Главная / Авторы / Денис Приходько / Звонок за счёт клиента
Звонок за счёт клиента


Телефонные мошенники постоянно совершенствуют свои преступные схемы, с помощью которых выманивают деньги у доверчивых граждан. Почему люди ведутся на их коварные уловки, а также о том, как защитить свои сбережения, рассказали на совместной пресс-конференции Управления МВД России по Забайкальскому краю и Читинского Отделения Банка России.

Будь начеку

Казалось бы, о кибермошенниках, активно использующих в своей «работе» современные технологии, наслышаны все. Редкий выпуск криминальной хроники обходится без сюжета о том, что очередной пенсионер лишился нескольких миллионов рублей. Представители правоохранительных органов не устают ежедневно нас предупреждать, что аферисты не дремлют и нужно проявлять бдительность. Но, к сожалению, таких преступлений меньше не становится.

Так, начальник отдела управления уголовного розыска регионального УМВД России Роман Жигалин сообщил, что за девять месяцев текущего года в Забайкальском крае произошло 4688 преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, что на 26,5 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Из этого числа 1866 составляют дистанционные мошенничества, количество которых по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18 %. Каждое четвёртое преступление совершается с использованием сотовой связи или интернета.

Жертвами противоправных действий становятся люди, разные по возрасту, полу, увлечениям, месту работы и жительства. Как отметил Роман Жигалин, для каждой возрастной категории у мошенников есть отдельная схема воздействия:

— Для пожилых в основном используют такой вид обмана, как «ваш родственник попал в ДТП, ему нужны деньги». Для среднего поколения чаще предлагают «участие в различных биржевых проектах». Для молодых — займ денежных средств, а также приобретение различных товаров в сети интернет. Несмотря на профилактическую и разъяснительную работу, которую совместно ведут правоохранительные органы и Банк России, статистика по потерпевшим увеличивается. Это связано с доверчивостью и беспечностью наших граждан.

Проявляют изобретательность

Согласно оперативной статистике, преступники стали чаще использовать схему с «выгодными инвестициями под высокий доход», а вот уловка «ваш родственник попал в беду» теряет популярность. Набирают обороты схемы от имени оператора сотовой связи с «продлением срока действия договора на СИМ-карту» или «предотвращением несанкционированного доступа в личный кабинет на портале Госуслуг».

На следующей строке рейтинга аферистов основательно закрепились звонки якобы от сотрудников службы безопасности банка с сообщениями о том, что со счёта гражданина производятся сомнительные операции и надо защитить накопления. Либо от лица сотрудников правоохранительных органов — о том, что задержан человек, который пытается оформить кредит, используя доверенность от держателя карты.

В текущем году распространены сообщения якобы от руководителя коллектива, в котором работает человек, с поручением содействовать правоохранительным органам, а также сообщения с просьбой «проголосуйте за моего родственника в конкурсе». В последнем случае приходит ссылка якобы для регистрации в голосовании. Но после отправки кода аккаунт гражданина привязывается к другому устройству, и злоумышленник может управлять им.

Тактика мошенников меняется в зависимости от событий и ситуации в стране и мире.

— Когда началась специальная военная операция, мошенники начали пугать граждан тем, что они якобы финансируют ВСУ или подозреваются в государственной измене. Когда Банк России менял денежные купюры, мошенники начали сочинять легенды об этом. Забайкальцам можно сказать одно: знание некоторых принципов компенсирует незнание некоторых фактов. То есть можно не знать мошеннические схемы, но понимать принципы, по которым они действуют, — добавил заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Алексей Позолотин.

— Раскрывать такие преступления очень сложно, потому что, как правило, те, кто их совершает, находятся не на территории края и даже не в Российской Федерации, — добавил Роман Жигалин.

Банки должны подстраховать

С июля текущего года вступил в силу закон, по которому клиенты банков смогут вернуть деньги, добровольно перечисленные мошенникам. Дело в том, что финансовая структура обязана приостановить операцию по переводу денежных средств, которая не прошла проверку на предмет наличия признаков мошеннических действий. На данный момент их шесть. Во-первых, банки обязаны приостанавливать переводы денег на счета злоумышленников, сведения о которых внесены в базы данных Банка России о мошеннических счетах.

Во-вторых, перевод будет запрещён, если выявлена нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения), а также если зафиксирована попытка осуществить операцию с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками и информация о нём есть в базе данных регулятора.

— Скажем, условно я трачу ежедневно определённую сумму в определённых местах, а в один из дней внезапно перевожу шестьсот тысяч рублей непонятно куда и кому. Даже если этот счёт немошеннический, но для меня нехарактерно такое действие, то банк данный перевод может приостановить, — уточнил Алексей Позолотин.

Должны приостанавливаться переводы на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем (система безопасности, которая помогает банкам противостоять действиям мошенников) банков, совершались мошеннические операции. Причём даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.

Ещё один критерий — информация о возбуждённом уголовном деле в отношении получателя средств. При этом поступить в банк она может по любым каналам, а не только в результате информационного обмена с правоохранительными органами на площадке ФинЦЕРТ (центр мониторинга и обмена информацией). В частности, если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела. В таком случае банк приостановит зачисление средств на счёт.

Наконец, банки будут обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций, свидетельствующие о мошеннической операции. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.

У человека появится время, возможность одуматься и отказаться от перевода. Если банк не проверил и допустил перевод на такой счёт, он будет обязан возместить деньги клиенту в полном объёме.

Конечно, клиент имеет право прийти в кредитную организацию и сказать, что он всё равно хочет перевести деньги на подозрительный счёт. Банк не сможет противостоять его желанию. Это ваши деньги, и вы ими распоряжаетесь. Кредитная организация может только предупредить.

Как не стать потерпевшим

В завершение пресс-конференции специалисты признали, что переведённые потерпевшими на счета мошенников средства очень быстро исчезают, найти и вернуть их удаётся довольно редко. Поэтому, дабы не попасть на удочку жуликов, необходимо запомнить пять признаков того, что вас пытаются «развести», которые озвучил заместитель управляющего Читинского Отделения Банка России Алексей Позолотин:

— Первый — звонящий выводит вас на эмоции, неважно, на положительные или отрицательные. К примеру, заставляет испугаться за своих родных или сохранность денежных средств, обещая материальную выгоду. Второй — «правило времени», когда человеку не дают возможности подумать и усомниться в своих действиях. Третье — «правило инициативы», то есть звонят всегда вам. Четвёртое — «правило денег» — речь всегда идёт о деньгах. Пятое — «правило данных» — мошенники всегда просят сообщить ваши личные данные. Если вы заметили хотя бы несколько из этих признаков, завершайте разговор и кладите трубку. Всегда сомневайтесь, действительно ли вы общаетесь с тем, кем представился собеседник.

Помните, что лучший способ защитить себя — не вступать в разговор с неизвестными, тем более — не называть никаких паролей из СМС и личных данных. Правоохранительные органы и финансовые организации никогда не запрашивают информацию в разговоре по телефону. Если у вас появились сомнения, то сами перезвоните в ту организацию, якобы от имени которой говорит ваш телефонный собеседник, а ещё лучше — сходите туда лично. Помните, уж лучше быть излишне подозрительным, чем обманутым.

Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№42 (1838) // 16.10.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net