Главная / Авторы / Юлия Щурина / Дайте две!
Дайте две!


Продолжаем знакомиться с разнообразием этикетных ситуаций и их словесного оформления. Сегодня поговорим о просьбах.

Такой необходимый в жизни жанр, как просьба, довольно часто вызывает у говорящих затруднения. Далеко не все знают, как должна быть оформлена вежливая просьба, а ведь от этого зависит её результат — вежливому человеку гораздо труднее отказать.

Главное правило заключается в том, что всякая, даже самая пустяковая, просьба должна содержать не только требование просимого, но и специальные формулы вежливости: Пожалуйста (передайте деньги); Будьте добры (прикройте дверь); Будьте любезны (подойти к телефону); Не могли бы вы (закрыть окно); Вас не затруднит (подать стакан воды); Если вам не трудно (подвиньтесь).

Если просьба связана с необходимостью оторвать собеседника от его дел или просто обращена к незнакомому человеку (например, на улице), она обязательно должна сопровождаться извинением: «Извините за беспокойство…»; «Извините, вы не подскажете…»; «Простите, что беспокою вас…».

По тому, каким образом выражает автор свою просьбу, можно легко установить не только уровень его речевой подготовленности, но и многие общие характеристики: воспитанность, образованность и даже настроение.

Так, использование глагольных форм повелительного наклонения 2 лица повышает категоричность высказывания, а неопределённая форма глагола в значении повелительного наклонения превращает просьбу в приказ. Усиливают категоричность и восклицательные знаки.

Если мы видим на двери одного магазина объявление «Закрывайте двери», а на двери другого — «Спасибо, что закрыли дверь», вполне вероятным будет предположение, что во втором случае нас ожидает и более высокий уровень обслуживания. А объявления типа: «Руки на прилавок не класть!», «С мороженым и собаками не входить», «Руками не трогать!», «На унитаз ногами не вставать!», «Без масок не обслуживаем!!!», «Без маски не входить!» могут настолько охладить потенциального клиента, что он вообще постарается этот магазин или ресторан обходить стороной. Хочу ещё раз напомнить уважаемым авторам подобных объявлений, что выраженная таким образом просьба превращается в категоричный приказ. Приказы же может отдавать только вышестоящий по отношению к нижестоящему, но никак не продавец — покупателю.

Интересно, что в европейских странах, где этикетная система складывалась на протяжении многих веков, вежливость кажется, на взгляд русского человека, даже избыточной. Так, в магазине или ресторане вас поблагодарят как минимум три или четыре раза: когда вы выбрали товар, когда расплатились, когда вам отдают чек и т.д. То же самое касается и извинений — их приносят, даже когда проверяют билеты в метро.

Ещё восточные мудрецы считали, что вежливость продлевает человеку жизнь. Представьте только, как благотворно мы сможем повлиять на жизнь наших близких, друзей, знакомых и незнакомых людей, если просто начнём почаще их благодарить, извиняться, вежливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться к ним с просьбой, — словом, выполнять такие простые и такие нужные правила речевого этикета.

Все материалы рубрики «Говорите по-русски»

 

Юлия Щурина,
кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой русского языка и
методики его преподавания ЗабГУ
Фото: fishki.net
«Читинское обозрение»
№46 (1738) // 16.11.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net