Сегодня в нашей рубрике окончание текста о вредных мифах, распространяемых про антилопу дзерена.
То, что животное болело ящуром, можно определить по наличию антител к вирусу у него в крови. Конечно, работающие с чабанскими отарами ветеринары этим не занимаются. А вот вирусоносительство дзеренов в Забайкалье проверяется регулярно. Каждый раз результат оказывается одним и тем же. У части животных учёные находят антитела, говорящие о прошлом контакте с возбудителем, но сам вирус до сих пор не был обнаружен ни у одной антилопы. Похоже, что дзерены, сталкиваясь с ящуром, очень легко переносят эту инфекцию, не накапливая вирус в организме. И совсем не факт, чтобы они были в состоянии занести ящур из Монголии в Забайкалье.
Впрочем, это станет ещё более очевидным, если мы посмотрим на географию вспышек ящура в нашем крае. Мне не удалось найти в открытом доступе официальную статистику по вспышкам ящура, но они освещались местными СМИ. Начиная с 2006 года случаи заболевания домашних животных упоминались девятнадцать раз. В четырнадцати случаях это были районы, в которые дзерены не приходили даже зимой: Приаргунский, Калганский и Краснокаменский. И лишь пять оставшихся случаев приходятся на Ононский и Борзинский районы, в которых дзерены постоянно обитают. Только вот вопрос: имеют ли они к ящуру хоть какое-то отношение?
Давайте обратимся к диссертации заместителя директора Федерального центра охраны здоровья животных А. Мищенко. Тема диссертации как раз к нашему разговору: «Ящур в Российской Федерации и сопредельных странах в 2004–2017 годах: особенности эпизоотологии, осуществления мониторинговых исследований и противоэпизоотических мероприятий».
Ниже будет длинная, но полезная цитата: «По данным эпизоотологических расследований было установлено, что фактором передачи вируса в 13 случаях была вода, а в 20 случаях – контаминированные вирусом корма. Все случаи передачи алиментарным путём, в которых вода являлась фактором передачи, были сконцентрированы на территориях Забайкальского, Хабаровского краёв и Амурской области, что объясняется тем фактом, что государственная граница проходит по фарватерам рек. Фактором передачи вируса ящура при алиментарном пути часто было сено, которое заготавливалось за инженерно-техническими сооружениями государственной границы РФ. Все данные случаи были зафиксированы на территории Забайкальского края (2006, 2013–2015 гг.). Фактором передачи вируса ящура была продукция сельского хозяйства, привезённая из КНР, которая в дальнейшем скармливалась животным, и необработанные пищевые отходы из мясопродуктов, завезённых из КНР (Забайкальский край, 2010 г.)».
За рамками этого текста остались весьма непростые вопросы эффективности вакцин, которые должны защищать животных от разных штаммов вируса ящура. Но и без этого понятно, что существует множество путей заноса инфекции, особенно учитывая, какое количество людей и товаров перемещается через границу Забайкалья с Китаем и Монголией. Но любителям простых решений не терпится обвинить именно краснокнижных дзеренов.
Ну да, они же бессловесные.
Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№14 (1810) // 03.04.2024 г.
Тема заноса это такая палочка-выручалочка для ветеринаров. Если что непонятно, значит «японские шпиёны» занесли. ))) И мочить дзеренов!…
Читать ещё ↓
Тема заноса это такая палочка-выручалочка для ветеринаров. Если что непонятно, значит «японские шпиёны» занесли. ))) И мочить дзеренов! Всех! Сейчас по-моему дзерены символ или бренд Даурских степей, которых нужно и можно наблюдать, фотографировать и радоваться, что хоть что-то оставим потомкам.