16 августа (4-го по старому стилю) 1891 года наследник российского престола, Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий император Николай II завершил своё удивительное кругосветное путешествие, начавшееся 4 ноября (23 октября) 1890 года.
В своём дневнике Николай Романов тогда написал: «Наконец, настал этот давно желанный день — самый счастливый до сих пор в моей жизни!». Встреча с родными (родителями, братьями и сёстрами) после долгой разлуки — это было действительно счастье.
«Путешествие Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов на Восток стало предприятием невиданного доселе в государственной практике размаха и значения, — написал в предисловии к одной из глав современный историк, ставший составителем изданного впервые в Москве в 2020 году «Восточного дневника Цесаревича» Андрей Хвалин. — Будущий Всероссийский Самодержец обозревал иноземные запад и восток, а затем, пройдя всю Дальнюю Россию, Сибирь, центральную часть страны, возвратился в столицу Империи, откуда и начал свой путь».
Путешествие началось с посещения двух европейских государств (Австро-Венгрии и Греции). После пребывания в Вене Николай Александрович и сопровождающие его лица отправились в Триест, где их ждал крейсер «Память Азова», на котором и было совершено путешествие по морям и океанам. В Греции к нему присоединился принц Георг, который в Японии позже спас ему жизнь. Следующим на их маршруте был Египет и Суэцкий канал, из которого они направились в Аден на юге Аравийского полуострова, после чего корабль направился в Индию. Здесь они совершили достаточно длительное путешествие из Бомбея в Коломбо, увидев все самые известные достопримечательности, включая Тадж-Махал и Хармандир-Сахиб (Золотой храм). Потом были Цейлон, Сингапур, индонезийский остров Ява.
Следующим стал Сиам, как тогда назывался Таиланд, в котором Цесаревич провёл неделю в гостях у короля Рамы V. Позже именно Николай II поможет этой стране, которую хотели колонизировать Великобритания и Франция, сохранить независимость. По пути в Китай побывали во вьетнамском (тогда французской колонии) Сайгоне. Наконец прибыли в Поднебесную. Здесь Николай Александрович встретился с первыми забайкальцами, это были торговцы чаем, купцы Старцев (внебрачный сын декабриста Николая Бестужева) и Малыгин. С ними Цесаревич посетил чайные плантации и мануфактуры. Следующей была Япония. Здесь произошёл, как тогда писали, печальный инцидент в Оцу, когда на Николая Александровича напал стоявший в оцеплении японский жандарм, нанёсший ему ранение. Спасли наследника принц Георг и два японских рикши. Японский император тогда принёс глубочайшие извинения. Из Страны Восходящего Солнца — путь домой.
Во Владивостоке он совместно с Приамурским генерал-губернатором Андреем Корфом принял участие в торжественной церемонии объявления о начале строительства Великого Сибирского Пути, будущей Транссибирской магистрали. По Амуру он прошёл до Хабаровска, Благовещенска. 10 июня 1891 года гостя торжественно встретила в посёлке Покровском делегация Забайкальской области во главе с губернатором Михаилом Хорошхиным.
Потом были Сретенск, Нерчинск, Чита, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). 22 июня на пароходе по Байкалу Николай Александрович покинул Забайкалье. Потом были Иркутск, Томск, Сургут, Тобольск, Тара, Омск и Оренбург. Поездом он вернулся в Петербург.
Общая длина маршрута составила 51 тысячу километров, в том числе 15 тысяч по железным дорогам и 22 тысячи по морям и океанам. Из поездки, в которую отправлялся молодой, хотя и очень образованный, но в чём-то ещё легкомысленный человек, вернулся настоящий государственный муж, со сложившимся мировоззрением и убеждениями. Уже тогда Николай Александрович чётко понимал, что будущее России зависит от развития её Дальнего Востока.
На фото: Цесаревич Николай в гостях у махараджи Бенареского, 1890 г.
Все материалы рубрики «Этот день в истории»
Александр Баринов
Фото: russiahistory.ru
«Читинское обозрение»
№33 (1777) // 16.08.2023 г.
0 комментариев