Иногда природа преподносит встречи настолько неожиданные, что они способны изумить любого учёного. Каково, например, увидеть обитателя Африки посреди монгольской степи? И, тем не менее, такое тоже возможно.
Нынешним летом замечательный эколог Вадим Кирилюк, изучая в Монголии антилоп дзеренов и диких кошек манулов, натолкнулся на африканского марабу. Если вдруг вы забыли, как выглядит марабу, — это большой аист, который расхаживает по саванне среди слонов и носорогов, схватывая своим огромным клювом змей и лягушек. И каким ветром его занесло в Монголию, за семь тысяч километров?
Чаще всего в непривычных местах оказываются именно птицы. Для Забайкалья можно вспомнить историю с обнаружением розового фламинго на озере Арахлей осенью 2012 года. Впрочем, случалось, фламинго долетали и до Якутии. Похоже, что у некоторых птиц сбивается внутренний «компас», направляющий их во время миграций. Разумеется, залетевшая вместо юга на север птица обречена, если не получит помощь от людей.
Другой пример: два года назад жители таёжного посёлка Ксеньевка в Могочинском районе увидели возле собственного дома большую птицу с белой головой и мощным крючковидно загнутым клювом. В госте было несложно опознать белоголового сипа. Это один из видов грифов — птиц-падальщиков. Но дело в том, что сипы не водятся не только в Забайкалье, но даже и в соседней Монголии. Их гораздо легче встретить в Индии или Пакистане, но никак не в наших краях. И пролететь сипу пришлось не меньше трёх тысяч километров. Опять явная ошибка пилотирования.
Фламинго и грифы — птицы крупные и хорошо узнаваемые. А сколько таких случаев происходит с птицами, распознать которых сложнее. В Забайкалье отмечали таких нездешних путешественников, как лебедь-шипун, большая белая цапля, орлан-долгохвост, камышница, короткохвостый поморник, рыжебрюхий дятел, черноголовая иволга… Подобных историй немало по всем регионам. В коллекции учёных есть даже факт залёта крошечной колибри на остров у берегов Чукотки.
Наряду с ошибками навигации есть и другая причина неожиданных встреч. Многие животные активно стремятся расселяться и занимать новые, ещё не освоенные территории. Такие попытки редко бывают удачными, ведь на новых местах вселенцы сталкиваются с менее благоприятными условиями. Но это не останавливает следующие поколения мигрантов.
Забайкальцы знают о редких заходах в регион диких кошачьих — амурского тигра, снежного барса и даже амурского лесного кота. Очевидно, природные условия нашего края плохо подходят для этих хищников и они либо гибнут, либо возвращаются назад. Например, тигров явно не устраивает здесь низкая численность диких копытных — слишком голодно. Больше шансов на везение у дальневосточного белого аиста — редкой красивой птицы, которую уже неоднократно встречали в восточных районах Забайкалья. Но есть и удачливые вселенцы, как, например, большеклювая ворона, которая за четверть века продвинулась с Дальнего Востока до Читы и местами успешно теснит всем известную чёрную ворону.
Есть ещё одна важная причина неожиданных встреч с новыми вселенцами. Но о ней в следующий раз.
На фото: африканский марабу в Монголии. Фото В. Кирилюка.
Окончание — в следующем номере.
Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»
Олег Корун
Фото В. Кирилюка
«Читинское обозрение»
№51 (1847) // 18.12.2024 г.
0 комментариев