Это вам не какой-нибудь парковый аттракцион — здесь всё по-настоящему: железнодорожный путь, подвижной состав, работники в форменной одежде. Романтика детской железной дороги, открытой в Чите в далёком 1971-м, до сих пор манит детей и подростков. В канун Дня пионерии о том, как это было, мы побеседовали с первым начальником Читинской ДЖД Владимиром Талдыкиным.
Для ветеранов Читинской детской железной дороги, людей, которые когда-то стояли у истоков её создания, дата 19 мая — День пионерии — наполнена особым смыслом, поскольку неразрывно связана с их любимым детищем. Вся история становления Малой железной дороги теснейшим образом переплетается с пионерским движением, поскольку основными работниками и полноправными хозяевами на дороге были именно пионеры — юные строители коммунизма. К тому же, именно 19 мая 1972-го произошло открытие первого года летней производственной практики.
Вдохновителем создания детской железной дороги в Чите стал Василий Калиничев, занимавший в те годы должность начальника Забайкальской железной дороги и оставивший заметный след в развитии и обустройстве ЗабЖД. Василий Петрович внёс неоценимый вклад и в развитие всей Читинской области — читинцам он запомнился по многим жилым кварталам для железнодорожников, при нём строилось жильё и для работников магистрали на линейных станциях дороги. Калиничеву обязаны своим существованием и такие объекты, как Дворец культуры железнодорожников и стадион «Локомотив» в Чите, физиотерапевтическая больница в Карповке, спортивные комплексы в Шилке и других районах края. В 1975 году Василий Калиничев был направлен на БАМ, в последующие годы он занимал пост заместителя министра путей сообщения.
С 2013 года Читинская детская железная дорога носит его имя, и на её территории есть мемориальная доска, посвящённая основоположнику ЧДЖД и выдающемуся железнодорожнику. В архиве сохранился приказ начальника ЗабЖД № 33/Н от 16 июня 1971 года «Об открытии детской железной дороги в Чите».
Именно Василию Петровичу пришла в голову идея использовать для создания объекта подвижной состав, верхнее строение пути и другое оборудование с демонтируемой узкоколейной линии «Харанор–Приаргунск», поскольку после строительства Краснокаменска этот участок дороги «перешили» на широкую колею в связи с увеличением грузопотока. В строительстве дороги принимали участие студенты железнодорожного техникума, курсанты технической школы и школы машинистов, ученики школ города.
Дорога располагалась в центре города и проходила по территории, где в скором времени началось строительство нынешнего Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев. Второго сентября 1971 года дорога протяжённостью три с половиной километра, на которой располагались две станции — Спортивная и Пионерская — приняла первых пассажиров. Пока по ней курсировал один поезд, зато самый что ни на есть настоящий. Пришедшие на экскурсию ребята с нескрываемой завистью смотрели на то, как их ровесники — юные железнодорожники в красивой форменной одежде стоят на платформах, сидят в кабине машиниста, а по их сигналу поезд может отправиться в путь. Как тут не влюбиться в железную дорогу! И если поначалу на этой малой дороге во главу угла пока был поставлен лишь сам процесс движения, а не доставка пассажиров по назначению, то 11 августа 1974-го там было открыто пассажирское движение. Пути железной дороги до посёлка Каштак позволяли осуществлять перевозку дачников, и в выходные дни пассажиропоток был внушительным. Открылась станция Комсомольская.
Руководить железнодорожным объектом, формат которого был основан на системе профориентации школьников, построенной на игре, учёбе и работе, было поручено молодому и энергичному инженеру локомотивного отдела отделения ЗабЖД Владимиру Талдыкину. Двадцатичетырёхлетний железнодорожник в то время, выполняя поручение руководства дороги, был руководителем кружка юных железнодорожников при школе-интернате № 3. Как признаётся сам Владимир Петрович, это назначение в корне изменило его жизнь:
— Не могу сказать, почему в то время выбор пал именно на мою кандидатуру, однако для меня эта узкоколейка значила и значит очень многое. Благодаря усилиям нашего дружного коллектива и руководства дороги было организовано обучение ребят с четвёртого по восьмой классы азам железнодорожной профессии. Помощник машиниста, машинист, дежурный по вокзалу, по железнодорожной станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов — все эти функции выполняли юные железнодорожники, которые, зачастую обретая путёвку в жизнь, становились ценным кадровым потенциалом для Забайкальской железной дороги. Курс обучения, по результатам которого ребятам выдавалось удостоверение юного железнодорожника, составлял три-четыре года, однако многие наши выпускники и после окончания учёбы регулярно приходили к нам — настолько их увлекал и затягивал этот процесс. Поскольку в те годы железная дорога представляла из себя единый хозяйственный механизм, в систему которого, в том числе, входил железнодорожный техникум, а позже — и институт, наших выпускников одно время даже брали туда на обучение без сдачи экзаменов. ЧДЖД своим существованием решала сразу несколько задач — и дети заняты, и действенный механизм профориентации работает, и осуществляется подготовка потенциальных студентов для железнодорожных техникумов и институтов, создавая в этой важнейшей отрасли кадровый резерв.
Уже через год после начала работы были созданы кружки юных железнодорожников во многих городских школах, а также по всем линейным станциям ЗабЖД, совместно с действующими там предприятиями, направлявшими туда инструкторов из числа своих работников. Поскольку в те годы в СССР детских железных дорог уже насчитывалось сорок четыре (и это было уникальным достижением нашей великой страны), существовали специально разработанные методические программы для обучения юных железнодорожников. Читинская же детская железная дорога в 1976 году была признана лучшей ДЖД среди всех существовавших на тот момент в стране, а в 1977-м юным забайкальским железнодорожникам была присуждена бронзовая премия ВДНХ СССР за изготовленные модели электровозов. Для юных забайкальцев-железнодорожников, в том числе и с линейных станций, была организована летняя практика, где половину дня они трудились, а после отдыхали, посещали разные культурные мероприятия.
— Наша дорога стала единственной в СССР, где было организовано движение двух поездов, были выделены средства на открытие своего пионерского лагеря, — рассказывает Владимир Петрович. — В этом деле нам протянул руку помощи железнодорожный профсоюз. Мы тесно сотрудничали с министерством путей сообщения, Центральным домом детей железнодорожников, областным советом пионерской организации, наши дети ездили отдыхать во всесоюзные пионерские лагеря. Ведь пионерия в те времена была неотъемлемой частью политической системы государства.
Появившись в России в конце тридцатых годов прошлого века, эти подразделения железных дорог и сегодня продолжают выполнять важную функцию — формировать интерес к работе на стальной магистрали.
В 2000 году, в связи с празднованием столетия Забайкальской железной дороги, на ЧДЖД был построен комплекс зданий по проекту 1913 года, в который вошли здание станции Спортивная, будка стрелочника, водогрейка, пожарный сарай и церковь Николая Чудотворца. Функционируют станции Поречье и Северная. Сегодня на территории дороги работает детский технопарк «Кванториум», планируется построить здание вокзала. Благодаря усилиям руководства ОАО «РЖД» расширяется материальная база, в 2012 году сданы в эксплуатацию учебный корпус и гостиница на сто двадцать мест, в 2013-м на дорогу поступили новые тепловозы и вагоны, открыт класс по подготовке дежурных по станции и поездных диспетчеров.
В разные годы Читинской детской железной дорогой руководили Владимир Петрович Талдыкин, Василий Викторович Лавринайтис, Владимир Иванович Васильев, Владимир Владимирович Чупров, Сергей Васильевич Пермяков, Владимир Николаевич Гилёв, Наталья Вячеславовна Матафонова, Сергей Сергеевич Стракович. Сегодня ЧДЖД возглавляет Сергей Владимирович Неверов.
В 2021 году, к пятидесятилетию дороги, была издана «Летопись ЧДЖД», возникла идея организовать совет ветеранов, состоящий из железнодорожников, вложивших в это дело огромный труд и частичку своей души. Вот имена тех, с кого начиналась история вечно юной магистрали: Алексей Николаевич Коноровский, Лидия Спиридоновна Коханская, Юрий Яковлевич Кочетов, Августа Николаевна Зябликова, Иван Захарович Потехин, Аркадий Константинович Горбунов, Альбина Петровна Пластинина, Лидия Семёновна Сутурина, Анна Петровна Лобанова, Надежда Мисайловна Рябоконь, Наталья Ивановна Киселёва, Игорь Александрович Фёдоров, Любовь Иннокентьевна Бельтикова, Михаил Матвеевич Андросенко, Дарья Павловна Прелипова, Фаина Кузьминична Патрахина, Людмила Николаевна Лазарева, Виталий Петрович Никулин, Валентин Филиппович Шабалин, Виктор Николаевич Позняк, Николай Иванович Скудин, Иван Демьянович Цвигун, Николай Гаврилович Конюков, Анатолий Алексеевич Евменов.
Мы вправе гордиться тем, что в Забайкалье «всегда юная магистраль» живёт и развивается, что первые детские железные дороги появились именно в нашей стране, богатой железнодорожными традициями. Истории было угодно, чтобы стальная колея, объединившись с таким мощным направлением, как пионерское движение, создала уникальный феномен, ставший для многих, когда-то юных, железнодорожников дорогой в будущее.
Все материалы рубрики «Темы»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№19 (1763) // 10.05.2023 г.
0 комментариев