Творчество наполняет жизнь Антониды Ефремовны Скороглядовой глубоким смыслом, позволяет чувствовать себя востребованной даже сейчас, в столь солидном возрасте.
Глядя на эту миловидную и моложавую женщину, не скажешь, что она перешагнула восьмидесятилетний рубеж: столько задорного света в её глазах, такая позитивная энергия исходит от неё. А ведь жизнь была не из лёгких!
Взять хотя бы наводнение 1958 года, когда семья лишилась дома — его унесло мощным течением реки, вышедшей из берегов. Улица, находившаяся между сопками, превратилась тогда в огромное водное пространство.
— Ни дома, ни огорода с посадками — ничего не осталось, — вспоминает уроженка посёлка Усть-Карск Сретенского района.
Её мама, имевшая два класса образования, работала дворником. Своего отца героиня нашего очерка никогда не видела: ещё до рождения дочери Ефрем Кондратьевич Козырев ушёл на фронт, где в 1943-м погиб. На одной из стел Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев высечено его имя. Антонида Ефремовна приносит туда гвоздики в память об этом добром и светлом человеке — именно так описывала его мама. Из детских впечатлений о военном времени женщина выделила один эпизод, связанный с эвакуацией в 1945 году:
— Из детского садика нас перевозили по Шилке в Чалбучи, потому что тогда японцы «зашевелились». Помню, что нас везли на барже. Это было внове для меня. Я всё по сторонам смотрела: лес, горы, природа такая красивая! Навсегда врезалось в память.
В школе училась хорошо, была председателем пионерской дружины, активно участвовала в мероприятиях, читала стихи со сцены и очень любила петь. После седьмого класса поступила в Сретенское педучилище. Решающим фактором в выборе учебного заведения стала возможность научиться там играть на мандолине, которой хорошо владела её двоюродная сестра — будущая выпускница педучилища.
— Я была так счастлива, когда научилась играть на этом музыкальном инструменте! — признаётся моя собеседница.
— В её руках мандолина звучит изумительно, — вступает в разговор муж Антониды Ефремовны — А как она поет! — говорит Александр Анатольевич Поляков и негромко затягивает русскую народную песню. Супруга поддерживает его, подпевая вторым голосом.
— Слышите, как держит свою партию! — восхищается аккомпаниатор ансамбля «Ингодиночка».
Она же не представляет своей жизни без песни. Пела вместе с ребятами в школе родного посёлка, где работала воспитателем после педучилища, пела в школе № 5 города Читы, где учила ребят начальных классов. Антонида переехала в областной центр после замужества, в 1966 году. На одной из фотографий молоденькая учительница стоит в окружении ребят в пионерских галстуках. Фотограф запечатлел яркое майское утро, счастливые улыбки, нежную зелень листвы. Это был День пионерии, утопавший в весёлых песнях.
Чита всегда нравилась Антониде Ефремовне — с того самого момента, как она впервые приехала сюда на каникулы к маме, получившей комнату за работу дворником, поскольку дом в родном посёлке смыло в результате наводнения. Непривыкшая сидеть без дела девушка брала метлу в руки и помогала мести улицы.
Город ещё досматривал утренние сны, когда они приводили в порядок свой участок: угол улиц Полины Осипенко и Калинина (сейчас Амурской) до Анохина. Во время короткого отдыха Тоня наслаждалась ароматами цветущей сирени, поглядывала на редких прохожих и мечтала о будущем, которое рисовалось яркими красками. Её не смущала необходимость носить вёдра с песком, сметённым с улиц, не пугал объём работы. И дело было не столько в юном возрасте, сколько в позитивном отношении к жизни, в желании обнять весь мир — такой светлый и радостный.
Со временем Антонида Ефремовна окончила заочно педагогический институт, но обстоятельства сложились таким образом, что она перешла работать на кожевенно-обувной комбинат — начальником отдела сбыта, вскоре получила квартиру в доме по улице Ярославского. До этого они вместе с первым мужем ютились в коммуналке.
С комбинатом же был связан новый виток жизни. Он был насыщен поездками, прежде всего — в Москву, где проводились ярмарки.
— Мы возили в столицу образцы кожи, которые осматривали представители обувных фабрик из разных городов, а потом закупали наш хром. Контейнерами отправлялась кожа в Абакан, Красноярск, Иркутск, Магнитогорск, Свердловск, — с улыбкой рассказывает моя собеседница.
И, конечно, куда без песни? Антониду Ефремовну пригласили в вокальную группу «Зарянка» при комбинате, так что большую часть свободного времени она посвящала любимому увлечению. И вот уже пятнадцать лет поёт в ансамбле «Ингодиночка», художественным руководителем которого является.
— Никогда не думала, что мне пригодится справка, выданная вместе с дипломом после окончания педучилища, что я могу руководить хором оркестром, солистами, — смеётся Антонида Ефремовна
— Она всегда слышит фальшивые ноты. А ещё с легкостью гасит любой конфликт. Очень спокойная, тактичная, — описывает свою жену Александр Анатольевич.
Тем не менее в ней чувствуется большая внутренняя сила, умение организовать и повести за собой.
В 2009 году она возглавила общество инвалидов Ингодинского района города Читы. Работы много, но председатель с удовольствием исполняет свои обязанности. Люди тянутся к ней, нередко просят совета, обращаются за материальной помощью, приходят на праздничные мероприятия, соревнования, будь то шашки, шахматы, дартс, получают продуктовые корзины. Некоторые с удовольствием посещают репетиции ансамбля. Выступления же вокального коллектива проходят не только в обществе инвалидов, но и на курорте «Кука», в Атамановке, в посёлке КСК, в Улётовском районе. Ансамбль занимает призовые места в конкурсах хоровых коллективов. Антонида Ефремовна неизменно готовит сценарии и ведёт концертные программы.
Одним из наиболее ярких событий для неё стало участие в Международном конкурсе «Филантроп», который проходил в Москве.
— В 2016 году наш дуэт с Риммой Васильевной Елисеевой стал дипломантом этого конкурса. В комиссии были Иосиф Кобзон и Юрий Соломин, — поделилась своей радостью вокалистка.
Тёплым светом зажигаются глаза моей собеседницы при упоминании важного момента в её жизни — свадьбы с Александром Анатольевичем. Они сыграли её в период пандемии — в 2020 году, но этот факт не смог омрачить мероприятие. Супруг читал своей избраннице стихи собственного сочинения, они пели любимые песни, вспоминали лучшие моменты жизни.
Эти моменты у обоих связаны с музыкой. Александр Поляков полвека провёл на сцене с баяном, исколесил всю область с агитбригадой. Музыкальный инструмент купила ему в раннем детстве бабушка, воспитавшая внука. И хотя в селе Болотово Сретенского района, где прошли школьные годы будущего аккомпаниатора, не было музыкальной школы, он с лёгкостью поступил в музыкальное училище города Читы, после чего сорок лет преподавал в школах пение.
Супруги с удовольствием занимаются огородом, где выращивают, помимо традиционных овощей и ягод, яркие георгины и огромные тыквы, ездят за грибами — в какое-то дивное, только им известное, место в лесу. Антонида Ефремовна в семьдесят восемь лет научилась водить машину и теперь уже уверенно чувствует себя за рулём.
— Ой, нет, — смущается водитель с трёхлетним стажем. — Я же в основном только по трассе езжу, в городе стараюсь не рисковать.
И такая она во всём: яркая, смелая, активная, энергичная и, в то же время, удивительно скромная.
От души поздравляем Антониду Ефремовну Скороглядову с праздником Весны, желаем крепкого здоровья, счастья, радости и ещё долго быть в строю!
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Оксана Сидоренко
Фото автора и из архива
Антониды Скороглядовой
«Читинское обозрение»
№10 (1806) // 06.03.2024 г.
0 комментариев