Главная / Авторы / Сергей Забелин / Театральное эхо военного прошлого
Театральное эхо военного прошлого


Восемьдесят лет назад в Крыму были расстреляны театральные работники, не уступившие врагу ни пяди русского искусства. Речь идёт о группе актёров-подпольщиков «Сокол». Казалось бы, эта героическая история не имеет прямого отношения к Забайкалью. Оказывается, имеет.

«…Исполнив роли главные свои»

В 1924 году известный режиссёр Яков Протазанов, один из тех, кто стоял у истоков российского кинематографа, снял немой художественный фильм «Аэлита» — вольную экранизацию одноимённого фантастического романа Алексея Толстого (16+). Роль Ихошки, фрейлины Аэлиты, исполняла 29-летняя актриса Александра Перегонец.

Согласно сценарию, её героиня погибла от рук «марсианских фашистов». Спустя ровно двадцать лет, в апреле 1944-го, исполнительницу этой роли постигла та же трагическая участь. Заслуженную артистку Крымской АССР Александру Фёдоровну Перегонец расстреляли фашисты. Не «марсианские», а немецкие. Они тогда хозяйничали в оккупированном Симферополе, откуда театр, где служила актриса, не смог эвакуироваться с началом Великой Отечественной войны.

С момента взятия Севастополя немцы начали применять целую систему форм агитации местного населения Крымского полуострова. Они планировали: театр и другие виды искусства будут интегрированы в систему пропагандистской работы оккупационной власти. Поэтому разрешили подконтрольную деятельность русской театральной труппы.

В мае 1942 года Крымский государственный драматический театр имени Максима Горького возобновил работу под новым, согласованным с немецкими оккупационными властями, названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии».

Актриса Александра Перегонец стала одним из организаторов подпольной разведывательно-диверсионной группы, куда входило около шестидесяти человек, в том числе сотрудники театра: актёры Зоя Яковлева и Дмитрий Добромыслов, костюмеры Илья Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Чечёткин, уборщица Прасковья Ефимова, ученик художника, 15-летний Олег Савватеев. Возглавлял группу театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Барышев.

 

 

Трагически погибшая в годы Великой Отечественной войны заслуженная артистка Крымской АССР Александра Фёдоровна Перегонец

Подпольщики нанесли серьёзный ущерб врагу, но в результате предательства они были раскрыты, арестованы и после страшных пыток казнены за два дня до того, как Красная Армия освободила Симферополь от фашистов.

К слову, в апреле 2024 года, к 80-летию гибели симферопольской группы подпольщиков, названной уже в послевоенные годы группой «Сокол», состоялась презентация книги «…Исполнив роли главные свои». На основании документов и воспоминаний авторы показали хронику событий времён немецкой оккупации Крыма, вспомнили незаслуженно забытые имена, связанные с «Соколом».

На документальной истории этой подпольной группы в своё время появилась пьеса «Они были актёрами». Её написали драматурги Виктор Орлов и Георгий Натансон. В 1977 году за постановку этого спектакля коллектив Крымского драматического театра имени Максима Горького был удостоен Государственной премии СССР.

Казалось бы, эта героическая история не имеет прямого отношения к Забайкалью. Оказывается, имеет.

«Они были актёрами»

Дело в том, что постановщиком спектакля «Они были актёрами», получившего столь высокую государственную оценку, являлся бывший режиссёр Читинского областного драмтеатра Анатолий Григорьевич Новиков (1927– 2017). В начале 1960-х годов он работал Чите, а ранее — в Донбассе, в театре города Константиновка. О том, как оказался в Чите, он рассказал в декабре 2012 года крымской журналистке Юлии Лыковой:

«Я поехал на биржу труда, где ко мне подошли сразу несколько человек. Один из них протянул мне руку и говорит: «Новиков». Я подумал, что он меня знает. А оказалось, что это его зовут Новиков Михаил Григорьевич, директор Читинского театра. Я понятия не имел, где Чита, но с удовольствием туда поехал, пригласив с собой четырёх артистов. А там красота — сопки цветут, город огромный! Мне дали трёхкомнатную квартиру рядом со штабом Забайкальского военного округа… Однако было одно «но»: министерство культуры сказало, что отправляет меня туда на два года на должность главного режиссёра. Здорово мы работали! Но через два года директор получает телеграмму откомандировать Новикова в Саратовский театр имени Карла Маркса».

Бывший режиссёр Читинского театра, народный артист Украинской ССР Анатолий Григорьевич Новиков

В Чите, в сезонах 1959–1962 годов, в постановке Анатолия Новикова шли спектакли «Летом небо высокое» (автор пьесы Николай Вирта), «Дядя Ваня» (А.П. Чехов), «Привидения» (Генрик Ибсен), «Мы тоже не ангелы» (Клара Фехер), «Барабанщица» (Афанасий Салынский), «О тех, кто любит» (Александр Антокольский), «Остров Афродиты» (Алексис Парнис), «Один год» (Юрий Герман, Б. Рест) и ряд других.

После Читы Новиков служил главным режиссёром в Саратове, Липецке, Брянске, Перми и Симферополе, где возглавлял театр с 1972 года и как режиссёр поставил более ста спектаклей. Художественный руководитель Крымского русского драмтеатра Анатолий Новиков скончался в Симферополе в январе 2017-го на девяностом году жизни.

Но это ещё не всё, что связывает трагическую историю симферопольских подпольщиков с Забайкальем.

Ученица героини и её родители

…После того, как ведущие актрисы Симферопольского русского театра драмы и комедии Александра Перегонец и Елена Одоевская получили разрешение немецких оккупационных властей создать при театре молодёжную студию, они привлекли туда около пятидесяти юношей и девушек, тем самым спасая талантливую молодёжь от угона в Германию на принудительные работы.

В числе выпускников этой студии оказалась 17-летняя ученица Александры Перегонец, уроженка Симферополя Тамара Ветко (1927–2016).

Народная артистка РСФСР Тамара Ивановна Ветко

Её отец — Иван Александрович Ветко — тоже был связан с Крымским театром, где начинал рабочим сцены, а затем заменил в должности заведующего постановочной частью своего тестя, ушедшего на пенсию Павла Матвеевича Родина, настоящего самородка, талантливого театрального инженера, который изобрёл и изготовил немало сложных механизмов, используемых при постановке спектаклей. Заочно окончив Государственный институт театрального искусства в Москве, отец Тамары работал заместителем директора Крымского драмтеатра, директором театра юного зрителя в Симферополе, организовал и возглавил национальный крымско-татарский театр. Неизвестно, был ли Иван Ветко в мрачные времена оккупации как-то связан с театральными подпольщиками, но в 1944 году он пропал без вести.

Мать Тамары — Клавдия Павловна Ветко (1912–1976), урождённая Родина, в 1934 году окончила театральную студию при Крымском государственном драматическом театре имени Максима Горького и вошла в его труппу. К началу войны она сыграла сорок пять ролей.

В 1944 году, после освобождения Симферополя, Клавдия Павловна не осталась в родном городе и вместе с дочерью, начинающей актрисой, перебралась подальше от неприятных воспоминаний — в Забайкалье, где до 1946 года они обе работали в Читинском областном драматическом театре и где она взяла сценический псевдоним «Ветковская», чтобы на одной сцене не оказалось двух актрис с одинаковой фамилией.

Клавдия Павловна Ветковская, будущая заслуженная артистка РСФСР (1955)

 

Тамара Ивановна Ветко в 1944-м дебютировала на читинской сцене исполнением роли Северного оленя в пьесе «Снежная королева», написанной Евгением Шварцем по мотивам одноимённой сказки Ханса Кристиана Андерсена (6+).

Клавдия Павловна Ветковская сыграла в Чите двенадцать ролей: Нину, жену Арбенина в классическом «Маскараде» Михаила Лермонтова; Шейлу Берлинг в сатирической пьесе «Он пришёл» англичанина Джона Б. Пристли; в «Лесе» Александра Островского — Аксюшу (автор характеризовал её так: «бедная девушка лет двадцати, одета чисто, но бедно, немного лучше горничной», а исполнительница была лет на пятнадцать старше) и другие.

В 1946-м пути матери и дочери разошлись. Клавдия Павловна вторично вышла замуж (за полковника авиации) и вслед за новым супругом, назначенным начальником военного аэродрома, отправилась во Львов. В сентябре 1948-го её пригласил на работу в Костромской государственный драматический театр имени Александра Островского режиссёр Николай Германович Гнедич (Лопатин), знавший её по Чите, где в 1943–1946 годах он служил главным режиссёром театра, хотя поставил не слишком много спектаклей: «Варвары» Максима Горького, «Кремлёвские куранты» и «Сотворение мира» Николая Погодина, «Чрезвычайный закон» Александра Штейна и братьев Тур.

О Николае Гнедиче известно немного. Родился он в 1894 году. Согласно информации портала www.kino-teatr.ru, в 1926-м сыграл роль владельца траулера мистера Брауна в фильме «Тарко» режиссёра и сценариста Владимира Фейнберга, участника Первой мировой войны, бывшего лётчика, награждённого тремя Георгиевскими крестами, который пришёл в кинематограф в 1919 году. Эта картина (её другое название — «Страна голубых песцов») о жестокой эксплуатации русскими и иностранными предпринимателями народов Севера в дореволюционные годы. Сам фильм не сохранился.

Похоже, до войны Гнедич потрудился на российском Северо-Западе, поскольку значился заслуженным артистом Карельской АССР. Известно, что, кроме Читы (1943–1946) и Костромы (1948–1951), он поработал в театрах Смоленска, Грозного и Иваново (1955). Дальше его следы теряются. Дата смерти неизвестна. Фотографию Гнедича в интернете обнаружить не удалось.

Но вернёмся к Клавдии Ветковской. С подачи Гнедича она прослужила в Костромском театре тринадцать лет, сыграла там шестьдесят ролей, с которыми были связаны самые большие её творческие достижения, и в 1955 году получила звание «Заслуженная артистка РСФСР». В 1961-м её пригласили в Свердловский государственный драматический театр, где она сыграла тринадцать ролей с учётом своего возраста: Ламбрини, мать казнённого греческого патриота в «Острове Афродиты»; миссис Хиггинс, мать главного героя в «Пигмалионе», Марию Степановну в «Приваловских миллионах»; Чебоксарову, «пожилую даму с важными манерами», в «Бешеных деньгах».

В начале семидесятых годов состояние здоровья Ветковской ухудшилось, она ушла на заслуженный отдых и перебралась к дочери в Киров, где в феврале 1976-го умерла от инфаркта.

Завершим повествование окончанием рассказа о её дочери — Тамаре Ивановне Ветко, талантливой ученице симферопольской подпольщицы. Покинув в первый послевоенный год Читу, она стала актрисой Кировского областного театра, на сцене которого провела с небольшими перерывами более полувека, сыграла огромное количество ролей, в феврале 1987-го была удостоена звания «Народная артистка РСФСР», в 2012-м вышла на пенсию и через четыре года скончалась в Кирове на 89-м году жизни.

Все материалы рубрики «Страницы истории»

 

Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№42 (1838) // 16.10.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net