23 августа 1913 года чуть ли не весь русский Харбин, бывший тогда столицей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), являвшейся частью Транссибирской магистрали, встречал Онисима Панкратова.
Он в тот день первым из русских завершил кругосветный велопробег. На его прохождение спортсмен потратил два года 18 дней, он составил около 50 тысяч километров. В путешествии 25-летний Онисим сменил 53 покрышки, 36 камер, восемь педалей, четыре седла, два руля, 11 цепей и 750 спиц. Но это, так сказать, лишь сухие цифры.
Вообще, увлечение велосипедным спортом на рубеже XIX и XX веков росло просто стремительно. Первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде в 1884–1886 годах, стал американец Томас Стивенс. Через десять лет этот путь проделала его соотечественница Энни Лондондерри (Копчовски).
В 1896 году Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую ветвь спортсмену, который первым объедет всю Европу. Считается, что газетная заметка об этом решении, сохранённая его отцом Петром Панкратовым, и вдохновила юного Онисима совершить это путешествие. Именно отец вырастил из него настоящего спортсмена.
Родился он 9 февраля 1888 года в Пензенской губернии. В 1906 или 1908 годах его семья переселилась в Харбин. Здесь Онисим стал вскоре активным членом местных спортивного и добровольного пожарного обществ. Некоторые авторы считают, что велосипедным спортом пожарный Панкратов увлёкся с весны 1910-го, став в тот год одним из лучших харбинских гонщиков на циклодроме (так тогда называли велотрек). Кроме того, Онисим занимался борьбой и даже выступал в качестве борца в цирке, что и позволило ему за три года подкопить денег на путешествие и покупку велосипеда легкодорожного типа.
Надо сказать, что спортивные организации Харбина поддержали идею велокрусгосветки, оказав материальную поддержку.
Кроме того, 10 июля 1911 года четвёрым велосипедистам (кроме Панкратова, это были Сорокин, Воронинов и Цейберг), отправлявшимся в путешествие, в Харбине были устроены торжественные проводы. Один из спортсменов сошёл с дистанции уже после первых ста километров, двое других, постоянно отставая от Онисима, добрались только до Читы, где и завершили своё путешествие. Дальше по России Панкратов двигался в одиночестве, не считая случайных попутчиков. Исключением стали участки пути около Москвы и Петербурга, где путешественника встречали и сопровождали члены русского клуба велосипедистов. По сибирскому бездорожью он из Читы стал двигаться по шпалам Транссибирской магистрали, вызывая не только раздражение, но и противодействие путевых обходчиков и местных жителей. Онисима не раз пытались ограбить и даже стреляли в него.
Из Петербурга Панкратов, в ноябре 1911 года, двинулся в Европу, путешествие по которой заняло год. Спортсмен совершил удивительную восьмёрку, проехав через Восточную Пруссию и Австро-Венгрию в Швейцарию, Италию, Турцию, Грецию, снова Турцию и Италию, Францию, Испанию, Португалию и снова Францию, из которой на пароме перебрался в Великобританию. В 1913 году ему вручили-таки бриллиантовую ветвь. На пароходе он пересёк Атлантику, а на велосипеде — США. Из Сан-Франциско также пароходом — до Японии, из которой — в Китай.
Понятно, что денег ему постоянно не хватало, но это не останавливало Онисима. В Британии соотечественники помогли ему опубликовать первые путевые заметки, принёсшие гонорары. Кроме того, он участвовал в соревнованиях по борьбе, за что тоже получал деньги, а в Штатах для покупки билета на пароход он поработал грузчиком в порту. Кое-где ему пришлось побывать и в кутузках, а где-то доказывать, что он не шпион. Он выдержал всё и вернулся в радостно встретивший своего героя Харбин.
Военный лётчик, награждённый боевыми орденами, прапорщик Онисим Петрович Панкратов геройски погиб в воздушном бою 27 августа 1916 года.
Все материалы рубрики «Этот день в истории»
Александр Баринов
Фото из архива журнала
«Вокруг света»
«Читинское обозрение»
№34 (1778) // 23.08.2023 г.
0 комментариев