В юбилейный для Сохондинского заповедника год мы продолжаем серию публикаций о людях заповедного дела, всей душой преданных своему служению на благо защиты природы родного края. В прошлый раз, в № 19 нашей газеты, мы побеседовали с директором заповедника Романом Анатольевичем Диановым. Сегодня наш рассказ — о Татьяне Ивановне Рузановой.
Кордон Енда – самый отдалённый на территории заповедника. В радиусе 50 километров ни одного населённого пункта. Именно сюда 17 лет назад приехала Татьяна Ивановна Рузанова, педагог школы из Хапчеранги.
— В Сохондинском заповеднике я работаю с 2006 года. До этого трудилась в школе. У меня 30 лет педагогического стажа, 20 лет из них я была директором. Поэтому единственная цель, с которой я прибыла на кордон — это отдохнуть, отдохнуть в течение одного года. Взяла отпуск без содержания, положенный нам по закону об образовании, и вот так удалилась от цивилизации. Год пролетел очень быстро, потом встал вопрос о выборе между школой и кордоном. И я выбрала работу в заповеднике, — рассказывает Татьяна Ивановна.
На тот момент она уже давно была знакома с Сохондинским заповедником, вместе с учениками участвовала в различных экологических мероприятиях, проводила походы. И влюбилась в природу этих мест всей душой. Да и туристический опыт за плечами хорошо помог адаптироваться к непростым условиям.
— Как раз в то время освободились рабочие места на кордоне Енда, — отмечает Татьяна Ивановна. — Это самый дальний кордон, добираться до него достаточно долго и тяжело. Но отдалённость и жизнь в лесу меня не пугали, потому что, сколько я себя помню, со школьной скамьи всегда занималась туризмом, когда сама была ученицей, а затем и в студенческие годы. После окончания института, пока в школе работала, вела туристический кружок.
Вот так, отказавшись от всех благ цивилизации, Татьяна Ивановна выбрала безмятежность и спокойствие родной природы. При этом никакого дискомфорта, по словам женщины, такая резкая смена обстановки ей не доставила.
— Раньше я всегда говорила, что люди делятся на две категории: на городских и сельских. Сейчас думаю, что есть ещё и третья — это лесные люди, к которой я отношу себя. Поэтому в тайге я не чувствую никаких неудобств, мне нравится в лесу, не страшно оставаться одной. Но всегда помню, что мы здесь гости, а не хозяева.
Татьяна Ивановна приехала на кордон, когда он только начал создаваться. Поэтому в первое время вместе с другими сотрудниками она занималась оборудованием и благоустройством этого места.
— Когда я приехала сюда, моя жизнь существенно изменилась, но было очень интересно. Первые годы практически не оставалось свободного времени, потому что мы обустраивали кордон. Тогда здесь собралось очень много научных работников — со всей России, начиная с Кольского полуострова, заканчивая Владивостоком. Были и туристы из других стран, даже знаменитости. Немцы приезжали снимать глухариный ток. Люди все очень интересные, фанатично преданные своей работе, интересные в общении. В общем, можно сказать, что я расширила свой кругозор. Пополнила багаж знаний, — отмечает Татьяна Ивановна.
Официально её должность звучит как «работник кордона», но круг обязанностей — очень широкий.
— Я отвечаю за содержание кордона. Это противопожарная безопасность, косметический ремонт. Также уход за животными, в основном за лошадьми заповедника. В отсутствие госинспектора нужно выходить на радиосвязь и вести документацию. Хотя в мои должностные обязанности не входило готовить еду приезжающим, я всегда с удовольствием и душой это делала. Когда люди хорошие и интересные, это не напрягает. Всем без исключения нравилась национальная кухня, позы, чебуреки, — говорит Татьяна Ивановна.
Поэтому туристы увозят с собой отсюда не только багаж хороших впечатлений и новые знания, но и воспоминания о чудесной таёжно-домашней кухне, о блюдах, приготовленных руками этой добродушной женщины, а некоторые — и наскоро записанные рецепты. Поражает гостей, конечно, и забайкальская природа. Именно для того, чтобы увидеть нетронутую тайгу, сюда приезжают люди со всей страны. А сама Татьяна Ивановна за 17 лет изучила практически каждый уголок этой заповедной земли.
— Первые годы постоянно ходили в тайгу. Потому что нужно было познакомиться с окрестностями, чтобы иметь представление о территории. Знаем все тропы и все достопримечательности. В принципе, потеряться в тайге, именно в нашей местности, практически невозможно. Поэтому боязни, что могу заблудиться, даже тогда, когда хожу одна — нет.
Работа в таком необычном месте всегда связана с интересными случаями и встречами с дикими животными. Некоторыми такими историями поделилась с нами Татьяна Ивановна:
— Интересного было, конечно, много. Обо всём за один раз не расскажешь. Но хочу сказать, что за время жизни на кордоне у нас появилась своеобразная традиция — давать имена животным, которые живут рядом или даже на самой территории. К примеру, у нас вырос самец сибирской косули Яша. Сейчас мы наблюдаем за медведицей Машей, она ежегодно выходит с медвежатами к кордону и иногда даже оставляет своих детей рядом, а сама уходит кормиться, потому что чувствует: со стороны кордона им ничего не угрожает. Есть свой коршун, городские ласточки, суслик Сева, который поселился около гостевого дома. Ещё соболь Кеша, по следам знаем, что он живёт где-то рядом, но визуально не наблюдаем. Различных случаев встречи с дикими животными было много.
Бывало, что выходили медведи к кордону в голодные годы, дважды за время нашей работы. Но такого сверхъестественного, чтобы что-то напугало, за эти 17 лет практически не происходило.
Я всегда говорю, что самый страшный зверь — это человек. Конечно, если ты не любишь природу, то жизнь на кордоне невозможна. Практика показывает, что одной любви мало — нужно защищать. А вот забайкальскую природу я люблю за то, что она какая-то дикая. Здесь можно увидеть настоящую тайгу, совершенно нетронутую человеком, — признаётся Татьяна Ивановна.
Работники заповедника отличаются именно таким, особым отношением к природе — уважительным, бережным, заложенным ещё в раннем детстве. Вот и Татьяна Ивановна считает, что глухой лес — место опасное для человека, который ведёт себя неправильно.
— В связи с тем, что мы здесь только гости, а животные — хозяева, важно помнить о соблюдении правил поведения в тайге. Ведь это не просто какая-то прогулка по саду или парку, и не всегда такая прогулка может закончиться «хэппи-эндом». Стоит всегда помнить о том, что в тайге нужно быть аккуратным и внимательным. Тайга ошибок не прощает.
И несмотря на это, она всей душой любит ставший родным кордон и заповедные уголки природы. За эти 17 лет Татьяна Ивановна ни разу не усомнилась в своём выборе. Конечно, труд на кордоне непростой, но, как говорят сами сотрудники заповедника: «Случайных людей у нас не бывает».
— Что касается каких-то неудобств и сложностей в нашей работе, как и в любой другой, они, наверное, присутствуют. Я считаю, всё это можно разрешить в рабочем порядке. График у нас такой, что мы живём на кордоне постоянно. Один раз в месяц к нам приходит машина с продуктами. Я выезжаю обычно один раз в два месяца по своим делам, по магазинам, и, в принципе, меня это устраивает.
И, конечно, в честь предстоящей круглой даты в летописи Сохондинского заповедника Татьяна Ивановна передаёт пожелания дорогим сотрудникам:
— В этом году заповеднику 50 лет, юбилейная дата. Желаю, конечно же, процветания. А процветание возможно только тогда, когда есть команда единомышленников, которая заточена на один конечный результат. Хочется ещё отметить, что случайные люди в заповеднике не задерживаются. Трудятся годами здесь только особенные сотрудники, проверенные временем. Важно, чтобы каждый работник был не просто единицей в штатном расписании, а чтобы за этой штатной единицей видели человека. Это самое главное.
Все материалы рубрики «Забайкалье многоликое»
Юлия Юдина
Фото из архива
Татьяны Ивановны Рузановой
«Читинское обозрение»
№21 (1765) // 24.05.2023 г.
0 комментариев