Главная / Статьи / Читинские авиаторы: им покорилась высота
Читинские авиаторы: им покорилась высота


«Читинское обозрение» продолжает цикл публикаций, посвящённых тридцатилетию строительства в аэропорту Читы новой взлётно-посадочной полосы, а также сотрудникам ОАО «Читаавиа» — предприятия, работу которого министр транспорта Российской Федерации Николай Цах когда-то назвал «светлым пятном на общем фоне современного состояния отрасли».

Часть I
Часть II

По второй модели приватизации

После изучения командно-руководящим составом всех способов приватизации совету трудового коллектива (председатель совета А.Ю. Пруцких) и профкому (председатель А.П. Белобородов) было предложено преобразовать авиапредприятие в акционерное общество открытого типа по второй модели приватизации, которая законодательно закрепляла контрольный пакет акций за коллективом. Выбранная модель была единогласно поддержана на общем собрании трудового коллектива. Приватизация Читинского ОАО проводилась в строгом соответствии с действующим на тот период законодательством. Динамика изменения законодательства в России очень высокая, поэтому оценивать события тех лет через призму современных нормативно-правовых актов некорректно. В ноябре 1992 года Читинское авиапредприятие, одно из первых в отрасли, было преобразовано в открытое акционерное общество (далее ОАО «Читаавиа») с контрольным пакетом акций (51 %) у трудового коллектива (постановление главы администрации Черновского района г. Читы №846 от 20.11.92 г.). Приватизация Читинского ОАО была проверена в 1996 году Счётной палатой Российской Федерации, что подтверждено актом проверки, в котором было сказано: «Это одно из немногих предприятий в России, где во время приватизации были привлечены реальные инвестиции».

На реализацию Плана необходимо было привлечь инвестиций в объёме 129 млрд рублей в ценах 1993 года. В соответствии с техническим заданием, подготовленным правлением ОАО «Читаавиа», немецкая фирма «Вайдлеплан Консалтинг ГмбХ» разработала мастер-план по международному стандарту, который прошёл экспертизу и получил положительные заключения крупнейших международных финансово-экономических организаций. Это позволило оформить первый в нашем регионе долгосрочный валютный кредит на сумму 2 млн долларов под 8 % годовых в ОАО Банк «Забайкальский» (председатель правления В.В. Портнова), заинтересовать партнёров и привлечь инвестиции, в том числе и иностранные. В результате победы ОАО «Читаавиа» в инвестиционном конкурсе при Министерстве экономики России было привлечено 8 млрд рублей.

За счёт пяти эмиссий акций уставный капитал ОАО «Читаавиа» за время, прошедшее с начала акционирования, увеличился с 65 млн до 49 млрд руб., то есть в 753,84 раза (75384,6 %), при этом инфляция за этот же период составила 10713,22 %. Несмотря на такую инфляцию, за счёт капитализации производственных фондов предприятия, стоимость акций была сохранена, при этом контрольный пакет оставался в руках трудового коллектива — 39,4 %; у якорного инвестора – американской фирмы «Кволити Стил» — 28,6 %; остальные 32 % были выкуплены «Золотобанком», АО «Читаэнерго», АО «Минералинвест».

В результате были привлечены инвестиции в объёме 129 млрд рублей, из них: частные инвестиции составили 64 % (из которых 40 % — иностранные); 16 % — заёмные; 12,8 % — амортизационные отчисления; 7,2 % — бюджетные, которые сформированы за счёт освобождения от уплаты налога в городской и областной бюджеты. Пропорционально суммам освобождения от налога были переданы акции ОАО «Читаавиа» на соответствующие уровни бюджетов (налоговое инвестирование). За счёт привлечённых инвестиций приступили к реализации Плана, главным мероприятием которого являлось строительство взлётно-посадочной полосы (далее ВПП), и работы нужно было выполнить в тёплый период времени. Для этого необходимо в её тело уложить 40,9 тыс. м³ «тяжёлого» армобетона марки М-500, приобрести 16,6 тыс. тонн цемента марки М-500, заготовить 16,6 тыс. м³ чистого песка и изготовить 29,8 тыс. м³ щебня фракций (20-40 мм).

Грандиозная стройка

Изначально для реализации проекта планировалось привлечь местные заводы строительных материалов. В результате проведённого мониторинга выяснилось, что Читинский завод железобетонных изделий не в состоянии за три месяца изготовить бетон нужной марки в таком объёме, так как в лучшие годы советского периода завод выдавал 37,8 тыс. м³  сборного железобетона в год, но самое главное — то, что исходя из условий эксплуатации ВПП, предъявляются повышенные требования к устойчивости бетонного покрытия на растяжение, а с учётом значительных перепадов температур в зимний период необходимо обеспечить высокую морозостойкость и гидрофобность покрытий. Для выполнения данных требований завод не имел таких технологических возможностей, поэтому 1993 год для начала строительства был потерян.

С учётом этого в 1994 году контракт на строительство взлётно-посадочной полосы был заключён с Югославской фирмой АО «Планум» (генеральный директор Миодраг Радосавлевич), которая по всему миру построила сорок одну взлётно-посадочную полосу, а сорок вторая, и первая в России, будет возведена в Чите. По условиям контракта, полоса должна построиться всего за три месяца. Поэтому специалисты этой фирмы уже в январе приступили к поиску предприятий, которые способны в таком объёме и в такие сроки поставить необходимые строительные материалы. В результате в марте 1994 года были заключены контракты на поставку цемента — с Ангарским цементно-горным комбинатом, на поставку инертных материалов — с Приаргунским Управлением строительства в городе Краснокаменске, на поставку арматуры — с Петровск-Забайкальским металлургическим заводом.

К началу работ по строительству взлётно-посадочной полосы фирма «Унион Инженеринг» купила бетоноукладчик и двадцать самосвалов марки «КамАЗ»-6520 с трёхсторонней разгрузкой. Для приготовления бетона компания приобрела в ФРГ завод фирмы «Эльба» по производству уплотнённого свежего бетона с производительностью от 96 до 128 м³ в час, который в мае был доставлен прямым рейсом из аэропорта Мюнхена на военный аэродром грузовым самолётом Ан-124, а затем железной дорогой — в Читинский аэропорт к месту установки, где был смонтирован недалеко от лётного поля.

Рядом с заводом были установлены силосы мощностью 2400 м³ для приёма цемента, доставленные вертолётом Ми-26 из Золотореченска. В очень короткое время были завершены все подготовительные работы.

27 июня 1994 года первый заместитель главы администрации Читинской области, председатель комитета экономики В.Е. Ломако положил первую лопату бетона в тело взлётно-посадочной полосы. Югославская фирма АО «Планум» в сроки, установленные контрактом, завершила работы по строительству ИВПП, удовлетворяющей международным требованиям ИКАО, а 30 сентября 1994 года на новую полосу произвёл посадку самолёт ТУ-154М рейсом из Иркутска (командир воздушного судна Н. А.).

Югославская фирма АО «Планум» за три месяца — с 27 июня по 01 октября 1994 года — завершила, причём с высоким качеством, строительство взлётно-посадочной полосы 2800 х 56 метра, которая уже на протяжении тридцати лет находится в нормальном рабочем состоянии, строительство МРД (2000 х 44 метра), удовлетворяющих международным требованиям ИКАО. Кроме того, было осуществлено устройство дренажной системы аэродрома и монтаж нового светосигнального оборудования на ВПП.

На время строительства ВПП аэропорт закрывался для приёма самолётов 1-го класса. Правлением ОАО «Читаавиа» было принято согласованное с администрацией области решение — перебазировать самолёты Ту-154 в аэропорт Улан-Удэ, а пассажиров доставлять с грунтовой полосы стыковочными рейсами на самолётах Ан-24. Таким образом было обеспечено авиационное сообщение жителей нашего региона с другими городами России.

После завершения строительства взлётно-посадочной полосы аэродром «Кадала» стал годен для приёма самолётов Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Airbus A310, Airbus A319, Airbus A 320, Boeing 737, Boeing 757, BAe-146, MD-82, CRJ-200, самого тяжёлого Российского самолёта Ан-124, всех более лёгких самолётов, а также всех типов вертолётов.

Окончание в следующих номерах «ЧО».

На фото: международный аэровокзал после капитального ремонта, февраль 1993 г.

Все материалы рубрики «Страницы истории»

 

Николай Семёнов,
командир Читинского ОАО,
генеральный директор
«Читаавиа» с 1991 по 2001 год
«Читинское обозрение»
№8 (1804) // 21.02.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net