В Центре управления регионом состоялся прямой эфир, в ходе которого управляющий Отделением Социального фонда России по Забайкальскому краю Наталья Черняева рассказала о том, как формируется пенсия, от каких факторов зависит её размер, как выстраивать взаимоотношения с работодателем, чтобы защитить свои пенсионные права, и многом другом.
— Наталья Николаевна, забайкальцы старше 40 лет стали получать через портал Госуслуг уведомления от Социального фонда о размере будущей пенсии. Какую информацию содержит такое уведомление?
— Начиная с прошлого года наш фонд предоставляет мужчинам, достигшим возраста 45 лет, и женщинам, достигшим возраста 40 лет, не получающим пенсию по каким-либо основаниям, сведения о:
— предполагаемом размере страховой пенсии по старости;
— размере страхового стажа работника;
— величине и стоимости индивидуального пенсионного коэффициента;
— условиях приобретения права на получение пенсии.
Такое уведомление граждане получают один раз в три года. При этом лицам, зарегистрированным на портале «Госуслуги», сведения направляются в электронном виде через Личный кабинет. Гражданам, у которых нет такой учётной записи, для получения сведений можно обратиться самостоятельно или через своего представителя в территориальный орган Социального фонда. В этом случае информацию предоставят на бумажном носителе.
С начала 2023 года Забайкальское Отделение СФР направило проактивные уведомления в Личный кабинет на портале Госуслуг 11231 жителю региона: 5311 мужчинам и 5920 женщинам.
— Почему именно такой возраст выбран для получателей уведомлений?
— У большинства граждан за 40 лет и старше уже накоплен пенсионный капитал, позволяющий спрогнозировать размер будущей пенсии. Именно с этого возраста люди начинают активно интересоваться этим вопросом. Главное, что у них ещё достаточно времени, чтобы скорректировать выбранную модель формирования пенсионных прав. Например, начать делать добровольные взносы, чтобы обеспечить дополнительную прибавку к основной пенсии. В уведомлении также содержится информация, которая поможет человеку повысить пенсионные права к моменту завершения трудовой деятельности.
— Какие факторы влияют на формирование размера будущих пенсионных выплат?
— Страховая пенсия по старости назначается при выполнении следующих условий: стаж не менее 15 лет, количество заработанных пенсионных коэффициентов — не меньше 30. Такие параметры будут действовать с 2025 года. Сейчас действует переходный период, и в 2023 году необходимо иметь не менее 14 лет стажа и не менее 25,8 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Третье условие — достижение пенсионного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет — для мужчин.
Особенно обращайте внимание на два первых условия. Для их выполнения и формирования страховой пенсии необходимо трудоустраиваться официально и получать «белую» зарплату, с которой страхователи уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование. На размер будущей пенсии напрямую влияет величина вашей заработной платы — чем она выше, тем больше отчислений поступает на лицевой счёт работающего гражданина в СФР, тем больше индивидуальных коэффициентов формируется у человека. В год можно заработать максимум 10 баллов. Необходимо учитывать, что размер пенсии при количестве стажа 15 лет и 30 коэффициентов будет скромным. Поэтому необходимо использовать все возможности увеличить продолжительность страхового стажа. Чем он больше — тем выше пенсия!
— Чем опасны «серые» схемы выплаты заработной платы, которые работнику может предложить работодатель?
— Это выгодно работодателю, но не сотруднику. Когда человек работает без заключения договора, получает «серую» зарплату, время такой работы не засчитывается в трудовой стаж, а заработок не учитывается при начислении пенсии. Другими словами, страховой стаж и количество пенсионных коэффициентов напрямую зависят от факта официального трудоустройства. Чем выше «белая» зарплата, тем больше коэффициентов можно заработать. Ещё один минус «серых» схем — когда работник уходит на больничный или в декрет, то ему выплачивается только установленный законодательством минимум.
Чтобы понять, официально вы трудоустроены или нет, желательно контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета, где видно, начисляет ли работодатель страховые взносы.
Бывают случаи, когда работник официально трудоустроен и одновременно ему выплачивают «белую» и «серую» заработную плату. «Белая», как правило, минимальная, а «серая» — по договорённости с работодателем. Естественно, на лицевом счёте работника будут отражаться отчисления только с «белой» зарплаты. И пенсионные коэффициенты будут считать только с официальной заработной платы — минимальной. И восстановить утраченные права также невозможно. Такая схема также негативно скажется на размере пенсии в будущем.
— Как можно контролировать свои отчисления в СФР?
— Проверить состояние индивидуального лицевого счета можно в Личном кабинете гражданина на сайте СФР, его номер указан в свидетельстве обязательного пенсионного страхования — СНИЛСе. Для этого необходимо зарегистрироваться на портале Госуслуг, если регистрация уже имеется, пароль и логин портала используется для входа в Личный кабинет. Там вы найдёте сведения о стаже, заработке, отчислениях, которые сделал за вас работодатель, а также о количестве пенсионных коэффициентов за каждый год. Помимо этого, здесь можно сформировать и распечатать извещение о состоянии индивидуального лицевого счёта. Узнать о состоянии своего лицевого счёта можно и в территориальном органе СФР по месту жительства, центрах «Мои документы».
Хороший способ контролировать формирование своих пенсионных прав — перейти на электронную трудовую книжку. Тогда в онлайн режиме, через портал «Госуслуги», вы сможете отслеживать, как ваш работодатель исполняет свои обязательства: когда произошло зачисление на работу, правильно ли проставлены даты приказов, верно ли указана должность. Довольно часто бывают случаи, когда человеку пора выходить на пенсию, а в его бумажной трудовой книжке обнаруживаются нечитаемые записи, стёртые печати, которые являются препятствием для учёта периодов работы в стаж. И наши специалисты вынуждены запрашивать сведения в архивах, на предприятиях. Всё это увеличивает сроки назначения пенсии.
— Что делать, если в лицевом счёте отсутствует какой-то период трудовой деятельности?
— Если отсутствие записи о стаже — это ошибка сотрудника, ведущего трудовые книжки в организации, то откорректировать индивидуальный лицевой счёт можно. Нужно обратиться к работодателю, чтобы он направил в Социальный фонд верные сведения, если, конечно, организация ещё существует.
Отсутствие на лицевом счёте какого-либо периода официального стажа или периода ухода за детьми, службы в армии тоже можно восполнить. Для этого необходимо обратиться с заявлением на корректировку индивидуального лицевого счёта через портал «Госуслуги» и в течение трёх рабочих дней принести в Социальный фонд оригиналы документов (трудовая книжка, различные справки, военный билет). А вот если гражданин работает неофициально и получает зарплату «в конверте», то восстановить его пенсионные права невозможно.
— Обязательно ли работнику переходить на электронную трудовую книжку или можно оставить бумажный вариант?
— Электронная трудовая книжка используется в нашей стране с 2020 года. Она не предполагает физического носителя и реализовывается только в цифровом виде. Переход на электронный вариант — добровольный, у вас есть право сохранить бумажную трудовую. Исключением являются граждане, впервые устраивающиеся на работу начиная с 2021 года. У них сведения о периодах работы изначально ведутся только в электронном виде, без оформления бумажной трудовой книжки.
Сведения, содержащиеся в электронной и бумажной трудовых книжках, практически идентичны: информация о работнике (место работы, должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение, вид поручаемой работы), даты приёма, увольнения, перевода на другую работу, причины прекращения трудового договора и так далее.
При этом электронная цифровая книжка имеет ряд преимуществ: обеспечивает удобный и быстрый доступ к информации о трудовой деятельности работника, сводит к минимуму ошибочные, неточные и недостоверные сведения о трудовой деятельности, даёт дополнительные возможности дистанционного трудоустройства, снижает издержки работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек.
Помимо этого, она позволяет дистанционно оформлять пенсии по данным лицевого счёта, без дополнительного документального подтверждения, использовать данные электронной трудовой книжки для получения государственных услуг. Имеет высокий уровень безопасности и сохранности данных. В Забайкальское Отделение СФР заявления о выборе именно цифровой трудовой книжки подали более 84 тысяч работающих граждан.
Продолжение читайте по ссылке.
Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»
Записал Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№36 (1780) // 06.09.2023 г.
0 комментариев