«Читинское обозрение» продолжает цикл публикаций, посвящённых тридцатилетию строительства в аэропорту Читы новой взлётно-посадочной полосы, а также сотрудникам ОАО «Читаавиа» — предприятия, работу которого министр транспорта Российской Федерации Николай Цах когда-то назвал «светлым пятном на общем фоне современного состояния отрасли».
На основании анализа финансово-хозяйственной деятельности и износа производственных фондов командно-руководящим составом был разработан комплексный «План развития Читинского авиапредприятия на 1992–1995 годы», который в три дня был согласован администрацией города и области (в настоящее время Правительство Забайкальского края), а затем утверждён первым заместителем министра ГА СССР, что говорит о высоком уровне авторитета трудового коллектива и командно-руководящего состава Читинского ОАО в Министерстве ГА и в местных органах власти.
Для реализации Плана необходимо было 43,5 млн рублей в ценах 1990 года. Централизованные капитальные вложения из Министерства ГА к этому времени прекратились. Чтобы получить инвестиционный денежный поток в таком объёме за счёт собственной работы авиапредприятия, при условии экономической и политической стабильности, потребовалось бы пятнадцать лет. В связи с этим перед командно-руководящим составом встал вопрос о необходимости разработки механизма привлечения инвестиций.
Решением областной Думы 22 октября 1991 года План получил статус региональной программы.
До перевода в Читу, на прежнем месте работы, у меня уже был практический опыт привлечения внебюджетных инвестиций. Впервые в истории гражданской авиации для финансирования строительства аэропорта был применён механизм долевого участия союзных министерств. Поэтому командно-руководящему составу Читинского ОАО был предложен реализованный на практике в Усть-Илимском авиапредприятии механизм привлечения инвестиций за счёт долевого участия. Только вместо союзных министерств протоколы передачи лимитов капитальных вложений подписывали руководители крупных предприятий области, у которых был внедрён хозрасчёт, поэтому они имели возможность самостоятельно принимать решение о передаче лимитов капитальных вложений на отдельный счёт Читинского авиапредприятия.
Перед совещанием в администрации области были личные встречи с каждым руководителем предприятия, с пояснением фактического состояния производственных фондов авиапредприятия и их влияния на сохранение авиационного сообщения нашего региона, с разъяснением условий долевого участия при передаче финансовых средств и их возврата инвесторам.
Решение принять участие в долевом финансировании было принято руководителями таких предприятий, как объединение «Читагеология» — 1,3 млн руб. (генеральный директор Л.П. Сарин), объединение «Забайкалзолото» — 1,2 млн руб. (генеральный директор А.М. Кусков), Приаргунский горно-химический комбинат — 0,9 млн руб. (генеральный директор С.С. Покровский), Забайкальский горно-обогатительный комбинат — 0,9 млн руб. (генеральный директор В.И. Разумов), объединение «Читаэнерго» — 0,9 млн руб. (управляющий Ю.А. Рожков), Комвольно-суконный комбинат – 0,7 млн. руб. (директор КСК А.В. Краснов), объединение «Агросоюз» — 0,4 млн руб. (заместитель председателя по экономике В.А. Севостьянов), завод подъёмно-транспортного оборудования — 0,15 млн руб. (генеральный директор С.И. Гурулёв). Министерство ГА СССР передаёт ПСО «Читагражданстрой» 3,6 млн руб. на строительство четырёх многоквартирных домов и на начальную школу в авиагородке (протокол совещания при администрации Читинской области от 05.08.1991, утв. 14.08.1991 года первым заместителем министра ГА СССР А.М. Горяшко).
Благодарен судьбе за то, что представилась возможность познакомиться с такими высокопрофессиональными и неравнодушными руководителями предприятий в нашем регионе.
После исполнения мероприятий Плана планировалось преобразовать авиапредприятие в акционерное общество по Союзному законодательству (постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1990 года № 616, в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ Советского Союза и РСФСР — АО «КамАЗ»), что позволило бы вернуть инвестиции предприятиям за счёт полученной акционерным обществом первой прибыли.
В соответствии с протоколами передачи капитальных вложений и строительно-монтажных работ, на счёт авиапредприятия в период с 1992–1995 год ежегодно должно было поступать по 10,05 млн руб. Авиапредприятием, которое было ещё в статусе государственного, за счёт переданных денежных средств на 1992 год в сумме 10,05 млн руб. были заказаны проекты в институты «Дальаэропроект» и «Сибаэропроект» на строительство взлётно-посадочной полосы (ВПП), магистральной рулежной дорожки (МРД), дренажной системы, светосигнального оборудования для оснащения ВПП, жилого фонда и начальной школы в авиагородке. Кроме этого, за счёт этих денег с Югославской фирмой АО «Унион Инженеринг» (генеральный директор Мирослав Траилович) был заключён контракт на проведение капитального ремонта старого аэровокзала.
В результате, несмотря на то, что Читинское авиапредприятие в 1992 году преобразовывалось в акционерное общество, работы по капитальному ремонту не прекращались. В результате в феврале 1993 года был завершён капитальный ремонт старого аэровокзала, в котором было установлено современное технологическое оборудование немецкой фирмы «Хайман» и Sinteza для обслуживания пассажиров международных рейсов, при этом были сохранены все исторические архитектурные скульптуры внутри здания. Одновременно шла подготовка документов в правительство РФ для получения статуса международного аэропорта, которые в конце 1992 года были направлены в правительство Российской Федерации.
Распоряжением председателя правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 679-р Читинский аэропорт получил статус международного. Таким образом, в 1992-м за счёт переданных средств по протоколу от 05.08.1991 года начались работы по реализации Плана, и были все возможности завершить обновление производственных фондов в запланированные сроки без изменения формы собственности, но в это время в России происходит смена политического и экономического строя. 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Министерство ГА СССР было упразднено 28 ноября 1991 года, в результате воздушный транспорт в статусе Департамента вошёл в состав Министерства транспорта Российской Федерации. В отрасли разразился финансово-экономический кризис, пути выхода из которого каждое предприятие искало самостоятельно. Аэрофлот распался на более чем триста авиакомпаний, начались рыночные реформы, в результате которых государство само отказывается от управления государственной собственностью и разрабатывает нормативно-правовые документы по передаче предприятий в частные руки путём приватизации.
Поскольку для продолжения реализации Плана нужны были финансовые средства, в тот период времени у авиапредприятия не было другого варианта привлечения инвестиций, кроме как пройти через приватизацию. К этому времени правительством Российской Федерации были разработаны следующие нормативно-правовые документы: Государственная программа приватизации на 1992 год, утверждённая в июне 1992-го Верховным Советом Российской Федерации, и федеральный закон РФ от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых были законодательно закреплены возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера.
Наша справка
Семёнов Николай Иннокентьевич
Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.
Почётный работник транспорта РФ.
Почётный работник ЖКХ РФ.
Почётный член Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП).
Почётный гражданин города Усть-Илимска.
Отличник аэрофлота СССР.
Отличник воздушного транспорта РФ.
Ветеран труда.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Николай Семёнов,
командир Читинского ОАО,
генеральный директор
«Читаавиа» с 1991 по 2001 год
«Читинское обозрение»
№7 (1803) // 14.02.2024 г.
0 комментариев