, красивая картинка на сцене и идеально выстроенный рядок танцующих — это замечательно. Но гораздо полезнее было бы им послушать Старостина ещё раз. Кстати, знаю, что у них была короткая встреча с ним в Чите.

Студенты училища бесконечно сожалели, что не пришлось посидеть и, главное, попеть с Вячеславом Асановым, знаменитым фольклористом, членом Союза композиторов РФ, закончившим Новосибирскую консерваторию имени М.И. Глинки, и нашим Алексеем Рюмкиным. Во время отдыха показывала студентам то, что мне удалось записать у этих асов, и они были просто обескуражены, что не пришлось послушать это вживую и попеть вместе.

В трёхдневном плотном графике не нашлось времени на такой «урок», где могли бы сесть вокруг и слушать, впитывать удивительную науку и познания специалистов высоченного уровня. Если с Алексеем Ивановичем Рюмкиным можно провести хотя бы несколько таких уроков, то Асанов и Старостин уедут, и ещё вопрос, смогут ли они снова увидеться? А ведь, по большому счёту, именно для молодых в первую очередь проводится «Круговая». Для того, чтобы они влюбились в праздник — как в место, где многому научились, и сами потом несли этот песенный дар слушателям и ученикам.

Хотя в целом элемент обучения был: преподаватели детских школ искусств стали участниками курсов повышения квалификации фольклориста Вячеслава Асанова и научно-практической конференции. Думается, что организаторам программы фестиваля нужно учесть этот важный аспект.

Праздник песни и дружбы

Как всегда, интересны и насыщены были выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества, мимо которой тоже сложно пройти, и украшенная садово-огородными чудесами ярмарка сельскохозяйственной продукции, которую представляли на своих столах все поселения Красночикойского района.

Одним из главных событий фестиваля стал конкурс коллективов, занимающихся изучением и сохранением народной песенной культуры «Наше наследие». Прозвучало более трёх десятков не просто старинных песен, а песен, переданных из поколения в поколение, народных, которые предки-старообрядцы пели в быту. Гран-при фестиваля «Семейская круговая» получил фольклорный ансамбль «Полынь» из Новосибирска.

Мне же приятно было услышать, что два улётовских коллектива — доронинцы и дешуланцы — названы в числе лауреатов III степени. Доронинцы выступали в первый раз. Судя по дипломам, они порадовали не только меня, но и высокопрофессиональное жюри. Замечательно и то, что они постарались поучаствовать в мастер-классах, послушать уроки мастерства от Сергея Старостина и Вячеслава Асанова, поучиться у Павла Чернизова и даже выступить в его сводном оркестре в гала-концерте.

На фестивале презентовали Книгу творческих рекордов. «Такой книги нет нигде в России», — гордятся красночикойцы. Первый рекорд, который туда вписан, — восьмидесятиметровая дорожка, которую выткала мастерица из Красного Чикоя. Дорожку очень красиво презентовали в виде хоровода, торжественно измерили каждый метр и сделали первую запись.

Второе рукотворное чудо — черемуховый пирог длиною семь метров, который дружно отведали все гости и зрители «Круговой». Рекорды завизировала своей подписью министр культуры Забайкалья Ирина Левкович.

Вот как она сказала обо всём этом: «Нам выпала большая честь сохранить культуру семейских-старообрядцев и передать её нашим детям. Этот фестиваль сам по себе — праздник дружбы, песни, добра, фестиваль встреч, обмена опытом, фестиваль, когда друг перед другом можно похвалиться своими достижениями в песенном творчестве, декоративно-прикладном творчестве».

Думаю, это и есть главная задача и посыл «Круговой». Впереди два года. Надо думать о рекорде, который можно будет с честью внести в Книгу рекордов Красночикойского района.

Все материалы рубрики «Забайкалье многоликое»

 

Елена Чубенко
Фото автора
«Читинское обозрение»
№36 (1728) // 07.09.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net