В один из мартовских дней автор этих строк вернулась к нашей старой доброй теме. Читатель помнит, что, исследуя Багуловую тропку, мы остановились возле Казанского храма. Здесь линия сворачивает по Бутина и ведёт до почтамта. Казалось бы, вот уже и завершение нашего путешествия. Но нет, этот район города буквально пронизан историей, а старинные здания встречаются через одно.
Поначалу путешествие по историческим местам планировалось в весенней обстановке: в лёгких кроссовках, под щебетание птиц и яркое солнце. Но в двадцатых числах марта в Читу пришёл монгольский циклон (наподобие тех, что вызывают летом у нас дожди и наводнения), принёс снегопад и навалил снега больше, чем за всю зиму! Поэтому фото зданий — в зимнем антураже, а сама багуловая линия оказалась глубоко под сугробами. Да, оказывается, в Чите бывают сугробы, стоит снегопаду задержаться здесь на два дня при постоянном ветре!
Итак, перейдём через улицы Бутина и Амурская. Вот многоквартирный жилой дом сталинской эпохи. Но нас заинтересует другой, в два этажа, по Бутина, 17. Это…
Небольшое красивое сооружение построено в 1910 году Петром Михайловичем Лопатиным, казаком Быркинской станицы, гласным городской Думы. Ну, а официальное название — жилой дом Гантимуровой. Зданием впоследствии как раз и владела его дочь — Анастасия Петровна Гантимурова (девичья фамилия Лопатина).
Портал «Визит Чита» сообщает, что главой семьи Гантимуровых был Терентий Терентьевич, в 1907 году он работал старшиной соляных складов в Кузнечных рядах и на Большом острове Читы. Потомки Гантимуровых происходят из древнего тунгусского рода князя Гантимура, после принятия крещения они служили Российскому государству. А сам Гантимур владел землями в междуречье Шилки и Аргуни, в верхнем течении Амура. В подчинении Гантимура находились «даурские пашенные люди», а также эвенки, занимавшиеся охотой, уточняет «Энциклопедия Забайкалья». Первоначально Гантимур положительно отнёсся к появлению русских, стал платить ясак в пользу казны. Но в 1654 году сжёг Нерчинский острог, все посевы, бежал в Маньчжурию. Считался также китайским подданным. В 1667 г. он вернулся в Забайкалье, отказавшись выступить на стороне Китая против русских при Амуре. Его примеру последовали другие даурские племена…
Но вернёмся к истории домов. Улица Бутина сто лет назад называлась Софийской. Уже тогда она была оживлённой. А это значит, что арендаторов у владелицы дома — в достатке.
В 1910-м здесь торговал головными уборами Герш Абрамович Гельнер, бакалейными товарами — Николай Кирианович Кампонулос. Работала булочная братьев Бородулиных. В 1917 принимала заказы электротехническая и жестяная мастерская Ивана Кирилловича Тулакина и техника В. Н. Попова.
В революционном 1917 году дом превратился в штаб-квартиру Читинского комитета РСДРП, где главная роль принадлежала большевикам. Тут читинские большевики открыли легальный комитет. Здесь же располагалась редакция старейшей в нашей стране газеты «Забайкальский рабочий», о чём ныне сообщает мемориальная доска.
В двадцатых годах прошлого века здание стало своего рода поликлиникой. В доме вели приём врачи, известные в Чите: Лопатин Сергей Петрович, Жуков Афанасий Николаевич (брат известного скульптора Иннокентия Жукова), работала бактериологическая лаборатория врача Модчева, принимала больных акушерка Е. И. Нейланд.
В тридцатых здесь открылась фотостудия «Стиль» Николая Одинцова. Долгое время в бывшем доме Гантимуровой работал ресторан и контора треста столовых и ресторанов Забайкальской железной дороги. С 1934 года по 1947 год в здании действовал Читинский областной и городской радиокомитет.
На этом месте история здания обрывается, в официальных источниках, к сожалению, не удалось найти, что же было тут потом. Сейчас здесь находится Читинская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции России. Данная структура содействует судам, органам дознания, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Именно тут проводятся все экспертные исследования.
Идём выше. Старинное здание за номером 21 также связано с семейством Лопатиных, причём оно немного старше дома Гантимуровой. В 1901 г. участок земли для постройки дома купил известный нам казак Пётр Лопатин. Как уточняет «Визит Чита», к этому времени он был гласным городской Думы, блюстителем приходских училищ в Чите и прожил здесь с семьёй более десяти лет. В 1907 г. Лопатин на пересечении улиц Софийская (Бутина) и Шилкинская (Анохина) построил небольшой каменный двухэтажный дом в стиле эклектики с использованием элементов модерна и мотивов неоклассицизма в декоре фасадов. Восточный угол срезан, здесь красивый балкон и парадный вход. Лопатин записал строение на свою дочь Анастасию Петровну (в замужестве Гантимурову) и сдавал его в наём жильцам, торговцам бакалеей и промышленных товаров, парикмахерам и другим арендаторам.
Долгие годы в здании работала гостиница «Саратовское подворье». Потом там жил сын владельца — Андрей Петрович. Он не пошёл по стопам отца, не занимался предпринимательством, а стал революционером, за что попал на каторгу.
С установлением советской власти дом использовался как коммунальное жильё и до 1970-х гг. находился в ведении 5 домоуправления городского коммунального хозяйства.
Дом находится в едином ансамбле с бывшим домом отца Анастасии Петровны — П.М. Лопатина по ул. Анохина 89. С конца 1990-х гг. здание занял Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области, а сегодня — Забайкальского края. В 2006 году после большой реконструкции оба здания были объединены галереей, стилизованной под старину. Сейчас территория фонда огорожена и закрыта металлическим забором, но обстановку во дворе мне сфотографировать удалось.
Делаю на память ещё несколько снимков и, утопая в сугробах, добираюсь домой. Интересно, во времена Лопатиных-Гантимуровых бывали такие снегопады? Но это уже другая история…
Все материалы рубрики «Улицы нашего города»
Виолетта Вдовяк
Фото автора
«Читинское обозрение»
№13 (1757) // 29.03.2023 г.
0 комментариев