Забайкальский зритель уже давно полюбил Евгения Нимаева не только в качестве замечательного актёра, многие восхищаются его незаурядными режиссёрскими работами, в том числе моноспектаклями. Талантливый артист выступает и в амплуа исполнителя песен, благодаря этому его знают даже люди, далёкие от театрального искусства.
10 декабря артист Забайкальского краевого драматического театра Евгений Нимаев отмечает свой двадцатипятилетний творческий юбилей встречей «Влюблённый в Мельпомену» (12+).
Приходилось ли вам задумываться над тем, что на один и тот же факт, переданный различными словами, и посмотреть можно по-разному? Согласитесь, выражение «четверть века» звучит гораздо солиднее и весомее, чем просто «двадцать пять лет».
…Четверть века на сцене — это много или мало? Наверное, более чем достаточно, если вспомнить все выходы на сцену, успехи и неудачи, бесконечные часы репетиций в театре, а также мысленный прогон и зубрёжку ролей дома. Но, в то же время, это очень мало, учитывая огромное количество идей и творческих планов, неугомонную душевную энергию и желание постигать новое.
Женя Нимаев пришёл в наш театр ещё студентом — тогда, в 1995-м, его приняли в труппу Забайкальского драматического. Официальное же трудоустройство датируется 17 октября 1997 года, отсюда и стартовал подсчёт годков его творческой карьеры.
— Двадцать пять лет пролетели незаметно, — признаётся актёр. — Помнится, когда я пришёл, как раз состоялся бенефис по случаю двадцатипятилетия на сцене актрисы театра Любови Гамовой, а буквально недавно она отметила пятидесятилетний юбилей своего служения в нашем театре.
Вот так незаметно бежит время, и мы отмечаем его флажками, символизирующими те или иные даты. Пытаемся подвести итоги прошедших событий, иногда даже рискуем строить планы на будущее, сопоставляя себя сегодняшних и вчерашних.
— Недавно наткнулся на запись программы конца девяностых с Еленой Князевой, в которой мы, выпускники театрального факультета, беседовали о жизни, искусстве и своих планах на будущее. Может быть, это звучит нескромно, но я в душе порадовался за того, совсем ещё молодого, Женю, рассуждавшего о каких-то важных вещах. Признаюсь, что эти позиции и мысли в основном близки мне и сейчас, несмотря на то, что прошло столько лет, и жизненный багаж стал куда солиднее. Нахожу я что-то рациональное и близкое мне до сих пор и в тех песнях, которые я писал сразу после армии. Конечно, многое во мне изменилось, сгладилось, на какие-то вещи я стал смотреть по-другому, но в целом себе не изменил, — рассуждает Евгений.
Не предаёт актёр и свой любимый театр, который помнит его совсем ещё юным. Не раз приходилось наблюдать, как Женя работает на сцене — и в качестве актёра, и руководя процессом постановки спектакля. И в каждом случае его неизменно отличают спокойствие и уверенность в своих силах. Но это отнюдь не та уверенность, я бы даже сказала, самоуверенность, которая возникает у некоторых матёрых и опытных актёров и режиссёров и порой дорастает до уровня откровенной лени и поверхностного отношения к работе: «Да я, я тогда-то поставил то-то, сыграл там-то! Это был такой успех!». Вовсе нет. Он очень основательно подходит к любой работе — будь то небольшая роль или ответственный театральный проект, его трудолюбию можно позавидовать.
— Мне всегда было интересно попробовать себя в роли режиссёра, — рассказывает он. — Я долго думал, что это не моё, сомневался. У меня ведь даже, как говорят в народе, и корочек-то режиссёрских нет. Поэтому для меня долгое время это было почти недосягаемой вершиной, чтобы постигнуть её, нужно долго учиться и, кроме этого, быть поцелованным Богом.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что эти самые «корочки» в том или ином деле, особенно в наше время, получить гораздо проще, чем «поцелуй от Бога». И Жене досталось второе. Это несомненно.
Не в силах больше сдерживать желание поставить на сцене что-то своё, донести до зрителя какие-то личные переживания и услышать в их сердцах отклик, он решается сначала на постановку моноспектакля, поскольку «…даже в случае провала я буду отвечать только сам за себя».
«Сороковые роковые», «Сказ про Федота Стрельца»… Провала не случилось, был только успех. Взгляды зрителя неизменно были прикованы к сцене, на которой выступал всего один актёр. Со временем Евгений решился на более сложную режиссёрскую работу — с участием коллег-актёров. Сначала он поставил спектакль «Вот так и живём», посвящённый сибирскому писателю, актёру и кинорежиссёру Василию Шукшину, потом были «Рядовые».
— Как режиссёр, я знал, куда мне идти и что делать, — рассказывает он. — Но меня несколько пугал вопрос о том, как я, да ещё и со своим взрывным характером, выстрою взаимоотношения с коллегами-артистами. Смогу ли понять всех, направить работу в нужное мне русло? Слава Богу, мы сработались и всё прошло хорошо.
Совсем недавно, в рамках бенефиса Любови Гамовой, зритель смог увидеть ещё один премьерный спектакль нашего театра с режиссёрской работой Евгения Нимаева — «Афинские вечера».
И всё же, несмотря на успех премьерного спектакля, Нимаев признаётся, что ему больше по душе спектакли классические, без лишней эпатажности и веяний нового времени, порой не совсем приличных:
— К счастью, наш театр с достоинством и без особого надрыва пережил этот период мракобесия, начавшийся в девяностых годах. Мы всегда ставили светлое, доброе и нравственное. Это, конечно же, произошло благодаря Николаю Алексеевичу Березину, который в то время и сохранил наш театр классическим, консервативным, придерживающимся всех канонов театрального искусства. Сейчас, уже спустя годы, я понимаю, почему мы тогда редко участвовали во всевозможных фестивалях театрального искусства. Николай Алексеевич просто понимал, что на фоне тогдашнего разгула непотребностей и пошлостей на сцене, выдаваемых за какое-то продвинутое новшество, мы просто не пройдём с нашими классическими спектаклями, в которых эмоции зрителя мы должны вызывать не эпатажностью, а лишь своей игрой. К сожалению, у многих театральных критиков глаз, как говорится, уже не стреляет на простое, классическое — «Что вы тут нафталин показываете?». Нужно было обязательно как-то извратиться, поставить всё с ног на голову, раздеться на сцене, в конце концов… Думаю, нововведения, безусловно, нужны, но использовать их необходимо с огромной осторожностью и обязательно через призму нравственности. Как говорится, оскотиниться и опошлиться очень легко, даже не заметишь, как это произойдёт. А для того, чтобы вызвать у зрителя эмоции: слёзы, радость, восторг без лишней эпатажности, требуется мастерство. Ради этого люди и ходят в театр. Конечно, далеко не все. И причины этого во многом кроются в засилье телесериалов на любой вкус, на которые многие, в том числе и люди старшего поколения, уже подсели, как на наркотики. Уверен, что театра ничто не заменит — это происходит здесь и сейчас. Это живая энергия.
Для того же, чтобы разжигать и поддерживать огонь этой живой энергии, от самих актёров также немалое требуется. Работа настоящего актёра вовсе не похожа на любой производственный труд — они не могут по звонку уйти с работы, отложив все дела на новый рабочий день. Это непрерывный творческий процесс, который продолжается и за пределами театра.
— Порой готовишь картошку на ужин, специально выбираешь самую мелкую. Чистишь, а сам прокручиваешь в голове мизансцены, реплики, движения, — смеётся актёр. — Знаете, как помогает.
Все, кто близко знаком с Нимаевым, знают, с каким трепетом он относится к своим детям и жене Ольге — во всём старается помочь и поддержать. И они отвечают ему тем же.
В нынешние новогодние праздники порадует актёр и всю нашу забайкальскую детвору, которая придёт в драматический театр, — на малой сцене состоится восстановленный спектакль «Приключения Новогодней ёлки». В планах — постановка спектакля «Громобой-перо» по произведению нашего земляка Евгения Куренного, концерт памяти Владимира Высоцкого.
Но это всё будет в начале следующего года. Пока же в ближайших планах артиста творческий вечер, посвящённый двадцатипятилетию на сцене, под названием «Влюблённый в Мельпомену» — встреча со зрителем, во время которой будут и отрывки из спектаклей, и поздравления друзей, и песни, в том числе и забайкальских авторов, в исполнении заслуженного деятеля искусств Забайкальского края Евгения Нимаева, для которого двадцать пять лет (или четверть века) в творчестве станет, надеемся, всего лишь трамплином для достижения новых высот.
Приглашаем всех на творческий вечер актёра Евгения Нимаева «Влюблённый в Мельпомену», который состоится на Большой сцене Забайкальского краевого драматического театра имени Николая Березина 10 декабря в 17.00 (12+).
Все материалы рубрики «Наши-театральные»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1740) // 30.11.2022 г.
0 комментариев