Главная / Авторы / Денис Приходько / Коронавирус всё ещё здесь
Коронавирус всё ещё здесь
С ним борется медицинский десант


В Забайкальском крае продолжается борьба с пандемией коронавируса. О том, как развивается ситуация с заболеваемостью, каких результатов удалось достичь, о визите бригады московских врачей в регион рассказали на пресс-конференции в краевом министерстве здравоохранения.

Напомним, что бригада московских врачей прибыла в регион 20 февраля для помощи забайкальским медикам в борьбе с пандемией. В её состав входят специалисты различных профилей: инфекционисты, эпидемиологи, анестезиологи-реаниматологи, медицинские сёстры, в настоящее время они специализируются на лечении COVID-19. Столичные гости побывали в моностационарах Читы и районов края, оценили организацию помощи пациентам и поделились впечатлениями от увиденного с журналистами.

— Цель командировки в Читу?

— Задача нашей бригады — осмотр учреждений, которые занимаются лечением новой коронавирусной инфекции, при необходимости — оказать консультации по лечению и ведению пациентов. Мы осмотрели почти все главные учреждения. Хочу отметить высокий уровень организации медицинской помощи пациентам с коронавирусом — как амбулаторное звено, так и стационарная помощь. Несмотря на высокую загруженность коечного фонда, на большое количество реанимационных больных, которые находятся на ИВЛ, врачи и средний медперсонал сработали на сто процентов, — рассказал старший врач бригады Михаил Корочкин, заведующий отделением Морозовской детской городской клинической больницы города Москвы, детский хирург.

— Ожидания от медорганизаций Забайкалья совпали с увиденной реальностью?

— Я и мои коллеги посетили много московских учреждений, которые занимаются лечением коронавирусной инфекции, хотелось посмотреть на работу врачей в других регионах. Есть определённые принципы организации работы, и они здесь полностью соответствуют уровню организации работы в Москве и Московской области, — рассказал Михаил Корочкин.

— Проводили ли консультации с местными врачами?

— Мы привезли с собой методические рекомендации для медучреждений. Но кардинального изменения плана лечения не потребовалось ни в одном стационаре. Каждый пациент индивидуален, коронавирусная инфекция может у каждого проявляться по-разному. Возникали моменты, когда мы что-то советовали. Но это не глобальные вопросы в оказании помощи пациентам, — рассказал Михаил Корочкин.

— Мы из разных стационаров — и детских, и взрослых. Вы знаете, что COVID-19 давно ходит по планете. И в течение всего этого времени наши протоколы совершенствовались, появлялись новые препараты, сочетания препаратов, методики терапии и так далее. Сейчас во всём мире есть негласный консенсус, как лечить пациентов с минимальными потерями и с наилучшим эффектом. Сюда приехала не первая наша бригада, бригады, которые приезжали до нас, были многочисленнее, потому что в предыдущие волны пандемии ситуация складывалась сложнее, пациентов тяжёлых было больше. Они работали непосредственно в красных зонах, участвовали физически и интеллектуально в лечении пациентов. Сейчас достаточно маленькая команда. Мы сюда приехали исключительно для того, чтобы посмотреть, насколько эффективно соблюдаются протоколы лечения, — добавил замглавврача по анестезиологии и реаниматологии Морозовской детской городской клинической больницы Александр Николишин.

— Сейчас чаще стали болеть дети. Каковы ваши прогнозы?

— По опыту распространения коронавирусной инфекции в Москве, три недели назад наблюдался всплеск детской заболеваемости. В короткое время перепрофилировали четыре детских стационара помимо трёх имеющихся. Эти стационары проработали недолго и вышли из красной зоны. Число детей, нуждающихся в госпитализации, быстро снизилось. Если смотреть, как болели дети в течение всего периода распространения коронавируса, штамм «Омикрон» является самым патогенным для детского населения, потому что раньше дети почти не болели — у них были положительные тесты, но клиническая картина не требовала специфического лечения. В настоящее время дети болеют чаще, но ситуация под контролем. Посетив детское учреждение, мы убедились, что пациенты с тяжёлой формой практически не наблюдаются, — ответил Михаил Корочкин.

— В Забайкалье не хватает анестезиологов. Как это отражается на пациентах?

— Действительно, кадровый дефицит есть, но это проблема характерна для всего Дальневосточного региона. Что же касается моностационаров, где лечат пациентов с коронавирусной инфекцией, то там анестезиологов полный комплект, людей врачи спасают, — ответила Оксана Немакина.

— Этот вопрос касается не только вашего региона. Дефицит анестезиологов-реаниматологов есть по всей стране. Тут проблема не только в зарплате. Просто это реально тяжёлая работа и большая ответственность. Сейчас молодёжь достаточно амбициозная, выбирает лёгкие деньги в соцсетях и интернете, там ведь не нужно нести ответственность за чью-то жизнь. Мы над этим работаем, пытаемся привлечь молодых ребят, заинтересовать. Отмечу, что подобный дефицит есть и в других странах, там даже приходится отзывать на работу, на помощь врачей, которые вышли на пенсию. Эта проблема общая, а не только вашего региона, — добавил Александр Николишин.

— Что-то подсмотрели у забайкальских врачей?

— Врачи всегда учатся друг у друга, перенимают опыт. У московских врачей опыта, конечно, больше в силу того, что населения в столице больше. Ваши врачи-реаниматологи более смелые, чего в современном мире не хватает, к сожалению. Более смелые в принятии решений и претворения их в жизнь. Сейчас достаточно много технологий, которые нам позволяют делать всё, что угодно. Но врач — ключевое звено. Какими бы ни были технологии, врач принимает решение, выбирает тактику, делает. Ваши врачи в условиях отсутствия некоторых методик лечения — молодцы и герои. Это, может быть, пафосно звучит, но это так, — ответил Александр Николишин.

— Как оцениваете темпы вакцинации детей в крае?

— Вся вакцина, которая поступила в регион, полностью освоена. Новая партия пока не поступила, ожидаем. Негативных последствий после вакцинации детей не выявлено, — рассказала исполняющая обязанности министра здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина.

— Почему приостановили плановую диспансеризацию населения?

— Практику приостановления плановых мероприятий на время роста заболеваемости коронавирусом используют все регионы, в том числе и Забайкальский край. Это связано с тем, что медперсонал мобилизован на оказание помощи пациентам с COVID-19, в том числе и на дому. Как только уровень заболеваемости снизится, мы тут же возобновим диспансеризацию и профилактические осмотры, — ответила Оксана Немакина.

— Все регионы проходили через это, когда на пике заболеваемости плановая медицинская помощь уходит на второй план. На какой-то период времени можно отложить диспансеризации и профосмотры, это не несёт угрозы здоровью пациентов. Мы сокращаем посещение поликлиник, стационаров, тем самым снижаем уровень заболеваемости коронавирусом, — добавил Михаил Корочкин.

— Появляются новые штаммы вируса, а вакцинируют нас теми же препаратами, что и год назад. Одновременно растёт уровень заболеваемости. Может, что-то нужно поменять в тактике вакцинации?

— Никто не говорит, что вакцина защитит вас на 100%, что вы не заболеете. Это касается любой вакцины. Она уменьшает тяжесть заболевания, что снижает нагрузку на систему здравоохранения. Либо приведёт к тому, что вы не заболеете. Ещё до вакцинации были люди, которые не знали, что они болеют. Последние исследования доказали, что вакцины эффективны и на те штаммы, что были до «Омикрона». Невозможно сделать вакцину для каждого штамма отдельно, это очень дорогостоящий процесс. И если бы это требовалось, то вакцины бы наверняка сменялись. Но эффективность остаётся такой же высокой и не требуется изобретение новой вакцины. Вакцина снижает вероятность того, что вы тяжело перенесёте заболевание, снижает вероятность летального исхода. Да, есть случаи тяжёлого течения болезни у привитых пациентов, есть случаи смерти, но их в разы меньше, чем среди непривитых пациентов, — ответил Михаил Корочкин.

— Почему было принято решение о снятии ограничительных мер в крае?

— Далеко не все меры были сняты. Что касается сферы торговли, то сохраняется обязательный масочный режим и дезинфекция. Отменены требования по наполняемости помещений, запрет на посещение торговых центров детьми до 14 лет без родителей и отключение WI-FI в общественных местах. В организациях общественного питания по-прежнему сохраняется «шахматная» расстановка столов, масочный режим для персонала и его допуск с условием наличия ковидных сертификатов. Скажется ли это на эпидобстоновке? Нет. Не скажется потому, что наполняемость торговых центров не регулируется. Да и люди стали меньше туда ходить. Вы сами, наверняка, это замечаете. И коль мы сняли ограничения по изоляции детей и контактных групп граждан, то и смысла в дальнейших ограничениях нет. Ограничения дают эффект в совокупности, — ответила Светлана Лапа, главный санитарный врач Забайкальского края.

— Необходимо ли делать пациентам с коронавирусом компьютерную томографию лёгких?

— Нет, КТ показано не всегда. Решение принимает врач, который осматривает пациента. Если у врача возникает подозрение на то, что у пациента есть какие-либо процессы в лёгочной ткани, то, безусловно, он даст такое направление, чтобы решить продолжать лечение на амбулаторном этапе либо госпитализировать пациента. В первую очередь, выполняется аускультация с помощью уха врача  (физический метод медицинской диагностики, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования внутренних органов). Плюс сатурация — это измерение насыщенности крови кислородом с помощью специального прибора, пульсоксиметра. Самостоятельно идти на исследование при наличии положительного результата на коронавирус, при наличии минимальных клинических проявлений болезни, при удовлетворительном самочувствии — нецелесообразно по ряду причин. Во-первых, КТ — это облучение, причём оно гораздо мощнее, чем рентгеновское. Во-вторых, повторюсь, такое серьёзное обследование необходимо выполнять после решения врача, — ответила Оксана Немакина.

— Из-за событий, которые сейчас разворачиваются в мире, прогнозируется ли дефицит лекарственных средств в больницах и аптеках?

— Я не думаю, что из-за этой ситуации будет дефицит или перебои в поставках. Сейчас идёт незначительное подорожание на определённые категории препаратов. Думаю, это явление временное. Специалисты минздрава постоянно анализируют ситуацию на рынке и готовятся к возможным рискам. На данный момент у нас во всех медорганизациях есть запас лекарств на полгода, — отметила Оксана Немакина.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№11 (1703) // 16.03.2022 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net