Пожалуй, самый волшебный момент в жизни каждого человека — его появление на свет. Но, несмотря на всё волшебство этого таинства, мы его не помним, а знаем об этом лишь благодаря рассказам наших мам, для которых эти минуты навсегда остаются в памяти. Свидетелем появления малыша на свет становится и человек, принимающий роды, врач, для которого работа с новорождённым начинается с первых мгновений его жизни.
Об этой мозаике мгновений любви и заботы — в нашем сегодняшнем разговоре с главным врачом городского родильного дома Еленой Фалько.
С первыми криками ребёнка, раздающимися в родильном зале, в чьей-то семье начинается новая глава, полная надежд и мечтаний. Для акушера же каждый новорождённый становится очередным и бесценным этапом его профессионального опыта.
Сейчас Елена Фалько не представляет себя в другой профессии, а ведь когда-то она и предположить не могла, что станет врачом. Всё началось с того, что девушку, малой родиной которой стала Камчатка, знакомая врач-гинеколог пригласила в центральную районную больницу, чтобы та посмотрела на процесс родов. Елену так впечатлило чудо появления малыша на свет, что она, долгое время мечтающая о профессии педагога, заявила родителям, что идёт в медицинский. Однако первое поступление окончилось неудачей, и Елена вернулась домой, устроилась на работу и с нетерпением стала ждать следующего года.
Прошло время, мечта девушки сбылась — она стала акушером-гинекологом, чётко осознавая, что акушерство — это не просто профессия, а призвание. Почувствовать, что она нашла своё место в жизни, её помог и ещё один случай.
— Я училась на втором курсе и подрабатывала санитаркой в Благовещенском областном роддоме, — вспоминает она. — И вдруг в три часа ночи к нам привезли на роды четырнадцатилетнюю девочку из детского дома. Представляете? Сама ребёнок, на голове банты. В тот момент я испытала целую гамму эмоций — жалость к этой девочке, переживания за неё, радость от того, что она стала мамой здорового ребёнка. Из состояния ступора меня тогда вывела доктор, которая в резкой форме напомнила мне о моих обязанностях санитарки. Эта девочка с бантами до сих пор стоит у меня перед глазами.
О грустном
С этого момента, с 1991 года, Елена Владимировна связала свою жизнь с роддомом. Правда, был небольшой перерыв, когда после окончания вуза ей пришлось почти четыре года поработать радиологом-гинекологом в отделении онкологии. Трудно поверить, но в девяностых годах профессия акушера-гинеколога была настолько востребована, что устроиться на это место было очень нелегко. Моя собеседница вспоминает тот период с грустью и признаётся, что ей было очень тяжело видеть женщин, страдающих от страшного заболевания:
— Каждый день приходилось испытывать стресс, наблюдать, как молодые женщины уходят из жизни. Было ужасно жаль близких тех больных. Представляете, выпишется женщина, а через какое-то время приходят родственники, ставят пакет и говорят: «Помяните…» А я знаю, что этой нашей пациентке было всего тридцать лет и у неё трое детей…
Через какое-то время Елене Фалько повезло — врач снова уехала на Камчатку, и с 2000 года она в любимой профессии.
О жизни
Безусловно, акушерство — не просто профессия, но и искусство, требующее не только медицинских знаний, но и душевной теплоты. А ещё это очень большая ответственность. Ответственность за две жизни. По словам врача, во многом данный факт и определяет то, что современное поколение медиков неохотно идёт в профессию.
— Сейчас молодёжь не ищет для себя трудных путей, и в нашем направлении давно наблюдается кадровый дефицит, — говорит она. — Средний возраст врачей этой специальности — пятьдесят-шестьдесят лет. Конечно, работа у нас неспокойная, сутки, что называется на ногах. Случаются смены, просто зашкаливающие стрессовыми ситуациями, когда забываешь про всё. Стало гораздо сложнее и в отношениях с пациентками — всё-таки это потребительское отношение, главенствующее в современной жизни, сказывается и на медицине. Женщины непременно хотят благополучного исхода родов. И это понятно. Но не следует исключать из внимания и особенности течения самой беременности — насколько будущая мама соблюдала необходимые для здоровья будущего ребёнка условия. Далеко не все женщины относятся к этому ответственно, а последствия перерастают в стрессовые ситуации в родах.
Как бы то ни было, каждый раз мотивацией для врача становится момент, когда роды прошли благополучно и мама первый раз берёт своего малыша на руки. Наверное, ничто не может сравниться с тем счастьем, которое она испытывает в эту минуту. Моя собеседница признаётся, что в такие моменты её сердце наполняется гордостью за свою профессию.
Трепетные взгляды мамы, первые прикосновения к крохотному телу, нежный запах новорождённого — на памяти доктора немало волнующих эмоций:
— Помнится, рожала у нас женщина из района края, у которой на тот момент подрастали шестеро пацанов. «Кого рожаем?» — спрашиваю её. «Опять мальчика, УЗИ показало», — со вздохом отвечает она. Родившаяся вопреки всем прогнозам девочка вызвала у пациентки такой восторг, что нам пришлось буквально выводить её из состояния радостной «истерики». Разве такое забудешь? А какими сентиментальными бывают папы, которые принимают решение участвовать в этом процессе. Некоторым даже становится плохо. Хотя я убеждена, что мужчина не должен видеть процесс родов, в котором случается всякое. Другое дело подойти к мамочке уже после, когда малыш лежит у неё на груди и всё выглядит красиво. По крайней мере, тащить папу малыша на роды нельзя ни в коем случае — он сам должен для себя принимать это решение.
Теория и практика
Вообще, вопрос, касающийся ситуации в роддомах, зачастую вызывает множество споров. Ясно одно — действующий акушер, имеющий практический опыт, несомненно, обладает большими преимуществами по сравнению с демагогами, рассуждающими на эту тему. Находясь на переднем крае родовспоможения, он ежедневно сталкивается с реальными случаями, оперативно решает возникающие проблемы и знает, как вести себя в нестандартных ситуациях. Его опыт позволяет принимать взвешенные решения, основанные на конкретных фактах и реальной практике.
Вот и сегодня, когда ситуация с закрытием гинекологического отделения роддома на улице Курнатовского наделала так много шума, практикующим специалистам приходится доказывать правильность этого решения.
На страницах нашей газеты уже затрагивалась данная тема, были изложены и основные причины такого решения.
— Здание на Курнатовского абсолютно не соответствует санитарным нормам, и никакие ремонты не в силах исправить эту ситуацию. Мы регулярно платим штрафы за нарушение правил пожарной безопасности, в пятиэтажном здании отсутствует вентиляция, нет возможности установки лифта. Даже в случае экстренного поступления женщины вынуждены самостоятельно подниматься по лестнице в операционную, узкие коридоры не позволяют пользоваться каталками для перевозки пациенток. Не предусмотрен круглосуточный пост врача УЗИ, что тоже становится причиной неприятных ситуаций. Случается, что женщина поступает к нам по гинекологической патологии, но выясняется необходимость оказания ей хирургической помощи. Чтобы дождаться хирурга, пациентка долгое время лежит в состоянии наркоза. В городской больнице, куда мы перевели часть гинекологических коек, эта проблема будет решена, поскольку там есть мультидисциплинарная бригада, — говорит Елена Фалько.
«Только не на Курнатовского!»
Действительно, про здание, построенное в начале восьмидесятых под нужды общежития, в среде женщин ходят настоящие «ужастики». Жалобы на условия стационара сыпались бесконечным потоком, и большинство женщин не прельщала перспектива стать пациенткой этой больницы. «Только не на Курнатовского!» — зачастую можно было услышать от тех, кто в ближайшее время готовился стать мамой.
После пары вопиющих случаев, вызванных неподобающими условиями в стационаре, было принято волевое решение об его закрытии, вызвавшее у некоторых массу возмущения. Основным критерием тех, кто не доволен этим решением, становится сокращение количества гинекологических коек.
— Практика показывает, что уменьшение количества коек не станет причиной какого-то коллапса. По всем подсчётам их будет хватать. У нас есть отделения гинекологии в клинической и дорожной больницах, теперь будет в городской. В качестве обоснования правильности принятого решения могу приоткрыть и некоторые экономические секреты. К примеру, у меня есть сорок коек, из которых реально работают тридцать. Так вот, чтобы заработать деньги, мы вынуждены занимать оставшиеся десять мест женщинами, которым госпитализация, по сути, и не требуется. Двадцать пять коек в городской больнице, по всем подсчётам, будет достаточно, поскольку это оказание только экстренной помощи. Все плановые хирургические вмешательства осуществляют в краевой клинической, в перинатальном центре также есть отделение гинекологии, где делают высокотехнологичные операции. Безусловно, пока не начался новый режим работы, нам очень нелегко судить обо всех нюансах. Вполне вероятно, потребуется та или иная корректировка, и мы готовы её осуществить, — рассказывает Елена Фалько.
Как говорит Елена Владимировна, доводы протестующих, касающиеся необходимости нового здания гинекологии, к сожалению, упираются в извечную проблему финансов.
— Было бы замечательно, если нашлась возможность построить модульное здание под эти цели. По сути, это не так уж и дорого, да и место для постройки есть. К сожалению, пока это остаётся на уровне мечты.
Об убеждениях
Зато реальностью стал открытый буквально на днях дневной стационар на втором этаже роддома на Шилова. Женская консультация с блоком дневного стационара полностью заблокировано от роддома во избежание пересечения потоков пациенток, обустроены операционная, комфортные палаты.
— Если после приёма гинеколога выявилась необходимость госпитализации, у женщины тут же берутся анализы, и её направляют в дневной стационар, где она будет с утра до вечера проходить лечение по полису ОМС, а вечером уходить домой. Всегда была убеждена в том, что женщина, заинтересованная в своём здоровье, в любом случае найдёт возможность бесплатно пройти лечение. К примеру, у нас на бесплатной основе оказывается широкий спектр гинекологических услуг. Другое дело, что существует категория, которая предпочитает обращаться в платные клиники, и мы никогда не убедим их в том, что лечение по полису ОМС также может быть эффективным. Какую бы мы гинекологию ни построили…
«Приходите за девочками»
На протяжении всей жизни женщинам приходится сталкиваться с врачами-гинекологами, и от профессионализма и душевных качеств этих докторов зависит многое. Елена Фалько, за плечами которой огромный опыт работы в профессии, позволяющий выступать в роли наставницы для молодых коллег, уверена, что основным принципом работы в этой сфере должна стать забота о безопасности матери и ребёнка.
— Безусловно, наработанный практический опыт позволяет трезво и без лишних слов оценить ситуацию, чтобы принять взвешенное решение. Мы работаем с женщинами по всем аспектам их здоровья, но рождение ребёнка — всегда настоящее чудо. Для меня это самый радостный момент. К слову, с годами я выяснила такую закономерность — во время моих дежурств всегда рождается больше девочек. Так что приходите, — улыбается доктор.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№46 (1842) // 13.11.2024 г.
0 комментариев