Главная / Авторы / Денис Приходько / Спрос на воле есть
Спрос на воле есть
А потому в промзоне кипит работа


В России человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы, не должен сидеть без дела, он обязан трудиться. Уголовно-исполнительная система — это не только колючая проволока и высокий забор, но и серьёзное производство. Продукция, изготовленная руками осуждённых, пользуется на воле большим спросом.

О том, как организован производственный процесс и об особенностях реализации продукции рассказал начальник отдела трудовой адаптации осуждённых УФСИН России по Забайкальскому краю подполковник внутренней службы Алексей Ильин.

— Алексей Викторович, давайте уточним: осуждённые должны трудиться или они имеют на это право?

— Согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса России, каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь администрация исправительных учреждений обязана привлекать осуждённых к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Отказ или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. В то же время, в соответствии с Конституцией России, принудительный труд в нашей стране запрещён. Поэтому, если желания трудиться у осуждённого нет, то заставить его нельзя.

— Исключения предусмотрены?

— Осуждённые, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, а также являющиеся инвалидами первой или второй группы, и прочие, имеющие проблемы со здоровьем, привлекаются к труду по их желанию.

— Социальные гарантии предусмотрены?

— На работающих осуждённых распространяются нормы Трудового кодекса: 8-часовой рабочий день, официальная зарплата, больничный, выходные, праздники, отпуск. Естественно, с поправкой на режим содержания в колониях.

— Рабочих мест хватает на всех желающих?

— Трудоустроить всех желающих возможности пока нет. Но мы к этому стремимся: осваиваем новые технологии, закупаем современное оборудование, расширяем производство. В учреждениях УФСИН по Забайкальскому краю наказание отбывают 4386 человек, из них — порядка 3000 трудоспособные. По итогам прошлого года было трудоустроено 1500 осуждённых, из них 50% занимаются швейным производством. Всего на территории Забайкальского края десять исправительных учреждений. В каждом из них организованы производственные участки — Центры трудовой адаптации осуждённых. Одно из них — ИК-11, которая находится в городе Нерчинск, в данное время — на стадии ликвидации. Это женская колония и для производственной службы УФСИН края — большая потеря. У нас там было хорошо организовано швейное производство и растениеводство.

— В колониях предусмотрен профотбор?

— В первую очередь трудоустраиваются осуждённые, имеющие иски — компенсация морального и материального вреда потерпевшим, алименты и прочее. 80% осуждённых, отбывающих наказание в Забайкальском крае и имеющих иски, трудоустроены. Во вторую — с навыками и опытом работы. Желающие освоить новую профессию обучаются в ПТУ, здесь же, на территории колонии, либо осваивают навыки мастерства на производстве.

— Вопрос прибыли стоит на первом месте?

— Труд осуждённых является важным средством их воспитания и исправления, а также поддержания порядка и дисциплины в местах отбывания наказания. Работа используется не для получения прибыли, основная цель — адаптация к условиям гражданской жизни, получение профессиональных навыков, новой профессии, опыта, которые на свободе пригодятся. Осуждённому, который работал после освобождения, легче социализироваться. Больше шансов трудоустроиться.

— Что умеют делать за высоким забором?

— Ассортимент продукции довольно широкий: изделия из металла, дерева, строительные материалы, мебель, швейное производство, сувенирная продукция, подсобное хозяйство. Самое востребованное, конечно, швейное производство и металлообработка. Самостоятельно обеспечиваем свои учреждения продуктами растениеводства и животноводства. По внутрисистемным контрактам полностью снабжаем осуждённых одеждой собственного производства, за исключением обуви.

— Спрос на товары есть?

— Со сбытом особых проблем нет. Наша продукция, прежде всего, широко известна высоким качеством, она конкурентоспособна. Все заказы выполняем точно в оговорённые сроки. Значительная часть товаров производится в рамках государственных и муниципальных контрактов — заказы от детских садов, школ, больниц. В прошлом году было много заказов на изготовление медицинских изделий — халаты, пижамы, одноразовые маски, бахилы, шапочки. По муниципальным контрактам изготавливаем лавочки, мусорные контейнеры, тротуарную плитку и прочее.

— У населения есть возможность что-то купить?

— Магазинов в привычном понимании у нас нет, в некоторых колониях есть выставочные залы. Вообще свою продукцию мы стараемся представлять и реализовывать на городских выставках и ярмарках. Граждане обращаются в производственные отделы при ИК с индивидуальными заказами — чаще всего это столярные изделия, мебель. Там, на месте обговариваются цена, эскиз и стоимость. Все телефоны и адреса можно найти на официальном сайте ФСИН по Забайкальскому краю. https://75.fsin.gov.ru во вкладке «Производственная деятельность». Вся продукция объединяется в каталог. В нём есть всё — от одноразовых халатов, уличных светильников и кованых урн до срубов для домов и бань. Родственники осуждённых, которые приезжают на свидания, много покупают, совершенно официально, через бухгалтерию.

— «Тюремные» поделки из 90-х сейчас можно купить?

— Что касается эксклюзивной, сувенирной продукции — нарды, шашки, чётки, бусы, то мы сейчас её очень мало выпускаем, потому что специалистов, которые могут работать быстро и качественно, практически не осталось. Есть мастера-кустари, например, в ИК-3, ИК-7, которые работают с деревом, изготавливают те же шкатулки, но их единицы, и после их освобождения это направление останавливается. Можно научить осуждённого изготавливать типовую мебель из ЛДСП или лавочки из металла, тут особый талант не требуется. А вот резьба по дереву, работа с пластиком и стеклом — это талант, такому ремеслу не каждого обучишь. Работа кропотливая, времени и усилий требуется много, материал сложно найти, сложно определить стоимость штучных изделий, они продаются за минимальную цену. А зарплату осуждённому платить необходимо. Производство сувениров отбивает Китай, у них тот же ассортимент, но в разы дешевле. Во-вторых, мы больше ориентированы на производство изделий массового потребления, в больших объёмах. Это оправдывает расходы на материалы и зарплату.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Денис Приходько
Фото автора и из архива УФСИН
России по Забайкальскому краю

«Читинское обозрение»
№15 (1655) // 07.04.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net