Как известно, одним из признаков особо любимого, подлинно народного фильма является «культовость» его главных персонажей, цитируемость фраз, произнесённых ими, действий и т.п. Однако самый наивысший признак «культовости» — это когда герои кинокартин становятся героями …анекдотов: Василий Иванович Чапаев с Петькой, разведчик Штирлиц, Трус (Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов)…
Наши любимые мультики в этой «ситуации» исключения не составляют: Винни-Пух с Пятачком, Карлсон с Малышом и Фрекен Бок, дядя Фёдор и Матроскин из «Простоквашино», Ёжик, Медвежонок и Лошадка из «Тумана» и наконец, неизвестный науке мохнатый зверь повышенной лопоухости с его неразлучным другом — крокодилом и хулиганкой-пенсионеркой (крыса Лариска прилагается).
Сегодня, накануне грядущего Кинособытия с большой буквы с беспрецедентно-сказочным для отечественного кино бюджетом в 850 000 000 руб., когда этот мохнатый миляга-симпатяга впервые шагнёт с «мультяшного» на большой экран, мы начинаем рассказ о появлении «первоисточника». История рождения нашего любимейшего как мультика, так и персонажа — Чебурашки, а также его друга крокодила Гены и одной пожилой гражданки-хулиганки и др. Начнём, пожалуй…
Дело было летом 1965 года в солнечной Одессе. Находясь в отпуске, молодой долговязый 27-летний парень — московский авиаинженер Эдуард Успенский, подрабатывающий также литературным трудом и успевший выпустить свою первую небольшую книжку стихотворений для детей «Смешной слонёнок», забрёл в гости к другу. Чаёвничали (и не только), говорили, как водится, «за жизнь». Эдуард делился идеей будущей книги, где героями должны были стать — крокодил по имени Геннадий, девочка Галя, обезьянка Мария Францевна, жирафа Анюта, лев Чандр, щенок Тобик, девочка-отличница Маруся, двоечник Дима, начальник Иван Иванович и другие интересные персонажи, среди которых имелась и одна примечательная вредная старушенция.
«Вот только, понимаешь, — признался Эдуард другу, — пока не придумал ещё одного, главного, героя, который будет лучшим приятелем Геннадия…». Друг посочувствовал, как мог: мол, у тебя Эдик, ещё в запасе половина отпуска, гуляй по городу, на пляже поваляйся, в порт сходи, глядишь, и выдумаешь что-нибудь… Внезапно, в соседней комнате что-то загремело. Друзья открыли двери — на ковре, весело хохоча, лежала маленькая племянница друга Успенского, одетая в …цигейковую шубу. Оказалось, девочка примеряла зимнюю обновку, взятую на вырост. Модница поднялась, но шубейка была явно больше по размеру. Девочка закачалась, путаясь в полах обновки, и вновь грохнулась на ковёр, по-прежнему заливаясь смехом. «Гляди-ка, Эдик, как чебурахается-то», — заметил дядя девочки и тоже засмеялся. К веселью присоединился и Успенский. Ребёнок снова поднялся с ковра и …чебурахнулся ещё раз, но уже скорей от смеха… Весёлое словечко «чебурахается», до этого как-то не слыханное начинающим писателем, запало ему в голову.
Спустя несколько дней Успенский, прогуливаясь по территории одесского порта, остановился передохнуть в тени платана, росшего возле местного киоска, где продавались фрукты. Рядом стояло десятка два корзин, доверху заполненных связками бананов. На самой высокой грозди тропических фруктов сидел с огромными «сияющими» глазищами довольный …хамелеон. Маленький. И тут на Успенского «снизошло»: «неизвестный науке экзотический зверь…», «вместо корзин с бананами — ящик с апельсинами…», «обычный, не морской, город», «а зверь — будущий друг Гены — добрый, обожающий цитрусовые, пушистый … чебурахнутый… нет… просто …ЧЕБУРАШКА!!!».
На следующий, 1966 год, в издательстве «Детская литература» вышла книга — первое прозаическое произведение Эдуарда Успенского — сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья» с иллюстрациями художника Валерия Алфеевского. Надо заметить, что выглядел Чебурашка совсем не так, как мы его привыкли видеть в будущей классической серии мультфильмов — в книге у него был большой хвост, а уши были …маленькими. В общем «зверь» был абсолютно несуразно-загадочным (см. фото)… В одноимённом диафильме, появившемся в 1969 году, Чебурашка в версии художника Бориса Степанцева (режиссёр знаменитых мультиков «Малыш и Карлсон» 1968 и «Карлсон вернулся» 1970) был вообще … полосатым, пушистым, с относительно немаленькими ушами, но …кругло-угловатыми (см. фото).
А вот Того Самого Чебурашку, которого ныне знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом, в первую очередь, в Японии, придумал и нарисовал художник-постановщик (более 60-ти мультфильмов) и режиссёр-мультипликатор Леонид Шварцман (серия мультиков «Осторожно, обезьянки» и др.). Немного забегая вперёд, расскажу, как это было.
Художник намеренно отказался от описания «неизвестного науке зверька» в книге Успенского — большие жёлтые глаза Чебурашки Шварцман превратил в удивлённые, немного наивные, со зрачками тёмного цвета. Хвост оставил, но превратил в хвостик. Маленький. Ножки из длинных сделал коротенькими и пухленькими как вытянутые булочки. Насчёт ушей… Их описания в книге не было. Художник подумал и поместил уши Чебурашки на макушке, как у большинства животных. Потом подумал ещё и увеличил… Потом ещё… ещё… Пока уши не стали совсем большими и круглыми и не «съехали», как у человека, на левую и правую стороны головы. Так и появилась ныне знаменитая, лопоухая, добрая милота по имени Чебурашка…
Но вернёмся в 1966-й, когда появилась книга «Крокодил Гена и его друзья»…
В это славное время на студии «Союзмультфильм», начиная с 1947 года, вовсю трудился уже известный мастер кукольной и рисованной мультипликации (более 50 работ), бывший фронтовик, режиссёр-мультипликатор Роман Качанов, будущий автор мультшедевров «Варежка» (1967), «Тайна третьей планеты» (1981) и др. Именно в 1966-м Качанов пригласил для совместной работы над кукольным мультиком «Потерялась внучка» художника Леонида Шварцмана. На следующий год они вместе создали «Варежку», затем мультик «Соперники» (1968). Сценаристом этой поучительной короткометражки для взрослых выступил Алексей Родионов — под этим псевдонимом «скрывался» зять бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва — журналист и публицист Алексей Аджубей. Во время работы над «Соперниками» Качанов и Аджубей очень подружились. Как-то, находясь в поиске сюжета для нового мультфильма, режиссёр пришёл в гости к своему другу, у которого было двое маленьких сыновей. Качанов обратил внимание, что мальчишки не в силах оторваться от какой-то книжки, отказались даже от чая с пирожными. «Что же это они такое читают?». Качанов посмотрел на обложку — это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. «Что, так интересно?». Мальчишки закивали головами, не отрываясь от чтения.
Уже на следующий день Качанов умудрился добыть книгу. Прочитал и остался от её персонажей под впечатлением …небольшим. Однако сразу примчался на «Союзмультфильм» и, размахивая «Геной», торжествуя, провозгласил главному художнику Леониду Шварцману и всем своим коллегам: «Вот это и будем снимать!». Оказывается, режиссёру больше понравился внешний антураж книги Успенского — простой город, в котором вот также просто живут и даже трудятся вместе люди и самые различные животные. К примеру, как один из главных героев повести, крокодил Геннадий, который, как известно, работал в зоопарке крокодилом…
В декабре 1968 на «Союзмультфильме» Роман Качанов с группой начал подготовительный период к съёмкам кукольного мультфильма по книге Леонида Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Художник-постановщик Леонид Шварцман вместе с режиссёром занялся поисками образов и эскизами главных героев мультфильма.
О том, как появился Чебурашка, упоминалось выше, добавлю лишь то, что весь подготовительный период перед съёмками мультика длился пять месяцев, из которых больше половины ушло на создание «неизвестного науке зверя», мохнатого, с большими ушками и добрыми, удивлёнными глазами.
С Геной получилось довольно просто — Шварцману сразу привиделся этакий представительный интеллигент с галстуком-бабочкой и белой манишкой. Литературный первоисточник ещё более чётко, коротко и ёмко обрисовал зелёного, хвостатого «служащего» зоопарка, который по звонку, означающему конец рабочего дня, надевал пиджак, шляпу, брал трубку в зубы и отправлялся домой.
Характер, внутренний душевный, так сказать, образ Гены был «подсказан» Качанову также в самой сказочной повести Успенского. Лишь спустя 17 лет популярный детский писатель раскрыл «страшную» тайну — оказывается, крокодила-интеллигента он «списал» едва ли не полностью с характера, поведения, манеры общения известного …композитора …Яна Френкеля! Причём даже с некоторых внешних данных лица маэстро и классика советской музыки и песни. Кстати, этими некоторыми внешними чертами композитора художник Шварцман наделил и кукольного Гену, который действительно стал походить на свой «прототип».
…Теперь о третьем главном персонаже этой кукольно-сказочно-городской истории. Персонаже особом! Маргинальной пожилой гражданке пенсионного, но вполне энергичного возраста, с явно хулиганскими и антиобщественными замашками, с ручной грызуншей-ассистентом в ридикюле…
Впрочем — стоп! В финале я, было, собрался, уважаемые зрители-читатели-мульт-любители, слегка помочь, коротко анонсировав, что будет в следующей нашей встрече-продолжении, но здесь нахально вмешалась вышеупомянутая гражданка и заявила:
…Утверждение спорное, но строчек, как и времени, в сегодняшнем «Синескопе» действительно почти не осталось. Потому лишь добавлю, что речь пойдёт также и о грядущей премьере супер-пупер-фильма, который имеет прямое отношение к одному из героев нашей истории.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№50 (1742) // 14.12.2022 г.
0 комментариев