Без малого лет тридцать назад старшая коллега по кафедре зоологии Валентина Еремеевна Миронова показала мне тушку фазана, которую привезли охотники с крайнего юго-востока Забайкалья — той его части, которая зовётся Приаргуньем.
Это был шикарный самец — разукрашенный длиннохвостый петух, оперение которого отливало и золотом, и медью, и благородной зелёной патиной. Тогда эта птица показалась нам невероятной экзотикой. Конечно, мы знали, что фазаны распространены довольно широко. Они населяют Дальний Восток России, Китай и Корею, но местами встречаются и западнее, вплоть до Кавказа и Турции. Но также было известно, что в Забайкалье фазанов не встречали уже лет двести — с конца XVIII века.
После того, первого, фазана сведения о встречах с этими птицами стали попадаться всё чаще. Их видели уже в разных районах края — Приаргунском, Калганском, Нерчинско-Заводском, Александрово-Заводском. В окрестностях родного Алек-Завода их неоднократно фотографировала большая любительница птиц Анна Васильченко. Несколько дней назад мы проезжали на самом севере Газимуро-Заводского района, и дорогу нашему автомобилю перебежала курочка фазана — скромно окрашенная по сравнению с самцом, но всё же легко узнаваемая. Значит, и сюда добрались. Складывается впечатление, что фазаны постепенно осваивают в Забайкалье всё новые территории. Совсем необязательно, что однажды эти птицы будут летать в окрестностях Читы, но чем чёрт не шутит. Может быть, хотя бы потомки полюбуются.
В конце концов, активное, буквально на наших глазах, заселение новых территорий — не такая уж и редкость. Например, хорошо знакомые землякам голубые сороки (иногда этих птиц у нас неправильно называют сойками) уже не довольствуются Забайкальем и пытаются заселить Иркутскую область, добираясь даже до Енисея. Четверть века назад начал свою экспансию в Забайкалье новый вид ворон — так называемая большеклювая ворона, более крупная родственница нашей обычной чёрной вороны. Эта экспансия проходит вполне успешно — весь восток Забайкалья заселён, а первые «ласточки», по данным орнитолога Олега Горошко, появлялись уже и в Чите.
Хватает примеров не только среди птиц, но и среди других животных и растений. Местным рыбакам хорошо известен пример ротана — амурской рыбы, которая до конца ХХ века не жила в Забайкалье, но за последние десятилетия заняла многие, и не только забайкальские, озёра и реки.
Что может быть причиной таких расселений, сказать сложно. На распространение видов могут влиять и климатические изменения (например, наступление влажного периода, тёплые зимы, повышение температуры воды), и влияние человека, и какие-то иные, менее понятные нам, процессы.
К сожалению, чаще мы встречаемся с противоположными примерами, когда виды не расселяются, а исчезают с исконных территорий. Таких грустных историй полным-полно. Но очень интересны и те случаи, когда животные возвращаются на некогда покинутые территории, обогащают собой их фауну.
В некоторые страны Европы и Америки фазанов специально завозили, чтобы была возможность любоваться этими великолепными птицами. А к нам они пришли сами.
Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»
Олег Корсун
Фото Анны Васильченко
«Читинское обозрение»
№35 (1779) // 30.08.2023 г.
А кто подскажет как избавиться например американская норка сьела все и вся что живет в воде , уже не видно (налима , пищуг , бычков подааменьшиков…
Читать ещё ↓
А кто подскажет как избавиться например американская норка сьела все и вся что живет в воде , уже не видно (налима , пищуг , бычков подааменьшиков вьюнов миног молюсков , раков и тд)и около потеснила и популяции колонка и хорька!