В детстве он смотрел все серии фильма про любимую рок-группу, мастерил из картона гитары и представлял себе, что играет на сцене. Тогда же, будучи ребёнком, записался на курсы и освоил этот инструмент по-настоящему. Сегодня гитариста Николая Козлова можно увидеть на разных молодёжных площадках Читы: зрители кричат «браво», жюри дают высокую оценку. При этом наш собеседник успевает учиться в университете на инженера-механика и мечтает работать по специальности…
— Родился я в Чите. Учился сначала в школе №21, а затем перевёлся в школу номер 47, — рассказывает о себе Николай. — Увлечение музыкой началось ещё в 5 классе. По телевизору шёл канал «Дисней», где крутили крутой сериал про группу Джонас Бразерс (Jonas Brothers). Для меня это была самая любимая группа. С того времени я загорелся желанием играть их песни: сам мастерил себе гитары из картона, представлял себя рок-звездой на концерте. И твёрдо решил учиться.
Не понарошку, а по-настоящему. С чего начать? Поузнавал у знакомых, где у нас в городе есть такие курсы и школы. Одноклассник подсказал, что можно обратиться в ДК «Орешки» к Алексею Алексеевичу Шевченко. Отучился год, а тем временем преподаватель создал студию «Гитарист», которая переместилась в ОДОРА. Провёл в гитарной школе ещё два года и в итоге научился играть. На всё про всё у Николая ушло три года…
— Гитарное обучение хоть и отличается от классического музыкального образования (где ещё учат сольфеджио и теории музыки, прежде чем подойти к инструменту), но нотная грамота у нас тоже была. На гитарных курсах теория и практика шли одновременно, — вспоминает артист.
Первый инструмент Николаю приобрели родители. Они, как признаётся с благодарностью мой собеседник, поддерживают его во всём: хоть детское увлечение рисованием, хоть спорт, хоть музыка. За годы у Николая дома накопилось несколько гитар: классическая Ямаха, популярный вариант, который рекомендуют преподаватели. На ней Николай проучился три года. Потом появилась электрическая Ямаха — подарок родителей. На ней учился сам, ведь опыт уже есть.
— А сложно освоить игру на гитаре? Многие хотят попробовать, но и опасаются, что ничего не выйдет, — задаю вопрос.
— Это миф, что не всем дано, — отвечает Николай. — На гитаре играть может научиться каждый. Самое главное — освоить первоначальные навыки в первые полгода. У кого-то может сразу получаться. У меня было иначе. Но я преодолел первоначальный рубеж, и дальше стало значительно легче.
Как вы уже поняли, Николай — человек разносторонний. А ещё у него хорошо с точными науками. Конечно же, можно было бы пойти по творческой дороге и специализироваться лишь в музыке, но он решил получить высшее инженерное образование. И не просто корочки, чтобы было, а чтобы работать в этой на сегодня дефицитной профессии. В подтверждении того, что парень не пропускает занятия — его научные статьи по этой сложной специализации.
— После 9 класса выбрал специальность, связанную с автомобилями, так как считаю, что каждый мужчина должен разбираться в технике. После 9 класса пошёл поступать в политехнический колледж на механика по строительно-дорожным машинам, — продолжает он. — Отучился, получил с отличием среднее профессиональное образование и с этим дипломом поступил в ЗабГУ, на специальность инженера-механика. Да, многие машиностроительные предприятия в нашей стране закрылись, тем не менее, отрасль возрождается, и нужны люди с образованием. Сейчас эта работа будет востребована.
А когда появляется свободная минутка, играет на гитаре, готовится к выступлениям или слушает музыку.
— Вообще я поклонник творчества Майкла Джексона. Хотя он и не повлиял на моё увлечение играть на гитаре. Потом слушал в основном рок, а после понял: зачем запирать себя в рамки? Музыка может быть разной, под разное настроение и состояние.
Сейчас в моём плейлисте барды, Булат Окуджава, Виктор Цой и группа Кино, из зарубежных — Металлика, Нирвана, Рамштайн. Когда хочется расслабиться после трудного дня — инструментальная музыка Бетховена, Баха, гитары. Когда надо, наоборот, набраться сил, чтобы сделать какую-то работу — тяжёлый рок. Музыка есть разная, сейчас я даже шансон слушаю. Наверное, это возраст, — смеётся мой собеседник.
Как говорится, долго ли, коротко, а уже 10 лет он в творчестве. Этот артист выступал на больших площадках нашего города. Музыкальный фестиваль, — Музфест, а ещё Студенческая весна, где и победил в номинации «инструментальное исполнение».
У Николая есть единомышленники, такие же студенты, с которыми он планирует сколотить свою команду. Их имён пока он не называет, это интрига. И добавляет: чем больше всевозможных мероприятий для музыкантов, тем лучше. Музфест, конечно, имеет определённые границы по жанрам, но наши ребята делают всё, чтоб развивались разные направления. Многое зависит от запроса людей, от того, что откликнется у широкой аудитории. Николай нацелен на одних слушателей, а его единомышленники, например, Кирилл Аверкин, с соседнего университетского курса, солист группы «Самсара», на другие.
Начинающие музыканты, да и не только музыканты, боятся выступать перед аудиторией. Как себя настроить, чтобы меньше волноваться?
— Волнение, оно будет всё равно, даже у профессиональных музыкантов, — успокаивает наш собеседник. — Самое главное — настроить себя на то, что ты выступишь хорошо, ничего не потеряешь от своего выступления. В первые разы лично я освоил такой приём: в центре сцены выбирал какую-то точку, чтобы смотреть на неё, пытаться сконцентрироваться. Не советую смотреть на какого-либо зрителя. Почему? Да потому что выступающий и так волнуется, а здесь аудитория может быть разной, у кого-то бровь зачесалась или трудный день, вот он и нахмурился. Глянете на такого зрителя и испугаетесь. Затем постарайтесь абстрагироваться от присутствующих и просто ровно сыграть своё выступление. С каждым разом эта боязнь будет уходить, но до конца она не исчезнет. Будьте самими собой. А волнения не нужно боятся. Оно в той или иной степени есть даже у профессионалов, все мы хотим сделать свою работу хорошо, переживаем за её результат.
Ежегодно Николай Козлов играет на концертах Студенческой весны и придумывает всё новые и необычные номера, чтобы удивить зрителя и быть непохожим на других, но при этом, признаётся, что стремление сразить аудиторию должно быть адекватным. Важно выступить необычно и в то же время профессионально, чтобы ваша эксцентричность не выглядела комичной.
Его репертуар — инструментальные каверы на музыку известных артистов, есть и свои сочинения, но пока ещё не пришло время их обнародовать.
— У нас много талантливых музыкантов. Конкуренции нет, потому что у каждого свой стиль, читинские музыканты стараются проявить своё, то, что никем не повторяется. Уважаю уличных музыкантов. Некоторые горожане с негативом воспринимают ребят: мол, три аккорда выучили и тренькают тут, спать мешают! Но они же не хулиганят, не ломают ничего, а занимаются творчеством, несмотря на наши сибирские условия выступают хоть в -20, хоть в -30. Впрочем, это вредно и для здоровья, и для инструмента, — продолжает Николай. — Знаю одного уличного музыканта, который работает много времени возле ОДОРА. Хотя всё-таки надо стремиться дальше, на большую, официальную сцену.
В нашей беседе не обходится без вопроса: а можно ли в наше время зарабатывать творчеством? Не возникает ли внутреннего противоречия, когда хочется играть одно, а зритель платит за другое?
Вообще, конечно же, гитарист Николай Козлов — за творчество по сердцу. Зарабатывать можно, он уже второй год преподаёт гитару. Выступает на концертах. Но в этом деле главное найти баланс. Ведь если будешь играть только своё, рискуешь остаться без заработка. А если делать только то, что угодно лейблам (компаниям по продвижению артистов), засохнешь от тоски. Да, сейчас есть интернет, но и эта сфера задаёт музыканту сложный выбор между запросом дня и репертуаром для души. Ряд российских музыкантов в интервью признавались, что лейблы заставляют их хайповать, идти против себя… Хотя и с хайпом не всё так просто. Сегодня время скоростей, мода меняется быстро. Удивительно, но ту музыку, которая была 10 лет назад популярной, наша сегодняшняя аудитория заносит в графу «старьё». А ведь раньше считали старьём то, что вышло 30-40 лет назад.
— В первую очередь, всем тем, кто решил освоить музыку и стать известным, хочется посоветовать оттачивать свой скилл, то есть, мастерство. Привносить что-то новое, не застревать на одном. Сейчас я обнаружил, что людей привлекает оригинальность в игре на гитаре, к примеру, перкуссионный фингерстайл, это, по-простому, всевозможные постукивания по гитаре. Людям нравится, они смотрят, — отвечает мой собеседник. И продолжает раскрывать свой творческий рецепт. — Надеюсь, что у меня со временем будет всё больше и зрителей, и слушателей. В этом плане среди российских гитаристов интересен пример Валерия Дидюли. Недавно был на его концерте, он же ведь нашёл свою аудиторию, не изменив себе.
Найдите своё направление и развивайтесь, добавляя немного нового. Да, немного, буквально щепотку можно взять того, что сейчас на хайпе. Я всё-таки сторонник свободы в творчестве и за профессионализм, иду в том направлении, которое востребовано и занимаюсь тем, чем нравится.
Когда трудно, Николай старается вспоминать главное: работать, даже если не получается. Не сдавайтесь, никого не слушайте и идите вперед. И всё получится.
Все материалы рубрики «Сделай громче»
Виолетта Вдовяк
Фото из архива Николая Козлова
«Читинское обозрение»
№51 (1743) // 21.12.2022 г.
0 комментариев