Ярмарки пользуются большим спросом у жителей Читы, поскольку там можно выбрать нужный товар из довольно широкого ассортимента, поторговаться с продавцом, а нередко — и перекусить шашлыком или булочкой с горячим чаем. Да и праздничная атмосфера привлекает.
Но что делать, если возникают вопросы к качеству товара или отсутствию информации о нём? Куда обращаться в случае выявления нарушений?
Мы собрали наиболее актуальные вопросы и адресовали их начальнику отдела по защите прав потребителей управления потребительского рынка администрации краевого центра Ларисе Сверкуновой.
— Лариса Владимировна, какие требования предъявляются к продавцам, работающим на ярмарке?
— Важно помнить, что ярмарка — это не стихийная площадка, а узаконенная территория для торговли. На ярмарочную торговлю распространяются положения закона «О защите прав потребителей» и ряда других законодательных актов.
— Какие основные рекомендации необходимо учитывать при покупке на ярмарке?
— Будьте внимательны при выборе и покупке товара. Покупайте товары там, где есть информация о продавце. Это прежде всего вывеска, на которой должны быть указаны реквизиты. Убедитесь, что товар (вещь) вам действительно нужен. Не стесняйтесь спрашивать подробную информацию о продукции, а также требовать сертификаты соответствия и безопасности. Вы вправе получать информацию, которая поможет вам не ошибиться в покупке. Не следует покупать скоропортящиеся продукты, которые должны лежать в холодильнике. Есть риск, что там уже начали размножаться бактерии. Не приобретайте по уценке овощи и фрукты, на которых есть следы гнили.
— Почему на ярмарке не выдают чеки? Законно ли это?
— Многие покупатели уверены, что продавцы на ярмарках нарушают закон, не выдавая чек за покупку. Однако они действительно не обязаны выдавать покупателю кассовый чек при продаже товара согласно пункту 2 статьи 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа».
Существуют и исключения: продавец должен выдать кассовый чек, если продажа ведётся в автолавке или в автомагазине, фургоне, контейнере и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах.
— Что же делать, если нужен чек? Как подтвердить в этом случае покупку?
— По требованию покупателя продавцы, которым разрешено торговать без применения ККТ, обязаны выдать иной документ (квитанцию, товарный чек и т.п.), который будет подтверждать передачу денежных средств.
Товарный чек должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (или ФИО для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (или ИП), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретённых товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платёжной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Подтвердить сделку может выписка или платёжка из банка или мобильного приложения, если оплата была безналичной. Доказательством также могут быть показания свидетелей или запись с камер наблюдения.
— Можно ли вернуть продавцу на ярмарке товар, который оказался некачественным?
— Особой разницы в обязанностях продавцов на ярмарке и в магазине нет. Любой продавец, согласно закону «О защите прав потребителей», обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. И, конечно, следуя этому закону, если товар оказался некачественным, его можно вернуть.
Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества, проведя в случае необходимости проверку качества товара.
Например, купленные продукты питания вернуть нельзя, если с ними всё в порядке. Чтобы сдать их обратно продавцу, вам надо будет доказать, что они испорченные.
Непродовольственные товары надлежащего качества закон разрешает вернуть в течение четырнадцати дней со дня покупки. Например, если вы купили на ярмарке платье (школьное), а дома решили, что вам не нравится его цвет или фасон, вы можете отнести его обратно.
Согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей», вы вправе вернуть товар, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Но при условии, что товарный вид сохранён — нет следов использования вещи, бирки и этикетки не срезаны. А ещё этот товар не должен входить в перечень продукции, которую возвращать нельзя (в него внесены парфюмерия, косметика, нижнее бельё и некоторые другие товары).
Если вы возвращаете продавцу некачественный товар, руководствуйтесь пунктом 1 статьи 18 закона «О защите прав потребителей». Она действует в отношении как непродовольственной продукции, так и продуктов. В случае обнаружения в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом заранее, закон даёт право покупателю требовать на выбор: замены на товар этой же марки (модели/ артикула) или другой с соответствующим перерасчётом стоимости; уменьшения стоимости купленной вещи или продуктов; устранения недостатков товара; возврата уплаченной за вещь суммы.
— Какая информация должна быть указана на товарах, продающихся на ярмарках?
— Статья 8 закона «О защите прав потребителей» говорит о праве потенциального покупателя на получение актуальной и достоверной информации об изготовителе, продавце и реализуемых им товарах. И совершенно неважно, где вы их покупаете — на ярмарке или в магазине.
Подробная информация о том, какие сведения вы можете получить, есть в статье 103 указанного закона. Она поможет сделать правильный выбор. Например, покупая продукты питания, вы вправе интересоваться их составом, пищевой ценностью, назначением (для детского, диетического питания), условиями хранения, техрегламентом, в соответствии с которым продукт был произведён, и т. д.
Если приобретаете готовые блюда (плов, шашлык), вы вправе знать о способе, дате и месте их изготовления, упаковке, весе. Вы можете даже поинтересоваться, кому те или иные блюда и продукты противопоказаны.
При покупке непродовольственных товаров вам должны предоставить сведения об их основных потребительских свойствах, наименовании, назначении, гарантийном сроке (если он есть), условиях использования и хранения.
Кроме того, носителем информации считается ценник. Бывает, что на прилавках ярмарки он отсутствует. Если у продавца нет ценника на товар — это тоже нарушение ваших прав.
Если вам нужно знать о товаре чуть больше, чем название сорта (например, о пищевой ценности продукта, жирности сметаны или точном сроке изготовления молока), попросите продавца показать сопроводительные документы на продукцию. Как правило, такая информация указана в сопроводительных документах на продукцию.
— Какие документы должны быть у продавцов? Что из них они обязаны предъявить покупателю по первому требованию?
— В любом торговом объекте, а также на ярмарке, должен быть полный пакет сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов. Продавцы обязаны иметь сертификаты соответствия с реквизитами гигиенического заключения или декларации о соответствии; ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения.
Кроме того, продавец не может торговать без медицинской книжки. Но предъявлять её покупателю он не обязан. Также у него должны быть приходные документы на товар (чеки, товарные накладные, квитанции, счета-фактуры). Здесь нет никакой разницы между местом на ярмарке и обычным магазином.
У фермеров или граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, должны быть документы, подтверждающие этот вид деятельности.
Следует помнить, что большинство вышеперечисленных документов предъявляется по требованию представителей органов государственного контроля и надзора. Покупатель вправе попросить показать лишь документы на реализуемые продукты питания. Поэтому у продавца на рабочем месте должны быть всегда готовыми к предъявлению копии деклараций или сертификатов соответствия на продукцию. Данные документы подтверждают соответствие продукции санитарно-эпидемиологическим нормам, действующим на территории страны.
— Какие нарушения нередко встречаются на ярмарках?
— Есть опасность попасться на уловки продавцов. Перечислю самые распространённые из них.
Обвес покупателя. Заподозрить обвес сложно, особенно если он небольшой. Но вы всегда можете провести независимую проверку на контрольных весах.
Подмена качественного товара — тоже довольно частая уловка. Заменить товар на некачественный продавец мог при взвешивании или пока вы доставали деньги для расчёта с ним.
Обсчёт. Способов обмануть покупателя очень много. Например, продавец может якобы случайно ошибиться в расчётах и выдать сдачу на меньшую сумму, чем нужно. Или воспользоваться вашей невнимательностью и положить в сдачу купюру меньшего достоинства. Или дважды отбить в чеке один и тот же продукт.
Ещё один вариант обмана — когда продавец округляет цену покупки в большую сторону, оперируя тем, что нет сдачи. Многие покупатели предпочитают оставить небольшие чаевые продавцу, чем ждать сдачу или идти за разменом. В итоге за день у продавца набирается приличная сумма.
Навязывание большего объёма товара. Такая уловка распространена при покупке товаров на развес. Особенно если вы приобретаете сразу несколько наименований. Например, вы диктуете продавцу определённый вес овощей и фруктов, которые хотите купить: помидоров, огурцов. А торговец добавляет чуть больше штук: ведь помидоры и огурцы только с грядки и очень вкусные. В результате вы готовы купить больше запланированного, покупка выходит дороже.
Существуют другие хитрости и уловки, поэтому, совершая покупки на ярмарке, будьте внимательны.
— Кому жаловаться на недобросовестного торговца на ярмарке?
— Для начала — организатору ярмарки. У него обязательно должна быть вся информация о продавце, включая данные документа, удостоверяющего его личность. Если вы считаете, что организатор бездействует в отношении нарушителя, то можно подать жалобу в соответствующие отделы (управления) в муниципальных органах.
По вопросам, возникающим при осуществлении торговой деятельности, в том числе на ярмарках в Чите, просим обращаться в Управление. Адрес: город Чита, улица Чайковского, 28, управление потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита». Тел.: 26-42-17, 32-52-87.
График работы: с понедельника по пятницу — с 08:30 до 17:45, в пятницу — до 16:30, суббота и воскресенье — выходные дни.
Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»
Оксана Сидоренко
Фото автора и пресс-службы
министерства сельского хозяйства
Забайкальского края
«Читинское обозрение»
№38 (1834) // 18.09.2024 г.
0 комментариев