Тёмная и неподвижная глубина неба. Где-то в его вышине появляется странная, быстро вытягивающаяся по вертикали, более светлая полоса. Она стремительно светлеет ещё и расширяется… Через мгновение полоса вспухает, превращается в наливающееся тёмно-, затем светло-коричневым светом зловеще-удивительное, как бы живое облако в тёмном небе. Клубящееся, вспухающее, оно захватывает всё небо, меняя его тёмный цвет и делая его непрозрачным. Гигантское облако окончательно поглощает мир, с которым случилось что-то страшное, грозное или… чудесное… «Серёжа, пей чай, а то остынет…», — мама ставит молочник на стол.
Мне лет пять, и я смотрю как зачарованный на кружку из прозрачного стекла, в котором только что произошло «живое чудо» — облако «захватило», «взорвало», «поглотило» «небо». В «обычном» мире всего-навсего молоко смешалось с ароматным чаем. Маленький, я тогда и не подозревал, что воочию, вот уже который раз, наблюдал в простейшей форме тот захватывающий, удивительный процесс кинематографического чуда, родившегося за пару десятилетий до появления компьютерных спецэффектов. Чуда комбинированных съёмок под названием «шифром». Впрочем, об этом и всём остальном ниже…
После первого спутника, полёта Гагарина, мягких посадок земных аппаратов на Луне, Марсе, Венере, отправки первых радиосигналов Земли в глубины Вселенной, научно (и не очень)-фантастическое кино расцвело бурным цветом. Отечественный и зарубежный зритель прямо-таки ломился в кинотеатры увидеть ещё невиданные неземные миры и пейзажи. Фантазии у сценаристов и режиссёров хватало с избытком, однако качество спецэффектов чаще всего было далеко от желаемого. И если техническая сторона показа космических кораблей и орбитальных станций, экипировки космонавтов (скафандры и т.п.), оснащения экспедиций (вездеходов, роботов) дошла до высокого уровня мастерства, к примеру, как в картинах «Дорога к звёздам», «Планета бурь», «Туманность Андромеды», «Космическая одиссея 2001 года», то с показом внеземных «чудес»: необычных чужих планет, загадочных космических явлений и тому подобного дело обстояло гораздо хуже. Каменистые и пустынные планеты получались вполне достоверными (впрочем, и то не всегда), но вот с инопланетными лесами, реками, полями, морями и прочей флорой, фауной и цивилизациями, обогнавшими в развитии Землю, кинематографисты старались… меньше связываться. (Исключение, и то отчасти относительное, пожалуй, составила Венера из «Планеты бурь»). А если связывались, то от всего показываемого чаще всего за версту «разило» бутафорией. А что касалось демонстрации каких-либо необычных космических (и земных «магических») явлений, то… В общем, использование в таких случаях в комбинированных съёмках различного рода мультипликации и покадровой съёмки спасало ситуацию, но только частично — ну видно было (за редким исключением), что это всё-таки «мультяшка». Зритель, тогда, к счастью, не слишком искушённый, старался принимать условия «игры» и смотрел фильм как единое целое… А до полноценных, «привычных» каждому любителю кино, компьютерных спецэффектов было ещё не меньше пары десятилетий.
И вот однажды, в 1970 году, в СССР в области трюковых, комбинированных съёмок появилось нечто совершенно новое, беспрецедентное, не имеющее аналогов в киномире.
14 октября, на IX Конгрессе Международного союза технических кинематографических ассоциаций (УНИАТЕК), проходящем в столице Франции — Париже советской делегацией был представлен научно-фантастический короткометражный фильм «Космос, Земля, Космос» оператора комбинированных съёмок студии «Мосфильм» (с 1953 года) Бориса Тихоновича Травкина, в котором он также выступил в качестве сценариста и режиссёра.
Зарождение материи Вселенной, галактик, легионов звёзд, появление разумной цивилизации на одной из миллиардов планет, её гибель, её возрождение и превращение в немыслимую сверхцивилизацию… Невероятно захватывающие дух кадры десятиминутного фильма, сопровождаемые «неземной» музыкой, повергли международную зрительскую аудиторию профессиональных кинематографистов, жюри и прессы в состояние «космического» шока. Показанное явно не было мультипликацией.
О компьютерных спецэффектах, как я уже упоминал выше, и речи быть не могло. Однако это не были и «привычные» трюковые и оптические комбинированные съёмки. Участники конгресса никак не могли понять, что за масштабные невиданные вселенские зрелища они только что наблюдали? Прошёл даже совершенно невероятный и довольно нелепый дикий слух: «У русских, при помощи одной из секретных ракет-носителей, на орбиту выведен какой-то сверхмощный телескоп, позволяющий наблюдать такие же сверхотдалённые космические объекты и явления…».
На следующий день участникам конгресса была представлена маленькая плоская стеклянная прозрачная коробочка-кювета размером всего… 9 на 12 сантиметров. Все масштабные вселенско-галактические и планетарно-земные явления были созданы и сняты в этой ёмкости! Дополнял кювету ещё и… аквариум вместимостью всего в один литр, при этом размер различных поражающих воображение космических катаклизмов вообще составлял несколько миллиметров съёмочного поля.
Ну и наконец, самое сенсационное, то, что «актёрами», исполнившими «роли» грандиозных космических чудес, были… химические и органические вещества! Порой самые неожиданные и даже «привычные», не замечаемые людьми в быту и окружающей жизни. При смешивании и взаимодействии друг с другом эти «актёры» были способны «выдавать» самые разнообразные движущиеся формы. Порой неведомые, поражающие воображение, фантастические, «неземные» образы, пейзажи, панорамы, явления (как тут не вспомнить вышеупомянутый в прологе нашего рассказа чай в процессе «забеливания» молоком, сходный с атакой неведомого облака-чудовища). В этот же день в зале конгресса было произнесено на русском загадочное слово:
Неслыханное словечко являло собой аббревиатуру и расшифровывалось как: Форма, Образованная Контактом Активных Жидкостей. Слово, как и сами съёмки по методу ФОКАЖа, разработал и претворил в жизнь сам автор сенсационной фантастической короткометражной ленты — советский мастер комбинированных съёмок Борис Тихонович Травкин. Вот, в качестве первого примера, одна из многих сцен в фильме «Космос, Земля, Космос» — впечатляющий эпизод с раскалённым океаном кипящей огненной магмы — «прародительнице» твёрдой поверхности новорождённой планеты. Подобного эффекта Травкин добился благодаря смешиванию в определённой пропорции таких «ингредиентов», как: бензин, красная масляная краска и… дегтярное мыло. В правильном соединении этих веществ получалась кипящая «планетарная магма». Под объективом камеры, на «высоте» 5—6 сантиметров, с безумными «конвекционными потоками» вкупе со специальной подсветкой она не отличалась от «настоящей». Оператору, по его собственному признанию, даже казалось, что от стеклянной кюветы, в которой «снималась» «кипящая» «магма», исходит страшный жар.
…Интересно, что оператор Борис Травкин, ещё до своей космической короткометражки, давно подмечал потенциальные возможности использования «химии» для создания фантастических и сказочных сцен. Так, ещё в 1964 году, работая над комбинированными съёмками в фильме «Зачарованная Десна», он создал совершенно удивительные клубящиеся облака, увиденные главным героем фильма — шестилетним мальчиком. Это «диво» Травкин создал путём вливания в обычную чистую воду в аквариуме обычной белой гуаши (и вновь вспоминается молочный «глобальный» катаклизм в кружке чая). Но вернёмся в Париж 1970-го…
Участники IX конгресса УИНАТЕК были поражены возможностями удивительного ФОКАЖа и… крохотными размерами «Вселенной», в которой русским кинокудесником была снята картина «Космос, Земля, Космос» — маленькой кюветой и аквариумом. Автор фильма поделился с иностранными коллегами, каким образом он снимал свой чудо-фильм по системе ФОКАЖ. Как выглядела съёмочная установка и как она работала, хорошо иллюстрирует эта несложная схема-иллюстрация (см. схему).
В фильме «Космос, Земля, Космос» среди «планетарных» эпизодов присутствует такая зрелищная сцена с условным названием «Рождение мира Флоры». Для её создания Борис Тихонович Травкин использовал обычный… косметический глицерин. Автор наносил глицерин неравномерным слоем по стеклянной пластине размером 6 на 9 сантиметров. Затем в нижнюю часть глицеринового поля при помощи пипетки капалась растворённая в воде чёрная анилиновая краска, смешанная с раствором одеколона (вероятно, это был обыкновенный Тройной одеколон) в пропорции 50:1. Капли этой смеси начинали быстро распространяться по глицериновому слою, давая необычный, похожий на растение, рисунок. Съёмку Травкин вёл вначале на специальную киноплёнку, позволяющую получить изображение, способное перекрывать один или несколько объектов в кадре, для того, чтобы затем «впечатать» на него нужную «картинку». Такой метод в комбинированных съёмках называется «маской» и «контрмаской» (один из примеров — сцена в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где героиня Н. Крачковской действует одновременно с двумя мужьями — царём и управдомом — Юрием Яковлевым: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат…»).
Далее автор снимал на цветную плёнку, с окрашенными в нужный цвет компонентами фона, и самого «представителя» первой флоры — «растения».
…Северное сияние, таинственное мерцание, паутино-«- живое» создание и прочая химио-спецэффектно-«фокажная» рецептура. Камера, ФОКАЖ, съёмка — дело «хитрое» и трудное. Как Травкин лаву «строил протопланетную. ФОКАЖ и Чудовище в… Чите: как это было. Создать великий и легендарный инопланетный Океан при помощи… и без «грамма» компьютерных спецэффектов. Первый цветной, устрашающий, ядерный… и его секреты. Как сгустить материю вселенскую… дома? ФОКАЖ за границей. На планете Ораина, звездолёт и далее по Вселенной… Травкин — гений-«комбинатор»: забытый и востребованный… Об этом и не только в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№38 (1730) // 21.09.2022 г.
0 комментариев