День фотографа, посвящённый людям, чья работа — запечатлевать важные моменты жизни и красоту окружающего мира, отмечается 12 июля. По этому случаю в гостях у нашей редакции Евгений Епанчинцев — заслуженный работник культуры России, фотокорреспондент газеты «Забайкальский рабочий», сотрудничающий с ТАСС и «РИА Новости».
Увлечение на всю жизнь
На самый важный в нашей беседе вопрос — что для вас фотография — Евгений Валентинович коротко и уверенно ответил:
— Это моя жизнь, поэтому считаю себя счастливым человеком. Во-первых, детское увлечение стало профессией. Во-вторых, это здорово — с помощью фотокамеры ловить и делать вечными мгновения жизни, которые стремительно уходят в прошлое и никогда не повторятся.
Всё началось с фотоаппарата «Смена 8М», который родители подарили Жене на двенадцатый день рождения. По тем временам это было очень дорогое увлечение: плёнка стоила тридцать пять копеек, фотобумага — сорок копеек, плюс химические реактивы, уже набиралось на рубль с лишним, при том, что средняя зарплата составляла всего сто двадцать рублей.
Почти целый год подаренный фотоаппарат пролежал на полке в шифоньере, куда наш герой периодически заглядывал и думал, что же с ним делать. Весной 1975 года Евгений всё-таки зарядил свою первую плёнку и начал фотографировать из окна комнаты. В объектив тогда попали деревья, прохожие и детский сад. Спустя несколько дней приехала погостить бабушка, которую внук пригласил на прогулку в лес, чтобы сделать несколько кадров.
— На фотоаппарате, который, по сути, был лишь детской игрушкой за пятнадцать рублей, были нарисованы подсказки для ручной настройки. Отец объяснил, что такое диафрагма и выдержка. Вот так я постигал азы, ни в какие фотокружки не ходил. Забегая вперёд скажу, что учиться фотографии на плёночном фотоаппарате — это правильно, это лучше, чем сразу брать в руки современную цифровую или зеркальную камеру, — делится воспоминаниями Евгений Валентинович.
Когда кадры на первой плёнке закончились, отец помог её проявить. На какое-то время ванная комната превратилась в фотолабораторию, туда притащили табуретки, развели реактивы, и началось волшебство.
— Сам процесс проявки был мне знаком. Лет в пять-шесть я видел, как наш сосед под светом красной лампы печатал фотографии. Совсем другое дело, когда проявляешь плёнку, которую сам отснял, переживаешь, получилось что-то или нет. В воду бросаешь кусок фотобумаги, и на ней появляется изображение — это чудо. Сушили на бельевой верёвке, на прищепках, глянцевателя не было. Никакого тебе «Фотошопа», вместо него — руки. Например, между пальцами пропускаешь свет и так высвечиваешь лицо или другой участок на снимке.
Процесс проявки и печати Евгений быстро освоил и стал всё делать самостоятельно. По прошествии лет плёнки сохранились, кроме той, самой первой. Сейчас некоторые из них отсканированы, оцифрованы и хранятся в архиве мастера. Представляете, какое волнительное чувство испытываешь, когда столько лет спустя берёшь в руки свою первую фотографию.
Без способностей никуда
Фотографию Евгений Валентинович называет художественным произведением. Можно хорошо освоить техническую часть, на отлично знать, что такое диафрагма или выдержка, но чувство композиции, её верное понимание — это врождённое.
— Художник рисует картину с помощью краски и кистей, а фотограф — с помощью фотоаппарата. Ты выбираешь расположение объектов в кадре, решаешь, как они должны взаимодействовать между собой, что оставить за его пределами, какую точку съёмки выбрать. В этом деле всё важно: свет, цвета, тени, реакция и эмоции человека. Так все детали складываются в композицию. Тогда, в детстве, когда у меня появился фотоаппарат, я этого не понимал и делал всё интуитивно, — говорит Евгений Валентинович.
Умение создавать правильную композицию оттачивается годами, с каждым новым кадром. Здесь важна поддержка мастера, опытного коллеги, который скажет: «Старайся, у тебя есть способности, иди к победе». Это как тренер для спортсмена. Можно, конечно, самому научиться всему, методом проб и ошибок, но для этого потребуется больше времени. Евгений Валентинович считает, что человеку обязательно нужно говорить, что он «крутой», если он действительно крут в чём-то, — это мотивация.
В школьные годы на Епанчинцева серьёзное влияние оказал руководитель Читинского клуба любителей фотографии «Репортёр» — фотолюбитель, в дальнейшем фоторепортёр Читинского телевидения, учитель и друг Владимир Фёдорович Юдин.
— Он буквально нашёл меня, направил в нужную сторону. Увидел мои фотографии и однажды уверенно сказал: «Ты будешь фотографировать!», подарил мне целую банку плёнки со словами: «На, снимай».
Сразу после школы Евгений Валентинович начал работать в средствах массовой информации. С собой в дальние командировки новичка часто брал собкор фотохроники ТАСС Леонид Свердлов, работавший в то время в Чите.
— Дорогой мы много разговаривали о фотографии, о том, как получаются интересные кадры. Он учил меня делать живые постановки, быть внимательным к деталям в кадре. Я тогда не совсем осознавал ценность знаний, которые он мне передаёт, всё это казалось таким сложным. Наверное, в силу возраста — мне тогда было всего двадцать с небольшим лет. Запомнилась наша совместная командировка в 1982 году. Стояла задача сфотографировать, как объезжают диких лошадей. Особенно хорошо у меня получилась фотография «Поединок». Она сложилась, ничего лишнего — чья-то спина, ноги лошади, руки людей, всё на своём месте. Сейчас, спустя годы, особенно когда смотрю на этот снимок, понимаю, что своими первыми уверенными шагами в фоторемесле я обязан этому человеку.
Дело по душе
Как в любой профессии, у фотографа есть своя специализация. Да, пускай она не такая чёткая или строгая, как, например, у врачей, но есть. Здесь особенно актуально правило «занимайся тем, что тебе нравится». Евгений Епанчинцев считает себя фоторепортёром:
— Мне больше удаются репортажи, когда необходимо сделать серию снимков в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Конечно, по необходимости снимаю природу, портреты, но мне редко нравится то, что получилось. Нужно любить свою работу, а когда ты делаешь что-то без желания, без настроения, ничего хорошего не выйдет. Вообще, стараюсь заложить в фоторепортаж своё отношение к происходящему в кадре, к людям, которые в него попадают. Традиционно считается, что репортажный жанр исключает режиссирование, но в некоторых ситуациях фотограф может «провоцировать» людей или ситуацию, и это нужно делать.
Хорошо, когда заказчик, в роли которого чаще всего выступает редактор СМИ, понимает, какой смысл пытается донести до читателя фотограф через кадр. Если не понимает, то его нужно убедить, что необходимо поставить именно эту фотографию, почему она должна занять на газетной полосе именно это место.
— В видоискателе ты должен увидеть законченный, сложившийся кадр, который потом чётко проиллюстрирует журналистский текст. Если фотография постановочная, то необходимо организовать людей, что не менее сложно. Этому нужно учиться. Я начинал с того, что ходил на все читинские концерты и фотографировал происходящее на сцене. Это проще — люди сами делают то, что нужно. Моя задача была просто схватить правильный, интересный момент. В репортажном фото нужно отразить дух эпохи. Пройдут годы, и люди будут рассматривать на ней детали, срез времени: что стоит на столе, этикетки, что в руках у людей, во что они одеты, какие причёски носили. Вот сейчас, к примеру, на фото часто люди за одним столом, в одной компании, но они не общаются, они сидят каждый в своём телефоне — это примета нашего времени.
Сегодня, когда каждый может назвать себя фотографом, просто купив дорогой аппарат или хороший мобильный телефон, всё больше профессионалов и фотографов- любителей возвращаются к плёнке в тридцать шесть кадров. Евгений Валентинович с такой постановкой вопроса в целом согласен:
— Работая с плёночным фотоаппаратом, ты принимаешь больше участия в создании снимков. Прежде чем нажать на кнопку затвора, нужно определить расстояние до объекта, оценить уровень освещённости, вручную устанавливая режим и экспозицию. Но повторюсь ещё раз, неважно, какой аппарат у тебя в руках, главное, получать удовольствие от работы, от процесса создания фотокартины. Спустя много лет в профессии я не устал от неё, каждую съёмку стараюсь продумывать заранее, подходить с душой. Думаю о фотографии 24/7 с перерывами на сон.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№28 (1824) // 10.07.2024 г.
0 комментариев