Главная / Авторы / Александр Константинов / Есть память, есть забвение
Есть память, есть забвение


Забайкальцы во Второй Отечественной (к 110-летию со дня начала Первой мировой войны)

Чуть более ста десяти лет назад, 1 августа 1914 года, Россия вступила в войну — Первую мировую. Она обошлась ей в два миллиона триста тысяч убитыми и в несколько миллионов раненными и искалеченными. И это самые большие потери в сравнении с другими странами-участницами!

Продолжение. Начало в № 43 от 23.10.2024 г.

Тыловая повседневность

В прошлом номере мы рассказали о буднях на фронтах, а что было в глубоком забайкальском тылу? Вскоре патриотические настроения сменились суровой тыловой повседневностью немирного времени. Война затягивалась, становилась тяжёлым бременем, усугублявшимся похоронками. Женщины, сами нуждавшиеся в помощи мужчин, заменили их на тяжёлых работах, да ещё поддерживали вернувшихся с фронта раненных и искалеченных.

Созданная в крае система поддержки населения — а это различные общества и комитеты помощи семьям призванных на войну, раненых и погибших — не могла компенсировать людям военные издержки, но всё же… Детям фронтовиков Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Забайкальской области приобретало тёплую одежду и обувь, выдавало денежные пособия, бесплатно или по низким ценам предоставляло школьные принадлежности. Шла помощь от религиозных конфессий, благотворительных комитетов, созданных бурятским населением. Фронт поддерживала и подписка забайкальцев на облигации военного займа. Но уже в 1916b году благотворительность начала иссякать, потому что, как тогда говорили, «к войне привыкли».

В условиях введённого с началом войны запрета на торговлю спиртными напитками (так называемый «сухой закон») в Забайкальской области усилилась его контрабанда из Маньчжурии, был всплеск массового самогоноварения. Стала расти спекуляция: из-за дороговизны товаров местной промышленности забайкальцы отправлялись за ними в Маньчжурию целыми эшелонами, что знакомо нам всем по 1990-м.

Не хватало товаров — стало сокращаться поступление из деревни продуктов для городского населения. К 1917 году продовольственные цены выросли больше чем на восемьдесят процентов. Хотя тогда было достаточно хлеба и другого продовольствия, лишь только на сахар думали ввести карточки. Сглаживала дефицит продовольствия развернувшаяся за годы войны кооперация, которая объединилась в Забайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов во главе с социал-демократом А.А. Войлошниковым. В конце 1915 года в Чите на общем собрании кооперативов он настолько резко критиковал правительство в связи с его поддержкой спекуляции, что был арестован полицией. Однако за него вступился знаменитый путешественник, исследователь Центральной Азии, сподвижник Пржевальского полковник П.К. Козлов, и Войлошников был освобождён.

Как человек с мировым именем оказался в эти годы в Чите? С самого начала войны П.К. Козлов был направлен в Забайкалье Николаем II — руководить Монгольской экспедицией по заготовке мясного сырья для снабжения действующей армии. Вместе со своими помощниками — областным ветеринарным врачом А.А. Дудукаловым и депутатом III Государственной Думы А.А. Войлошниковым — он организовал в Забайкалье, Монголии и Маньчжурии закупку скота, причём в таких больших количествах, что в иные месяцы железная дорога не могла изыскать вагоны для доставки туш в Петроград! Часть заготовленных миллионов пудов мяса продавалась в Чите по вполне доступным ценам. Городское руководство даже задумало построить мясоконсервную фабрику, и в начале 1917 года в Читу было завезено оборудование. Забайкальская земля, небедная на лошадей, по-прежнему с начала войны продолжала поставлять их в армию вместе с транспортным инвентарём. Всего забайкальцами было поставлено в армию двадцать тысяч лошадей.

Минуло почти три года войны, а мобилизационные кампании в Забайкалье не прекращались (проходили до середины 1917 года). В составе маршевых рот на фронт отправилось подготовленное в запасных частях пополнение. Вчерашние выпускники семинарий, гимназий, реальных и городских училищ, ускоренно обученные и получившие звания прапорщиков в военных учебных заведениях (например, в Иркутске), отправлялись на фронт, чтобы заменить погибших кадровых офицеров, пополняя новый офицерский состав из отличившихся рядовых и унтерофицеров.

В условиях войны страдало бурятское население. Вначале состоявших в казачьем сословии мужчин-бурят призвали в армию, а в 1916 году дополнительно двенадцать тысяч отправили на лесозаготовки, строительство портов, железных дорог, рытьё окопов, неоднократно у бурятских семей реквизировали лошадей и скот. Поэтому-то свыше пяти тысяч жителей бурятских улусов со стадами переселилось в Монголию. Туда же уходили и многие русские. Зато в Забайкалье к 1917b году прибыло более двух тысяч беженцев (кроме русских, поляки, украинцы, белорусы, латыши).

Военнопленные на территории Забайкалья

Прибывали в Забайкалье и военнопленные. В Чите, Нерчинске, Сретенске, Верхнеудинске, Троицкосавске разместилось около восьмидесяти тысяч военнопленных (немцев, австрийцев, венгров, чехов, турок). Для них были отведены освободившиеся казармы и другие помещения, например, торговые ряды на рынке в Чите, позже для них отстроили спецбараки. Военнопленные носили свою форму, свободно передвигались, а офицерам разрешили носить холодное оружие. Их труд использовался на предприятиях, в сельском хозяйстве, они могли оказывать платные услуги населению.

Международный комитет Красного Креста (МККК) периодически проверял условия содержания военнопленных в лагерях, и им разрешалась переписка с родными. Вернуться на родину они смогли лишь в апреле 1920 года, через Владивосток. «Мы должны помнить братьев, которые были охвачены великой войной народов: германцев, австрийцев, венгров, турок». Это латинская надпись на памятнике умершим военнопленным, поставленном на средства МККК (находится на территории бывшего Читинского кладбища).

На фото: георгиевские кавалеры 1-го Читинского полка. В центре — командир, полковник князь Н.А. Кекуатов. Польша, 1914 г.

На фото: Военнопленные в сапожной мастерской, г.Сретенск.

Окончание следует.

Все материалы рубрики «Страницы истории»

 

Александр Константинов,
доктор исторических наук
Наталья Константинова,
кандидат исторических наук
«Читинское обозрение»
№43 (1839) // 23.10.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net