Верующие люди часто повторяют: «Без Бога не дойдёшь и до порога». Эти простые в своём значении слова могут быть усвоены и приняты в любой момент жизни, любым человеком, но лишь тем, кто готов к этому. Конечно, можно идти и без Бога, каждый сам волен сделать выбор, но дорога эта будет тяжкой, особенно когда на пути твоём встретятся испытания.
Вера в Бога и духовная поддержка особенно необходимы бойцам, которые находятся на передовой, и осуждённым, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Об этом мы поговорили с руководителем Отдела тюремного служения Читинской епархии, помощником начальника УФСИН России Забайкальского края по работе с верующими иереем Алексеем Алексеевичем Янковским.
На главный вопрос нашей беседы: «Как случается, что человек приходит к вере, а затем решает стать священником — служить Богу, подчиняя этому всю свою жизнь?», отец Алексей с улыбкой ответил: «Господь направляет».
— Мне было лет двенадцать, когда на каникулах мы двумя классами поехали на речную экскурсию по Енисею. До Красноярска добирались поездом. Тогда по вагонам ходили глухонемые и торговали разной мелочёвкой: шариковые ручки, брелоки, небольшие сувениры, календарики, иконки и прочее. Ребята набрали леденцов, а я почему-то интуитивно выбрал две иконы: Спасителя и Божию Матерь. В тот же день, когда гуляли в городском парке, купил две книги — Псалтырь и Новый Завет. Одноклассники шутили надо мной, не понимали такого увлечения. Не могу объяснить, что тогда во мне произошло, просто внутреннее желание, Божий промысел.
Алексей Алексеевич вырос в обычной семье советских граждан. Родители воспитывали сына с заботой и любовью, навязчиво не приобщали к вере, не заставляли читать религиозную литературу или ходить на богослужение в храм. Верующим человеком была его старенькая прабабушка, 1904 года рождения, она знала все православные праздники, многих святых, соблюдала все посты.
— С раннего детства я наблюдал, как она шептала молитву перед сном. Мне всегда было интересно, с кем и о чём она в этот момент разговаривает. Подолгу разглядывал иконы в её доме. Наверное, с этого и начался мой путь к вере. Помню, когда вернулся из той поездки по Енисею, пошёл к своей прабабушке. Забежал к ней в дом, держа в руках те самые православные книги и иконы. «Знаешь, что здесь написано? — громко сказал я. — Да любите друг друга», — вспоминает мой собеседник.
Эта поездка сыграла серьёзную роль в его дальнейшем определении. Однако верить — это одно, а стать священником — совсем другое. Такое решение к Алексею пришло не сразу, ближе к тридцати годам. А пока оно зрело, мужчина сменил несколько мирских профессий. Окончив школу в 1995 году и отслужив срочную службу, остался в армии по контракту, в 2000-м окончил с отличием Читинскую окружную школу прапорщиков. Затем несколько лет трудился на стройке электромонтёром. В поисках более достойной зарплаты, как и все россияне в конце девяностых–начале двухтысячных, часто менял место работы, из-за чего почти вся трудовая книжка оказалась исписана. При этом вёл вполне христианский образ жизни: соблюдал посты и церковные праздники, ходил в храм.
— Мои коллеги искренне не понимали, почему молодой русский парень не ругается бранными словами, не играет в карты, не употребляет спиртное, не курит, в постные дни не ест мясо. При этом некоторые из них обращались ко мне за помощью, просили дать совет или просто выслушать, когда случались неприятности. Спрашивали, как помолиться, как в храм прийти, как свечку поставить за хворающего родственника. Однажды я пришёл в храм, когда там никого не было, сел, и меня как волной накрыло или колпаком каким-то. Трудно сейчас это объяснить. Понял, что здесь — истина. Прочёл молитву, обращённую к святителю Иннокентию. С той поры жизнь моя сильно изменилась. Нашёл свой путь, обрёл духовное равновесие. Господь словно взял меня за руку и повёл.
Продолжил своё образование Алексей Алексеевич в читинском Духовном училище имени Святого Апостола Иоанна Богослова. С 2006 по 2013 год исполнял послушания звонаря и алтарника в Свято-Иннокентьевском храме посёлка ГРЭС.
После Янковский был рукоположен архиепископом Евфстафием в сан дьякона, а через месяц — в сан иерея. Затем, по благословению митрополита Владимира, исполнял обязанности тюремного священнослужителя. С 2014 года выполняет послушание на должности заместителя руководителя и руководителя отдела тюремного служения Читинской епархии.
— Почувствовав ответственность за людей, которым проповедую слово Божие, я стал строже относиться к себе, к своим мыслям и поступкам. Я должен быть для них примером, в этом особенность пастырского служения, — отметил отец Алексей.
В марте 2020 года Алексея Янковского назначили помощником руководителя УФСИН по Забайкальскому краю. Его служение заключается в окормлении осуждённых, находящихся в пенитенциарных учреждениях, и сотрудников, которые там работают. Окормлять — значит наставлять, направлять по верной дороге, поддерживать морально, через богослужение, лекции и беседы вести к вере.
В Забайкальском крае восемь исправительных колоний и два следственных изолятора. В них содержатся подозреваемые, обвиняемые и осуждённые различных вероисповеданий, не только православные. У всех есть возможность соблюдать свои религиозные традиции. На территории учреждений открыты храмы и молельные комнаты, за которыми закреплены священнослужители различных конфессий. Ещё в 2020 году было подписано соглашение о взаимодействии между Забайкальской митрополией и УФСИН.
Строительство и благоустройство религиозных сооружений ведётся силами самих осуждённых, исключительно на добровольные пожертвования, при поддержке администрации исправительных учреждений.
Многие через молитву и покаяние, находясь в местах лишения свободы, обретают веру и не теряют её, выйдя на свободу, вновь подвергаясь соблазнам и искушениям. После освобождения они чаще остальных создают семьи, работают, помогают тюремным священнослужителям в окормлении осуждённых, делятся опытом.
Чем осуждённые отличаются от остальных верующих? По словам отца Алексея, это особая категория:
— Осуждённые чаще пребывают в состоянии уныния, испытывают сложную смесь чувств: обиду, гнев, отчаяние, особенно если от них отвернулись близкие. Многие жалуются, что их подставили и несправедливо осудили. Моя главная задача — поддержать этих людей духовно и заронить в заблудшую душу семена веры. Вера помогает встать на путь исправления. Объяснить, что Бог без нас, без нашего желания, спасти не может. Если ты оказался в местах лишения свободы, то Бог уберёг тебя этим от ещё больших бед, грехов, возможно, от смерти. Родители осуждённых часто говорят: «Ой, какое горе, посадили сына!» Я отвечаю: «Слава Богу, что живой».
По мнению отца Алексея, осуждённые более открыты в общении со священниками и чаще склонны к искреннему покаянию:
— Люди не всегда точно понимают смысл этого слова. Покаяние — это не просто перечисление своих грехов перед священником. Покаяние в переводе с греческого означает изменение ума и духа — метанойя. Это большой труд, и немногие к нему стремятся. Хотят жить в мире с Богом, но не хотят соблюдать пост, нравственное и физическое воздержание, посещать церковь, молиться. В местах лишения свободы соблюдать каноны сложно, вокруг специфический контингент, не отличающийся христианским поведением. Поэтому в тюрьме покаяние чаще всего истинное.
С началом специальной военной операции в Читинскую епархию пришло письмо из Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви. В нём было сказано, что воинам, находящимся на передовой, нужна духовная поддержка. В числе добровольцев оказался и отец Алексей, на его счету две командировки в зону проведения СВО, по месяцу каждая: сентябрь 2022 года в ЛНР, затем август 2023-го — в ДНР. Вот как это было:
— Написал рапорт. Иначе не позволяет совесть. Посильное участие и помощь в защите интересов своего Отечества — священный долг для каждого священника Русской Православной Церкви. Меня отправили в Москву, где я прошёл курсы по тактической медицине, инструктаж. На время командировки священник находится в подчинении командира, и без его одобрения нельзя и шагу ступить, потому что везде и в любое время может «накрыть». Сразу на передовую, конечно, никто не пустит. Первое время я окормлял полевые госпитали, возил медикаменты, оборудование, необходимое для лечения раненых бойцов. Так сказать, работал на второй линии. Когда немного обвыкся, понял, что к чему, меня начали брать на выезды на передовую. Всегда ездили ночью, на машине с выключенными фарами, на большой скорости, чтобы автомобиль не засекли. В кузове «Урала», под тентом, болтаешься, как мячик, кидает тебя из стороны в сторону. На «передке» массовые богослужения не устраивались, в основном таинства крещения, исповеди и причастия. В блиндаже принимаешь по одному-два человека. Всё кратко, быстро и чётко, по-военному. Были экстремальные ситуации, например, когда поехали в Угледар, попали под миномётный обстрел. Водитель попался опытный, слава Богу, всё обошлось, мины легли рядом с дорогой.
На дорожных КПП часто встречались ребята-морпехи из Тихоокеанской бригады. Спрашивали, откуда родом. Я говорил, что из Читы, они: «Ой, земляк по Дальнему Востоку!» Хотя и выполняешь духовную миссию, но при этом быстро привыкаешь смотреть по сторонам, под ноги, на небо поглядывать — дронов много, снайперы работают, обстреливают.
Отношение к священнику очень уважительное, максимально стараются обезопасить, охраняют. Разговор по душам на передовой очень востребован. Чаще всего задают два вопроса. Во-первых, спрашивают, а скоро ли победа. Видимо, думают, что, если я батюшка, то должен будущее знать. Спрашивают, а грех ли убивать на войне и как потом с этим жить.
Главное, после того, как исполнишь свой долг и вернёшься домой, — не озлобиться. Вспомните, сколько славных воинов, защищавших Россию от врага, стали святыми, начиная от Александра Невского. Защищать Родину — это не грех, это правое дело. Помните, если человек добровольно не идёт к Богу, не обращается к нему, то и Бог не навязывает себя, не заставляет верить, он уважает ваш выбор. Но мало надеть крестик, нужно жить по заповедям, соблюдать христианские обычаи.
В госпитале Луганска встретил несколько ребят, которые служили в ЧВК и попали на передовую из мест лишения свободы. У них были тяжёлые минно-взрывные травмы, осколочные. Врачи узнавали об их прошлом только по наколкам на руках, а я-то по лицу вижу — всё-таки одиннадцать лет в тюремном служении. Они все героически себя проявили, все довольные, что свой долг Родине отдали, вину свою искупили, что теперь они свободные люди и никогда больше не вернутся к преступной жизни. У каждого из них крестик на шее и вера в сердце.
В связи с несением пастырского служения в зоне проведения специальной военной операции в 2023 году Алексей Алексеевич награждён митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием медалью «За усердные труды в Читинской Епархии Русской Православной Церкви» III степени. Также в 2023 году «За мужественное несение пастырского служения в военных условиях» удостоен Патриаршей награды — медали Ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Дмитрия Донского.
Кроме того, командование воинского подразделения Министерства обороны РФ в период командировки отца Алексея в Донецкую Народную Республику вручило ему медаль «За ратную доблесть».
Подводя итог беседы, отец Алексей обратился к нашим читателям:
— Задумайтесь о том, что душа человеческая бессмертна, её нужно сохранить в нравственной и духовной чистоте. Согласно христианской вере, жизнь не заканчивается физической смертью, душа наша переходит в другое состояние. Здесь, на Земле, человек сдаёт некий экзамен — совершает добрые дела, молится, совершенствуется. Ведь не просто так Господь мудро скрыл от нас час расставания с жизнью, мы не знаем, когда он нас к себе призовёт. Некоторые думают: «Поживу лет до шестидесяти в своё удовольствие, а потом начну грехи замаливать». А между тем не Бог наказывает, а человек сам себя наказывает, удаляясь от Бога. Хочу всем пожелать крепости душевной и телесной, обретения веры, надежды и, с Божьей помощью, исполнения задуманного, успехов в благих начинаниях. Помните, что с нами Бог!
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Денис Приходько
Фото автора и из личного
архива Алексея Янковского
«Читинское обозрение»
№1-2 (1849-1850) // 15.01.2025 г.
0 комментариев