Правдивость и красота архитектурных форм, внешняя простота, удивительным образом сочетающаяся с изысканностью и роскошью. Каждый камень этого здания помнит о людях, когда-то переступавших его пороги. В его залах звучали голоса великих военачальников, поэтов, композиторов и писателей.
Величественное здание Дома офицеров в самом сердце Читы обязано своим появлением Читинскому Дому Красной Армии, образованному в нашем городе девяносто пять лет назад.
Воодушевлённые идеей
Первого ноября 1929 года приказом Наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова был организован Читинский Дом Красной Армии. Подобные учреждения были призваны осуществлять функцию центров военно-политической мысли, а также культурного и творческого общения военнослужащих.
В сентябре далёкого 1938 года в едином патриотическом порыве красноармейцы и командиры военного гарнизона прибыли на территорию бывшего сада Жуковского для участия в земляных работах, предваряющих строительство нового Окружного Дома офицеров Красной Армии. Советские люди в большинстве своём были довольны жизнью, умели и отдыхать, и работать, а всеобщее воодушевление той или иной идеей нередко позволяло достигать удивительных результатов. Вот и ударные темпы строительства здания Дома офицеров Красной Армии поражают — его торжественное открытие состоялось уже 16 ноября 1940-го. Наверняка ни строители, ни главный архитектор проекта Михаил Клековкин в то время не предполагали, что здание, являющееся настоящим украшением центра Читы, через многие десятки лет будет иметь и архитектурную, и историческую, и культурную ценность.
Немало лет минуло с тех пор, этому монументальному строению пришлось пережить и счастливые, и тяжёлые времена. Однако неизменно одно — уже на протяжении многих десятилетий оно с гордостью несёт на себе функцию центра военно-патриотической работы в нашем крае. Хотя всё могло сложиться по-иному
Совершенно государственный подход
Не самые приятные моменты в истории здания пришлись и на время работы сегодняшнего директора Дома офицеров Сергея Жеребцова. В первом десятилетии ХХI века Дому офицеров прочили незавидную участь, постигшую в те годы многие военные учреждения культуры. Не прибавляло оптимизма и расформирование Сибирского военного округа, в связи с чем Дом офицеров потерял статус окружного и стал гарнизонным. Около двадцати человек штата, двенадцать с половиной тысяч (!) квадратных метров помещения, находящегося в плачевном состоянии, торчащие из стен кирпичи, осыпавшаяся штукатурка. Даже если кто из наших читателей не застал те времена, то всё равно может живо представить себе эту удручающую картину. К сожалению, таких примеров предостаточно. Да, и самое главный пункт печального списка — полное отсутствие финансирования.
Как часто бывает в подобных случаях, нашлось немало желающих заселиться в просторное здание в центре города, однако Сергей Жеребцов этой мысли даже не допускал, не уставая доказывать, что помещению следует выполнять первоначальную функцию — работать в режиме гарнизонного Дома офицеров.
— Выстроилась целая очередь из желающих, — рассказывает Сергей Жеребцов. — Однако судьбу учреждения спас совершенно государственный подход Равиля Фаритовича (Гениатулин, первый губернатор Забайкальского края — авт.), убеждённого в том, что Дом офицеров должен быть сохранён. Именно благодаря его стараниям в 2012-м появилось новое учреждение — «Центр военно-патриотического воспитания «Дом офицеров Забайкальского края». Он помог вернуть к жизни и знаменитый Ансамбль песни и пляски Ордена Ленина Сибирского военного округа — коллектив с богатейшей историей. Основанный в 1938 году, Ансамбль песни и танца Дома офицеров, как он сейчас называется, продолжает оставаться единственным в крае музыкальным коллективом академического плана.
Рассказывая о тех нелёгких временах, Сергей Васильевич с теплотой отзывается о сотрудниках учреждения, которые месяцами не получали зарплату, но продолжали бороться за существование Дома офицеров:
— В 2012 году, когда происходил процесс передачи, а новое учреждение ещё не было создано, Равиль Фаритович поставил перед нами задачу максимально сохранить коллектив, и три месяца сотрудники фактически работали бесплатно, доверяя словам губернатора о том, что все они будут трудоустроены. Мы, конечно, находили возможности как-то отблагодарить коллектив, членов которого смело можно назвать истинными патриотами. Наши сотрудники и сегодня трудятся на совесть и с полной самоотдачей, понимая всю ответственность нашей работы.
Фасады, на которых записана история
На самом деле, работа в здании, являющемся памятником архитектуры, ко многому обязывает. С течением времени это сооружение не потеряло своего идейного значения, нуждается оно и в особом уходе с точки зрения сохранения архитектурного облика.
Это здание, как хранитель времени, впитало в свои стены не только тепло солнечных лучей, но и эхо бесчисленных историй, записанных на его фасаде. Последний в конце девяностых начал разрушаться с угрожающей скоростью. Стало очевидно, что зданию требуется основательный ремонт, причём позволяющий сохранить или восстановить все исторические детали. В 2012 году, когда Министерство обороны передало Дом офицеров в региональную собственность, было подписано охранное обязательство, требующее отношения к зданию как к памятнику истории и архитектуры. Силами учреждения были отремонтированы фасады и часть внутренних помещений.
Печальная участь в те годы ожидала и знаменитые скульптурные композиции, установленные над входами в здание. Скульптурный триптих «Солдат, сталевар и колхозница», стоявший на портике входа в Большой концертный зал, уже не подлежал восстановлению.
— Отдельные части композиции стали с высоты падать на тротуар, угрожая жизни и здоровью граждан, и по решению командования СибВО в конце девяностых триптих был демонтирован. Мы разыскали старые фотографии крупного плана и, вооружившись линейкой и рулеткой, восстановили первоначальный вид этой скульптурной композиции. Была установлена и новая скульптура-триптих на портике входа в Военно-исторический музей — «Лётчик, инженер и учительница». Всё это было сделано за счёт собственных внебюджетных средств учреждения — от приносящей доход деятельности, — говорит Сергей Жеребцов.
Был восстановлен и знаменитый Малый камерный «голубой» зал, пустовавший около тридцати лет по причине того, что перекрытие помещения было разрушено на семьдесят пять процентов. Рабочие сняли более десяти слоёв краски, пока не обнаружили первоначальный цвет, в который и покрасили стены отреставрированного зала.
Благодаря Дому офицеров Чита может гордиться и крупнейшим на территории Сибири и Дальнего Востока Военно-историческим музеем. В шести его залах представлены исторические экспозиции, рассказывающие о славном военном прошлом и настоящем Забайкалья.
Стараниями сотрудников была основана театр-студия, взявшая в основу принципы работы народного театра, существовавшего здесь с 1934 года (ещё до открытия современного здания) и когда-то даже составлявшего конкуренцию драматическому театру.
— В этом году мы воссоздаём самодеятельный театр, которому первому в Вооружённых силах СССР было присвоено звание «народный» в далёком 1957 году, — рассказывает Сергей Васильевич. — Мы устраиваем кастинги для желающих попробовать себя в роли актёра, люди приходят, и артисты самодеятельного театра уже принимают участие в наших мероприятиях.
Просторная библиотека с очень славной историей, колонный зал — в каждом уголке здания максимально сохранены исторические детали интерьеров. Элегантное убранство пропитано духом величия и строгости, но при этом удивительным образом создаёт впечатление теплоты и уюта, как бы приглашая посетителей поделиться историями прошлых времён.
Маршал и Герой Советского Союза Григорий Кулик, также причастный к строительству, в 1940 году отметил, что такое здание, как Читинский окружной Дом Красной Армии, не стыдно поставить и в Москве.
Эхо великих имён
Высокие потолки с лепниной, широкие лестницы, красивые люстры — пройдя по коридорам Дома офицеров, каждый может ощутить связь времён, представить людей, оставивших свои шаги на этом паркете и в истории нашей страны.
В уникальном здании в разное время побывали такие известные личности, как композиторы Михаил Танич, Ян Френкель, писатели и поэты Константин Паустовский, Александр Твардовский, Константин Седых, Николай Ященко, Оскар Хавкин, Василий Балябин, Николай Кузаков, артисты Борис Андреев, Аркадий Райкин, Георгий Юматов, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Розенбаум и многие другие. Неоднократно там выступал Дважды Краснознамённый, Ордена Красной Звезды Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.
— Эти стены несут эхо великих имён, — говорит Сергей Жеребцов. — Просторные коридоры помнят шаги маршала Ивана Конева, а наш знаменитый земляк Юрий Соломин в 2017-м рассказывал нам за чашкой чая о том, что, будучи мальчишкой, он видел здесь маршала Константина Рокоссовского. На будущего народного артиста эта встреча произвела неизгладимое впечатление. Ребята с восторгом наблюдали, как по коридору в сопровождении военных шёл человек громадного роста, в шинели почти до пят, а сотрудники учреждения шептали с трепетом: «Сам Рокоссовский!» Здесь побывал и ещё один маршал Победы — Родион Малиновский. Всех и не перечислишь — сотни знаменитых людей помнят эти стены. Только за пятнадцать лет работы здесь мне удалось повидать множество интереснейших людей, услышать массу интересных историй. К примеру, я никогда не знал, что наш незабвенный Иосиф Давыдович Кобзон был очень дружен с Юрием Мефодьевичем Соломиным — оба народные артисты, Герои Труда. Оказывается, у них работала гримёром одна и та же женщина, и они, поскольку встречаться приходилось редко, передавали через неё друг другу новости.
«Я родился… почти в парке»
В разговоре Сергей Васильевич поведал ещё одну занимательную историю, которую смело можно считать символической в его судьбе. Этот рассказ несколько лет назад он услышал от своей мамы, которой уже пошёл девяностый год.
— Всегда был уверен, что я появился на свет, как и большинство читинцев, в родильном доме на улице Калинина, ныне Амурской. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что родился-то я практически в парке Дома офицеров, — с улыбкой рассказывает он. — Дело в том, что накануне моего появления на свет на втором этаже здания роддома на улице Калинина обрушилось перекрытие. О причинах ЧП ходят разные слухи, вплоть до того, что этому способствовала очень грузная женщина-главврач. Так вот, рожениц развезли по разным медицинским учреждениям. Моя мама попала в госпиталь пограничников, находящийся тогда прямо напротив парка. «Палата, в которой мы лежали, находилась в цокольном помещении, и из её окна было видно громадное нависающее колесо обозрения», — рассказывала мне мама. Кто знает, может быть, поэтому я так прикипел душой к этому месту.
Сотрудники Дома офицеров вполне обоснованно считают это здание одной из визитных карточек Забайкалья, а территорию парка — излюбленным местом отдыха читинцев и гостей города. Четвёртого ноября они приглашают всех желающих на мероприятия (6+), посвящённые 95-летнему юбилею Читинского Дома Красной Армии. Ансамбль песни и танца Дома офицеров Забайкальского края в этот день порадует гостей праздничным концертом (0+), который начнётся в 15:00.
***
Сохраняя свои славные традиции, Дом офицеров и сегодня радует горожан, напоминая им о важности сохранения памяти и культурного наследия и являясь одним из символов столицы Забайкалья.
Грандиозность и продуманность архитектурных форм, классические фасады, украшенные массивными колоннами и резными орнаментами — всё подчёркивает значимость того, что когда-то свершалось за стенами этого исторического здания, расположенного в самом сердце нашего города. В нём и сегодня кипит жизнь, происходят события, которые когда-то тоже станут историей.
Все материалы рубрики «Темы»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№44 (1840) // 30.10.2024 г.
Практически вся сознательная жизнь прошла касаясь здания и парка. В школе посещал библиотеку, различные детские мероприятия, а когда мы переехали на…
Читать ещё ↓
Практически вся сознательная жизнь прошла касаясь здания и парка. В школе посещал библиотеку, различные детские мероприятия, а когда мы переехали на Ленинградскую 56 в 1959 году, время чудесной юности, практически и зимой и летом не «вылазили» из парка! На лыжах катались с откосов, а летом танцплощадка и Вася Волков с его «Попутчицей». Вход со двора-которые сейчас открыты, а раньше перемахивали через них! Вообщем можно написать целую книгу! Спасибо Равилю Фаритовичу и Сергею Жеребцову, что смогли отстоять это лакомое место от застройки. С грустью и нежностью судьбе, подарившей этот чудесный оазис, практически во дворе!!! 78 лет.