Главная / Авторы / Денис Приходько / Недобросовестные «помощники»
Недобросовестные «помощники»


Как правило, долги накапливаются постепенно: сначала ипотека, потом кредит на машину, ремонт, телефон и так далее. Однажды ситуация приобретает масштабы катастрофы, когда платить кредиторам просто нечем. К счастью, есть вариант списания долгов через банкротство. Процедура довольно сложная, поэтому многие обращаются к юристу.

Сюжет из реальной жизни

Напомним, что в 2015 году у рядовых граждан появилась возможность объявить о своём банкротстве. Это, пожалуй, единственный законный способ списать задолженность или хотя бы её часть, если человек оказался в глубокой долговой яме. Естественно, закон не позволяет уходить от долгов без последствий и всем подряд.

Одновременно появились фирмы, которые за деньги готовы оказывать услуги по юридическому сопровождению данной процедуры, проще говоря — избавить вас от претензий кредиторов. Вспомните, как часто встречаются объявления следующего содержания: «Поможем законно избавиться от долгов и кредитов», «Списание долгов со стопроцентной гарантией», «Избавим вас от долгов и сохраним имущество».

Чаще всего такие «помощники» берут на себя обязательства собрать необходимый пакет документов для подачи заявления в арбитражный суд и помочь должнику доказать факт собственной неплатёжеспособности.

Одной из таких фирм по списанию долгов мы посвятили сюжет нашей постоянной рубрики «История одного потребителя». Разобраться в ситуации нам помогла Ольга Сергеенко — ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.

Из огня да в полымя

История, по словам нашей собеседницы, на сегодняшний день весьма распространённая. Жительница Читы Светлана, не рассчитав свои возможности, оказалась в сложной финансовой ситуации, её совокупный долг на тот момент составлял порядка одного миллиона рублей. События начали развиваться по наихудшему сценарию. Судебные приставы возбудили очередное исполнительное производство. Коллекторы, представляющие интересы кредиторов, настойчиво звонили. Долговая петля затягивалась всё крепче, и, отчаявшись, женщина решилась на крайнюю меру — начать процедуру банкротства физического лица.

Тут стоит напомнить, что существует два варианта банкротства: судебное и внесудебное. Светлана выбрала первый вариант и, поскольку она не очень хорошо разбиралась в законодательстве, обратилась за консультацией и помощью в один из филиалов довольно известной юридической фирмы.

Сотрудники данной конторы производили хорошее впечатление и заверяли, что на их счету десятки аналогичных дел, выигранных в суде, гарантировали полное сохранение имущества, быстрый результат и отчёт на каждом этапе. В результате между двумя сторонами был заключён договор на оказание юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства.

Свои обязательства Светлана исправно выполняла — в течение шести месяцев оплатила юридические услуги на общую сумму более восьмидесяти тысяч рублей. Проблема в том, что фирма никаких действий в защиту интересов своей клиентки не предпринимала — деньги брали и бездействовали.

Совет для читателей — в обязательном порядке необходимо заключать официальный договор и сохранять все платёжные квитанции.

В ноябре прошлого года Светлана попыталась самостоятельно урегулировать вопрос и написала претензию на имя руководителя компании с просьбой расторгнуть договор и вернуть ей денежные средства. Горе-юристы никак не отреагировали, и потребитель обратилась с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.

Специалисты ведомства рекомендовали женщине отправить претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Для суда это будет доказательством того, что она пыталась мирно урегулировать вопрос.

По словам Ольги Сергеенко, именно такой порядок действий потребителя является верным:

— В Управление уже было подано порядка десяти аналогичных жалоб на деятельность вышеобозначенной юридической фирмы. Есть жалобы на другую фирму, а также есть дела, которые уже выиграны в суде. Остальные находятся на рассмотрении.

Справедливость есть

В рамках проверки обращения потребителя сотрудники регионального ведомства обратились с запросом в юридическую фирму. Конструктивного диалога установить не удалось. Почтовую корреспонденцию адресат не получает, письма, направленные по электронной почте, читает, но не отвечает.

— В такой ситуации мы рассматриваем документы, которые предоставил потребитель, в частности — договор оказания услуг. Изучив его, мы пришли к выводу, что Светлана оправданно требует защиты своих прав, помогли ей составить исковое заявление в суд, с нашей стороны специалист участвовал в судебном заседании, — рассказала Ольга Сергеенко.

В мае этого года суд встал на сторону потерпевшей женщины: подтвердил факт бездействия юридической фирмы и постановил вернуть уплаченные средства, выплатить компенсацию морального вреда, назначил штраф — в общей сложности более двухсот тысяч рублей.

Кстати, ответчик игнорировал запросы суда, на заседания не являлся. Надеемся, что по исполнительным листам взыскание в пользу потребителя будет произведено. Светлане эти деньги очень пригодятся, потому что из-за неуплаты долгов у неё начались серьёзные проблемы с кредиторами.

Пустые обещания

Возникает два закономерных вопроса: «Каким образом проверить, исполняет ли фирма взятые на себя обязательства?» и «Как был подтверждён факт бездействия?» Во-первых, Светлана попросила предоставить ей отчёт и акт выполненных работ. Естественно, она ничего не получила. Во-вторых, женщина обратилась в арбитражный суд, чтобы узнать, подавались ли туда документы по её делу о банкротстве, где получила отрицательный ответ.

Исходя из опыта рассмотрения жалоб потребителей, которые находились и сейчас находятся на рассмотрении Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, следует, что далеко не всегда юридические компании говорят правду своим клиентам. Охотно заключают договор, берут деньги, что-то пытаются сделать либо вообще бездействуют, в результате человек теряет время, деньги, а долги увеличиваются.

— Опытный юрист, изучив все обстоятельства, может сказать, имеет ли в принципе человек право на признание его банкротом. Для этого не обязательно тянуть время и деньги с клиента. Процедура банкротства сложна, в ней много нюансов, и не все имеют на это право. Элементарно, если у вас есть имущество, постоянный доход, место работы, то признать вас банкротом невозможно. При этом наверняка найдутся организации, которые вам пообещают это сделать, дадут гарантии. В основном у нас потребители добросовестные и доверчивые. Договор заключат, периодически приходят и спрашивают, как продвигается дело. Им отвечают, что всё нормально — работаем. А банк продолжает требовать возврата долгов, — добавила Ольга Сергеенко.

И так бывает

Случаются ситуации, когда проблема заключается не только в бездействии юристов. Иногда они слишком вольно распоряжаются деньгами своих клиентов. К примеру, при банкротстве физического лица на депозит арбитражного суда вносится определённая сумма на оплату судебных расходов или услуг арбитражного управляющего, который будет распоряжаться деньгами и имуществом потенциального банкрота. Это обязательное условие.

— Был в моей практике такой случай — дело с хорошими перспективами на положительное решение в пользу заявителя дошло до суда, но осталось без рассмотрения. При этом гражданин исправно оплачивал не только юридические услуги, но и депозитные средства, которые фирма должна была перевести на счёт арбитражного суда, но не сделала этого. Юристы попросили заявителя повторно оплатить. Заявитель отказался и обратился с жалобой в Роспотребнадзор. И это дело мы выиграли, — поделилась Ольга Сергеенко.

Как подстраховаться?

От претендента на банкротство закон требует соответствовать критериям неплатёжеспособности. Например, вы не можете выплачивать долги из-за болезни, потери работы, по другой серьёзной причине. Если вы подходите под все критерии, то собрать необходимые документы сможете без платных посредников.

Если всё же решили обратиться к посредникам, тщательно выбирайте юриста. Лучше, если это будет фирма, которая оказывала аналогичные услуги вашим родственникам, друзьям, знакомым, почитайте отзывы. Заключите договор, где будут чётко прописаны все обязанности и полномочия вашего представителя, способы отчётности перед вами. Так вы сможете отслеживать, действительно ли юрист ведёт работу по вашему банкротству, списанию части долга или просто вымогает деньги.

Если юридическая фирма обещает, что после банкротства последствий для вас не будет, скорее всего, это аферисты. По закону у должника остаётся только часть имущества, остальное продаётся, кроме того, на человека накладываются определённые ограничения. Должны насторожить и слишком короткие сроки, например, если вам обещают списать долги за четыре месяца. В среднем этот процесс длится от шести до двенадцати месяцев.

Помните, что бесплатно избавиться от долгов не получится. Однако, если вы ответственно подойдёте к выбору посредника, то не отдадите последние деньги за услуги аферистов.

Все материалы рубрики «История одного потребителя»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№42 (1838) // 16.10.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net