Забайкальский кинематограф. Первым маленьким шажком к тому, чтобы это красивое словосочетание зазвучало в мире российского кино, стала недавняя премьера полнометражного художественного фильма «Возвращение с фронта», снятого по мотивам произведения забайкальской писательницы Елены Чубенко. О том, что ещё нового произошло в кинематографической среде, нам рассказал режиссёр ленты, директор Забайкальской государственной кинокомпании Николай Гадомский.
— Николай Николаевич, прежде чем получить согласование на эту должность, вы стали победителем конкурса, среди участников которого были и другие кандидатуры. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Действительно, это было не просто назначение — потенциальные кандидаты на должность директора ГАУК «Забайкальская государственная кинокомпания» должны были стать участниками конкурса, проходившего в рамках «Забайкальского призыва». Суть его заключалась в том, чтобы представить презентацию, в которой необходимо было отразить своё видение того, как должна развиваться кинокомпания. Наверное, моё видение показалось министерству культуры и правительству Забайкальского края наиболее адекватным и конструктивным, и меня назначили на этот пост. Поскольку назначение состоялось совсем недавно, сейчас я вникаю в дела кинокомпании, в частности, административно-хозяйственные, с тем, чтобы уже на месте выстроить концепцию её развития. В приоритете для меня вопрос организации процесса кинопроизводства в нашем крае, чтобы наша кинокомпания, кроме проката фильмов, занималась бы ещё и их производством. Это моя давняя позиция, я всегда говорил и буду говорить об этом. Нужно пробовать, начинать хотя бы с маленьких шажков.
— Одно дело просто руководить кинокомпанией, а другое — параллельно снимать фильмы. Сейчас вы занимаетесь созданием короткометражной ленты «Школьный учитель», на главную роль которой приглашён известный российский актёр Юрий Торсуев. Когда наши земляки смогут увидеть её?
— Если всё пойдёт по плану, то премьера фильма состоится 26 мая и будет приурочена к Дню города и Забайкальскому кинофестивалю. Основной блок сценария с участием московского актёра уже отснят, основные эпизоды мы снимали на территории городской школы №3. Для этого мы декорировали учебные кабинеты, для реконструкции военного госпиталя в спортивный зал школы были привезены солдатские кровати, современные трубы и крыльцо мы закрашивали извёсткой, а асфальтированную пришкольную территорию засыпали песком, по которому ездили полуторка и мотоцикл тех времён. В этом фильме проводится параллель между событиями Великой Отечественной войны и происходящим сейчас на Украине, затрагиваются темы фашизма, национализма и нацизма. Более того, эта так называемая временная склейка прослеживается через историю Читы.
Вообще, идея снять короткометражный игровой фильм о Чите возникла у меня давно, и этот вопрос мы не раз обсуждали с Александром Михайловичем (Сапожниковым — авт.). К слову, он оказал мне неоценимую поддержку на съёмках фильма «Солнцем поцелованные». Он знает об этом не понаслышке — сам когда-то был директором кинотеатра и снимался в кино. Ещё в прошлом году мы планировали сделать такой подарок читинцам, но, к сожалению, не вышло. Я подумал о том, что через этот фильм мы могли бы рассказать о том, как во время Великой Отечественной в городе действовали эвакогоспитали, скольких бойцов спасли наши медики. Ещё одним мотивом, побудившим меня начать съёмки этого фильма, стал вопрос присвоения Чите звания «Город трудовой доблести». Многие жители не совсем понимают, за что городу дали это звание, а более всего меня возмущают так называемые «диванные комментаторы», выступающие против этого. Очень надеюсь на то, что фильм получится информативным, интересным для зрителя и поможет понять читинцам причины того, что их родной город удостоился такого звания.
— Если говорить о съёмочной команде, какая она?
— Костяк команды, конечно же, составляют наши ребята. Это потрясающе талантливые артисты нашего драмтеатра, такие как заслуженный артист РФ Сергей Юлин, заслуженный деятель искусств Забайкальского края Евгений Нимаев, художник-постановщик и мой соавтор сценария Артём Декин. Если говорить об исполнителях главных ролей, то я очень признателен московскому актёру Юрию Торсуеву, сыгравшему учителя истории. Не скрою, я претерпел целый шквал нападок в мой адрес, упрёков в том, что «… режиссёр привлёк для съёмок фильма столичного актёра. Неужели своих не нашлось?». Парируя мнению моих оппонентов, мне хочется начать с того, что любой режиссёр вправе выбирать состав актёров на своё усмотрение. Мне показалось, что персонаж моего фильма, учитель истории, должен быть именно такой, и поэтому я пригласил Юрия Торсуева. А почему бы и нет? Думаю, он на все сто справился со своей ролью. Как это часто бывает в нашей жизни, это тоже стало делом случая. В дни прошлогоднего кинофестиваля в Чебоксарах я познакомился с ребятами, которые дружат с братьями Торсуевыми — Юрием и Владимиром. Они помогли мне выйти с ними на связь, Юрий, прочитав сценарий, согласился поучаствовать в съёмках фильма, и дело пошло. Что в этом предосудительного? Думаю, что хорошую ленту делает не только достойная история и качественно снятый фильм, но и привлечение на роль известного артиста. Этим пользуются многие режиссёры. Кроме того, привлекая к съёмкам медийного артиста, мы открываем для себя потенциальную возможность продемонстрировать эту ленту не только у нас в Забайкалье, но и по всей России.
Вторую главную роль сыграл Влад Сизов, юный артист из театральной студии «Белая ворона» под руководством Марины Саттаровой. Неоценимую помощь в создании картины оказал руководитель клуба военно-исторической реконструкции «Забайкальский фронт» Андрей Черепанов и вся его команда. Они помогли нам с костюмами, реквизитом, ребята участвовали в съёмках, исполняя роли раненых, санитаров и водителей. Многое сделал для процесса съёмок и наш председатель Союза кинематографистов Забайкальского края Максим Юсупов, который также исполнил очень колоритную роль в этом фильме. Душевная благодарность директору картины Алексею Бочкарникову, оператору-постановщику Евгению Харченко и всей нашей команде. Если честно, меня очень радует, что все участники съёмок, очень разные по статусу, но объединённые общей идеей, сплотились вокруг меня и позволили мне снять этот фильм. Очень надеюсь, что наши душевные и физические силы, потраченные на процесс съёмок, будут оправданы и результат порадует зрителя. Вдохновляет и то, что с такой съёмочной группой не страшно пойти, что называется, и в дальнее путешествие, то есть снять полнометражную картину. С ними не страшно.
— Каковы впечатления столичного гостя о нашем крае?
— Уверяю вас, что ему очень понравилось Забайкалье. Как говорится, сразили Юрия и наша природа, забайкальские просторы и яркое солнце. Я его отлично понимаю, поскольку сам, приехав сюда чуть более пяти лет назад, был под таким же впечатлением. Мы в свою очередь постарались организовать для актёра достойный приём, обеспечить ему максимально комфортные условия пребывания, потому что от этого зависит и настроение артиста, и, соответственно, исполнение им, если можно так выразиться, своих профессиональных обязанностей. Юрию Юрьевичу очень понравилась историческая часть нашего города. Я благодарен нашим сотрудникам музейного дела, которые организовали экскурсию в Музей декабристов. Неоценимую помощь оказал и забайкальский предприниматель Валерий Архипов, предоставивший автомобиль для перевозки актёра.
— Несомненным достижением для нашего кинематографа стал недавний показ фильма «Возвращение с фронта», который взяли в прокат 65 городов России. В чём его успех?
— Начнём с того, что фильм вышел в широкий прокат под другим названием. Вместо «Солнцем поцелованные» мы взяли другое — «Возвращение с фронта». Думаю, если прокатчики берут фильм, значит, они в нём что-то видят и считают, что зритель пойдёт на него, принеся свои кровно заработанные. Во-первых, хочется выразить признательность нашему министру культуры Ирине Левкович и её коллеге Наталии Лиценберг за содействие в вопросе получения для нашего региона права посещения фильма по Пушкинской карте. В этих целях они составили письмо в адрес департамента кинематографии и цифрового развития министерства культуры Российской Федерации, которое возглавляет Светлана Максимченко. В итоге премьера состоялась в 65 городах России — это Москва, Санкт-Петербург, Самара, Чебоксары, Волгоград, Брянск, Белгород, Новосибирск, Севастополь, Ялта, Сочи, Краснодар и другие.
— Связано ли событие такого широкого проката с действующими против России санкциями и какой вы видите ситуацию с дефицитом голливудских фильмов?
— Этому, конечно же, способствовала сложившаяся ситуация и действия так называемых западных «партнёров». Она, конечно же, связана с огромным дефицитом новых премьерных фильмов, по большей части, голливудских, в наших кинотеатрах. Посудите сами, сколько средств тратится на их рекламу, неизбежно поднимающую рейтинг их ожидания. У нас такого нет. Соответственно, фильм, не имеющий такой рейтинг, прокатчики не охотно будут брать для показа. Как следствие, его не увидят зрители. В этой связи, я считаю, развитие регионального кинематографа, с точки зрения производства своих фильмов и выпуска их в общероссийский прокат, может в корне изменить эту ситуацию. И речь идёт не только о Забайкальском крае, за который я ратую. Сегодня государство планирует выделять дополнительные деньги на производство отечественных фильмов, и это правильно. Почему не использовать тот ресурс, который у нас имеется? Понятно, что сейчас все без исключения российские кинотеатры просели по доходам, и этому есть объяснение, поскольку основу кассового бюджета составляли голливудские блокбастеры. Но это не так критично. Поверьте, сейчас в прокат выходит много достойных отечественных фильмов.
И всё же, кроме энтузиазма снимающих такие фильмы людей, нужен административный ресурс, позволяющий развивать кинематограф в регионах и, тем самым, помочь перестроиться всему российскому прокату. На мой взгляд, главы регионов должны сегодня внимательно посмотреть на эту проблему, которая важна не только на местах, но и в общероссийских масштабах. И, как говорил Владимир Ильич Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…». Он там ещё про цирк говорил, но это мы опустим (смеётся). Необходимо выходить на правительство РФ, объясняя важность этого вопроса, вносить предложения по выделению статьи расходов на эти цели в региональном бюджете. Ведь профессиональное кино не снимается бесплатно. Если это случится, то регионы должны будут создать специальную конкурсную комиссию, которая будет принимать решение о степени ценности того или иного материала, чтобы не допустить нецелевого расходования средств. Сейчас пришло время, когда все регионы должны каким-то образом сплотиться, собраться во имя общей цели.
— Что для вас означает премьера вашего фильма в общероссийском прокате?
— Это просто счастливое предопределение. Это огромное счастье. Для меня это означает, что три года производства фильма, вложенные в него силы, душа и кровь были потрачены не зря. И это всё для нашего зрителя.
Все материалы рубрики "Темы"
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№17 (1709) // 27.04.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев