1 мая во многих странах мира отмечается Международный день солидарности трудящихся, а в России в настоящее время это Праздник весны и труда.
Первыми, ещё весной 1856 года, с требованием ввести восьмичасовой рабочий день выступили рабочие Австралии. Затем по их примеру 1 мая 1886 года устроили ряд митингов и демонстраций анархосиндикалисты в США и Канаде. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибли шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста и боёв с полицией было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным — до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва пятеро рабочих-анархистов были приговорены к повешению. Впоследствии появилось доказательство, что обвинение было ложным. Именно в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая 1890 Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием восьмичасового рабочего дня и другими социальными протестами.
В Российской империи первомайские маёвки стали регулярно проводиться начиная с 1897 года. В Чите первая маёвка прошла 18 апреля (по новому, или европейскому стилю — как раз 1 мая) 1902 года. В июле о ней написала издававшаяся в Германии газета ещё не расколовшейся на большевиков и меньшевиков РСДРП «Искра».
До 1917 года и в Забайкалье, и в России маёвки проводились нелегально и не ежегодно.
Впервые Первомай широко и открыто был отпразднован в 1917 году, после свержения самодержавия. В шествии, организованном в столице Забайкалья, в одних рядах шли те, кто вскоре окажется «по разные стороны баррикады». В 1918 году ещё по всей России вновь Первомай широко отмечался. В Москве, на Ходынском поле, впервые вместе с демонстрацией трудящихся прошёл парад частей молодой Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В Чите демонстрацию вместе организовали большевики, меньшевики-интернационалисты, левые эсеры и профсоюзы. Но в августе того же года советская власть в Забайкалье пала. Интересно, что 1 мая 1919 года в Чите, где утвердился режим атамана Григория Семёнова, хоть и скромно, не широко, но вполне легально этот праздник был отмечен. В 1920-м его если и отмечали, то в глубоком подполье. И это понятно, ведь ещё шли бои за Читу, красные наступали, а белые с японцами оборонялись.
Широко в Чите Первомай вновь отметили 1 мая 1921 года, когда наш город был столицей ДВР. Более того, в тот день впервые демонстрация трудящихся сопровождалась военным парадом. Празднование Первомая тогда спокойно переросло в празднование Пасхи, которая оставалась в ДВР государственным праздником.
С 1923 года (в ноябре 1922-го ДВР была ликвидирована, а Дальний Восток «вернулся в родную гавань», став частью РСФСР) Первомай отмечался широко и празднично вплоть до 1941 года. В 1942-м демонстраций и парадов не было, зато на многих предприятиях Первомай встречали в Чите трудовыми показателями. Тридцатого апреля 1943 года в Окружном Доме Красной Армии прошло торжественное собрание партхозактива города и Читинской области, посвящённое Первомаю. А на следующий день по площади Ленина прошло шестьдесят тысяч человек, принявших участие в праздничной демонстрации. Те же мероприятия проходили в 1944 и 1945 годах.
В СССР, как известно, это торжество долгое время было одним из основных государственных праздников (наряду с 7 ноября и 9 мая). В 1992 году властями России Международный день солидарности трудящихся был переименован в День весны и труда. Но левые партии и часть профсоюзов продолжают открыто и легально отмечать этот праздник в его традиционном наименовании. Коммунисты свой митинг на площади Ленина проведут и в этот раз. А вот массовое шествие трудовых коллективов, как правило, организовываемое профсоюзами, по решению краевой антитеррористической комиссии в этом году проводиться не будет.
На фото: первомайская демонстрация, площадь им. Ленина. На заднем плане видно строительство будущей гостиницы «Забайкалье», 1962 г.
Все материалы рубрики «Этот день в истории»
Александр Баринов
Фото из архива
Алексея Шегеры
«Читинское обозрение»
№18 (1814) // 01.05.2024 г.
0 комментариев