Главная / Авторы / Денис Приходько / Наш троллейбус выходит на маршрут
Наш троллейбус выходит на маршрут


А вы знали о том, что российский троллейбус 13 апреля отмечает свой день рождения? На этот вид общественного транспорта приходится значительная часть пассажирских перевозок в большинстве городов нашей страны — и Чита не исключение. В условиях конкуренции за пассажиров с частными маршрутными такси муниципальное предприятие «Троллейбусное управление» не только продолжает бесперебойно работать, но и развивается.

Немного истории

Самый первый в истории троллейбус появился в 1892 году на улицах столицы Германии — в Берлине. Идею пассажирского экипажа на электрической тяге выдвинули и претворили в жизнь братья-изобретатели Вильгельм и Вернер Сименс, а своё изобретение они назвали «трамвайным автобусом».

Испытания первого троллейбуса отечественной сборки прошли 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1902 года в Санкт-Петербурге. Именно к этой дате и приурочили праздник. Кузов и ходовую часть «Электрического автомобиля» (так окрестила пресса того времени диковинный транспорт) изготовил на своём заводе «Фрезе и К°» русский изобретатель и предприниматель Пётр Фрезе. Электрооборудование собрали по проекту графа Сергея Шуленбурга. Основой токосъёмного механизма стала конструкция французского изобретателя Ломбар-Жерена — по проводам катилась «контактная тележка с троллей».

Кстати, та самая российская электрическая повозка весом восемьсот двадцать килограммов предназначалась для перевозки грузов, а не пассажиров. В журнале «Автомобиль» (№ 4 за 1902 год) по этому поводу появилась заметка под заголовком «Испытание электрического автомобиля с «троллей»: «В Петербурге построен автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, получаемой от проводов, протянутых вдоль пути, но ходящий не по рельсам, а по обыкновенной дороге. Ток с контактных проводов снимает тележка, соединённая с автомобилем двойным проводом».

Первые регулярные троллейбусные маршруты появились лишь в 1933 году в Москве, спустя ещё три года — в Ленинграде. Постепенно троллейбусное движение начало развиваться в других регионах. В начале шестидесятых годов стало очевидно, что быстро растущей столице Забайкалья, в условиях сурового климата, необходим пассажирский электротранспорт. В 1967 году строительное управление треста «Читапромстрой» под руководством Евгения Барковского занялось строительством троллейбусных линий и необходимой инфраструктуры в Чите. Кстати, Евгений Иванович занимал должность начальника Читинского троллейбусного управления в 1971–2002 годах.

В апреле 1970-го было создано городское троллейбусное управление, его торжественное открытие состоялось 30 декабря. Тогда коллектив предприятия насчитывал сто шестьдесят один человек, сегодня — в несколько раз больше. На следующий день официально открылось движение по единственному на тот момент маршруту № 1 — от Троллейбусного депо до вокзала «Чита-II». На линию выпустили первые пятнадцать новых, недавно сошедших с заводского конвейера, троллейбусов, из них от десяти до двенадцати машин выходили на рейс регулярно. Со временем появились новые маршруты и остановки, некоторые из них продлевали и отменяли. «Единичку», так читинцы называют троллейбус №1, продлили до Городской больницы.

Современный читинский троллейбус

Сегодня МП «Троллейбусное управление» — это крупнейшее транспортное предприятие города и края, осуществляющее перевозку пассажиров по четырём троллейбусным маршрутам, связывающим все районы города. В октябре 2019 года в его структуре появилось новое обособленное подразделение «Автоколонна по перевозке пассажиров автобусами». Начали с одного автобусного маршрута № 17, сейчас обслуживают двенадцать социально значимых направлений в разные районы города.

По словам Дениса Ишенина — директора Муниципального предприятия «Троллейбусное управление», в целом ситуация на предприятии сохраняется непростая, первоочередного внимания требуют два вопроса: состояние подвижного состава и кадровый потенциал. Свободными остаются сто семьдесят пять вакансий. Требуются водители троллейбусов и автобусов, кондукторы, автослесари, электромонтёры, мойщики подвижного состава и так далее. На данный момент коллектив предприятия насчитывает пятьсот девяносто восемь человек.

— Если брать по штатному расписанию, то должно работать порядка тысячи человек. До этого количества мы никогда не дотягивали, в лучшие времена, когда маршрутов было больше и на линию выходило до семидесяти троллейбусов в смену, доходило до восьмисот работников. Именно столько необходимо для нормальной работы предприятия. Мы, конечно, пытаемся делать всё, чтобы справляться со своей основной задачей, — обеспечивать город общественным транспортом, но нужен резерв. В первую очередь, чтобы поддерживать, а при необходимости — увеличивать регулярность движения. Сегодня в среднем ежедневно на все троллейбусные маршруты выходит сорок единиц в первую смену и сорок — во вторую, — отметил Денис Ишенин.

Из-за нехватки почти шестидесяти кондукторов пришлось перевести часть троллейбусов на обслуживание одним водителем:

— Выходим из положения за счёт бескондукторной системы оплаты проезда. Часть пассажиров использует безналичную оплату проезда, через стационарные валидаторы, установленные в салоне. Наличный расчёт осуществляется через водителя. На сегодняшний день два троллейбусных маршрута — № 2 и 3, менее загруженные, полностью работают по такой схеме. Пробуем частично такую схему на маршруте «единичка». За счёт этого обеспечиваем выпуск необходимого количества транспорта на линию. Конечно, пассажирам первое время было не совсем привычно и удобно, но сейчас люди привыкли входить через переднюю дверь для того, чтобы оплатить проезд. Водителям также потребовалось время, чтобы привыкнуть. Кстати, за работу без кондуктора им доплачивают. Сейчас система работает штатно. Полностью отказаться от кондукторов мы не планируем, да и не сможем этого сделать. Повторюсь, это вынужденная мера, — прокомментировал Денис Ишенин.

Если с кондукторами дело обстоит проще (на их подготовку необходимо две–три смены), то на водителя троллейбуса необходимо учиться восемь месяцев. Этим занимается собственный учебный центр, существующий на базе предприятия.

Обновление пошло на пользу

Ситуацию с подвижным составом удалось изменить в лучшую сторону благодаря участию Забайкальского края в реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». За счёт средств федерального бюджета для Читы было закуплено пятьдесят пять современных троллейбусов, которые регулярно выходят на линию. Это позволило списать транспортные средства с большим износом, увеличить количество троллейбусов, предназначенных для перевозки маломобильных групп населения (с низким расположением пола). Десять единиц из них оборудованы аккумуляторами для увеличения автономного хода, что позволяет им двигаться порядка двадцати километров без подключения к контактной сети.

— Более пятидесяти процентов парка троллейбусов заменили, сейчас у нас имеется девяносто три единицы. Самый старый экземпляр 2005 года выпуска — ЗиУ-682. Это почти двадцать лет при норме эксплуатации в десять, без малого два срока отходил. Чтобы продлить жизнь таких машин, постоянно проводим все виды ремонтов согласно регламенту. С автобусами ситуация тоже непростая из-за высокой стоимости запчастей, ГСМ, хотя они относительно новые, 2019–2020 года выпуска, — рассказал Денис Ишенин.

Не у всех читинцев есть собственный автомобиль, поэтому муниципалитет должен обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта, в том числе за счёт открытия новых троллейбусных маршрутов и продление действующих. Этот вопрос требует серьёзных финансовых затрат, поэтому находится в ведении краевых и городских властей. Самостоятельно решать такие глобальные задачи предприятие не может, его основная цель — поддерживать работу существующих маршрутов.

— Были времена, когда существовал только муниципальный общественный транспорт — троллейбусы и автобусы. Сейчас у нас есть серьёзный конкурент — коммерческие маршрутные такси, которые дублируют троллейбусные линии. У пассажиров есть выбор, и, чтобы они делали его в нашу пользу, необходимо соблюдать интервал и график движения, а также сдерживать рост тарифа, — подвёл итог Денис Ишенин.

Основным производственным показателем предприятия является количество перевезённых пассажиров. В прошлом году читинские троллейбусы перевезли без малого четырнадцать миллионов пассажиров, автобусы — 1,8 миллиона человек, в том числе три с половиной миллиона граждан, имеющих проездные льготы.

Все материалы рубрики «Темы»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№15 (1811) // 10.04.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net