«Высокий профессионализм, гармонично сочетаемый с открытостью, дружелюбием и простотой в общении» — такие качества отметила в знаменитом российском актёре Андрее Мерзликине забайкальский православный режиссёр Ирина Михайлишина после их совместной работы над фильмом «Варлаам Чикойский». В том, что она права, смогли убедиться и забайкальцы, посетившие моноспектакль артиста «С любовью к Родине» (6+), состоявшийся в Большом зале Дома офицеров.
Моноспектакль заслуженного артиста России Андрея Мерзликина состоялся в рамках проекта «Читаем со смыслом». Основным лейтмотивом действа стало творчество Василия Шукшина, персонажи книг и фильмов которого знакомы каждому из нас. Актёр поведал о творческом и жизненном пути писателя, близкого, как признаётся Андрей Мерзликин, ему по духу. Обострённое чувство правды, высокая планка справедливости, воспевание в человеке таких качеств, как трудолюбие, доброта, совестливость, любовь к своей Родине — всё это, в простой и доступной любому читателю форме, буквально пронизывает произведения Василия Макаровича.
— Мест на Земле красивых много, да что там — вся Земля красива, — звучал со сцены звучный голос Андрея Мерзликина, увлекая зрителей в мир слова Василия Шукшина. — Но дело не в красоте, а в том, что даёт Родина человеку на всю его жизнь. Моё ли это место, где я родился и вырос? Да, говорю, моё. Ибо всю свою жизнь я несу Родину свою в себе. Я жив ею. Она даёт мне силы, когда становится невыносимо грустно и тяжело. Скажет кто-нибудь: «Алтай», так вздрогнешь, и сердце лизнёт до боли знакомое чувство…
— Уверен, что человек жив своей преданностью и теми истинными и гармоничными устоями, которые заложены в нём благодаря его предкам, — рассуждает в личной беседе актёр. — А ещё человек крепок постоянством, той константой, которую он выбрал когда-то и которой остаётся верен. И тогда люди могут на него опираться, зная, что в нём есть нечто настоящее, стоящее и крепкое. К сожалению, люди зачастую размениваются по мелочам. Я ни в коей мере никого не осуждаю — наверное, жизнь устроена так непросто, что приходится порой, как говорится, крутиться, вертеться и подстраиваться. Ясно одно — это неизбежно размывает и подрывает внутреннюю целостность человека. Я не хочу говорить громких слов и не берусь судить о себе или о других людях категорично — у каждого ведь существует своё понимание крепости. Просто есть инструменты, понятные каждому с детства. Если у человека болит какой-то орган, нужно обращаться к доктору, если болит душа — значит, есть такой термин, как «совесть». Для одних — это просто термин, для иных — нечто большее. Одно ясно — это регулятор чего-то очень важного для человека. Ведь недаром в русской классике совестливости уделяется огромное значение, она всегда была и будет одним из маркеров состояния души человека.
Говоря о Забайкалье, актёр с теплотой вспоминает место проведения съёмок, в которых ему пришлось поучаствовать. Напомним, несколько лет назад по сценарию Ирины Михайлишиной у нас был снят документальный фильм, показывающий удивительные факты жития Варлаама Чикойского, а также свидетельства его помощи современным людям. В роли рассказчика тогда любезно согласился выступить Андрей Мерзликин. Фильм рассказывает об отшельнике, монахе, основавшем в чикойских горах монастырь и сделавшем некогда духовную пустыню настоящим благодатным оазисом, к которому и спустя двести лет притекают сотни паломников. Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.
Основным местом съёмок фильма стал Забайкальский Афон — именно так называют расположенный в чикойских горах монастырь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, основанный трудами преподобного Варлаама. В обители сохранились остатки фундаментов храмов, монастырские колодцы, древний склеп, могильные плиты, мельничный жернов, поклонный крест, остатки кельи святого. Обитель удалена от центра края на семьсот километров и находится в двенадцати километрах от села Урлук Красночикойского района.
— Мне очень приятно вновь оказаться в Забайкалье, посетить Читу, повстречаться с друзьями, коих у меня здесь уже немало и которых я очень люблю. Но у меня есть одно особенное место, к которому я прикипел, — это Урлук. Мне приходилось много путешествовать по России, но эти места меня буквально поразили, как и жители Красного Чикоя, в своих танцах и песнях рассказывающие о чём-то сокровенном, что не может не отозваться в душе, — рассказывает Андрей Мерзликин. — Это не могло не произвести на меня впечатление. Глубоко затронуло мою душу и знакомство с селом Урлук, и отцом Евстафием. Мы поднимались в горы, жили там, гуляли по ночному селу, слушали природу. Оказывается, это всё здорово останавливает ритм городского человека, и ты начинаешь понимать нечто сокровенное, более глубоко воспринимая слова, написанные о малой родине такими великими авторами, как, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Василий Белов. Всё это занимает важнейшее место в системе координат тех ценностей, которые человек считает главными и которые неизбежно определяют наше направление пути. Выражаясь словами Василия Шукшина, всё это не зря, и мы не имеем права отдать это, как говорится, за понюх табаку.
Все материалы рубрики «Гости нашего города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№6 (1750) // 08.02.2023 г.
0 комментариев