Забайкальская железная дорога является стимулирующим фактором развития производственной и социальной сфер региона, крупнейшим работодателем и налогоплательщиком. Подразделения ЗабЖД осуществляют пассажирские и грузовые перевозки, работают эффективно, надёжно и бесперебойно благодаря, в том числе, и автомобильному транспорту.
Это не понаслышке знают работники транспортного отдела — структурного подразделения аппарата управления административно-хозяйственного центра, структурного подразделения Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». В октябре они отметили свой профессиональный праздник — День работников автомобильного транспорта.
Как всё начиналось
Транспортный отдел является правопреемником Читинской автобазы ОАО «РЖД», ведущей свою историю с начала 50-х, когда приказом начальника Забайкальской железной дороги от 2 июня 1953 года на основе гаража главного управления материально-технического обеспечения путём объединения автомашин, гаражного оборудования, материалов и запасных частей от хозяйственных единиц Читинского железнодорожного узла она была создана. На тот момент на её территории был расположен гараж-стоянка (на его месте сейчас построен цех текущего ремонта), котельная, которая потом какое-то время использовалась для хранения смазочных материалов, а также кузница и деревянная диспетчерская (сейчас они снесены). В 1956 году автобазе передали под ремонтный цех депо, куда вели рельсовые пути. После реконструкции, с 1972 года, здесь находится цех капитального ремонта. Первоначально автобаза имела в своём распоряжении всего 36 автомобилей, в её штате числилось 58 работников.
Семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века стали временем подъёма для автобазы — тогда строились новые и реконструировались существующие производственные здания, стоянки, ремонтные цеха, приобреталось оборудование. Сейчас трудно себе представить, но вплоть до 1983 года не все машины были обеспечены тёплыми стоянками. Что это такое при морозах за –40º С, сегодня поймут немногие.
В момент создания автобазы с предприятий Читинского узла в её распоряжение было передано 76 автомобилей ГАЗ-ММ (полуторки), ЗИС-5 (трёхтонные), ГАЗ-67, американские студебеккеры, ГАЗ-51 и другие. Вплоть до 80-х годов автомобильный парк мало обновлялся, и долгое время эксплуатировались автомобили устаревших марок. Тем не менее на конец 1980 года автобаза имела на балансе уже 130 автомобилей.
В первые годы существования автобазы большинство автомобилей стояли на улице и зимой, их приходилось разогревать, чем придётся, а в единственном ремонтном цехе не было никакой механизации. Громоздкие и тяжёлые узлы и агрегаты снимали и ставили вручную, порой прямо на улице. Многие из старых работников помнят, как ломали спины, демонтируя и устанавливая двигатели и кузова автомобилей. В те далёкие годы в моторном цехе стояли две цепные ручные лебёдки, и чтобы поднять двигатель, нужно было покрутить цепь до пота… Только после 1960 года началось развитие малой механизации. К 1983 году почти во всех цехах механизировали грузоподъёмные работы. С вводом в эксплуатацию профилактория технического обслуживания автомобилей, слесарно-заготовительный, аккумуляторный, цех топливной аппаратуры и другие цеха стали оснащаться современным оборудованием. На предприятии появилась возможность собственными силами производить все виды ремонта и технического обслуживания своего подвижного состава и выполнять заявки других предприятий.
В те же годы автобаза приняла работы по обслуживанию медицинских учреждений, и ей был передан парк автомобилей врачебно-санитарной службы.
Из кризиса тоже можно вынести опыт
За все годы существования автобаза постоянно обеспечивала перевозку грузов Читинского отделения и была рентабельна, постоянно повышая показатели объёма перевозок и грузооборота. Соответственно, росли и доходы предприятия, расширялась производственная база.
Дальновидным шагом тогдашнего руководства стало приобретение в 1992-м в стадии незавершённого строительства АЗС, которую достроили, смонтировали оборудование и запустили в эксплуатацию. Именно работа АЗС автобазы по обеспечению топливом автомобильного парка предприятий Читинского узла в этот переходный период, при постоянном дефиците наличных средств, сложном финансовом положении дороги, позволила не остановить полностью работу автотранспорта из-за невозможности приобрести топливо за наличные средства.
Сложные девяностые для многих российских предприятий стали завершающей точкой их существования. Нельзя сказать, что для автобазы они прошли безболезненно. Новая экономическая политика привела к развалу ранее существующих государственных автохозяйств. Для того чтобы сохранить коллектив, не потерять объёмы работы, необходимо было снизить эксплуатационные расходы и, в конечном итоге, цены на перевозки. Выход был найден в дальнейшей разумной централизации и коренном изменении затратного механизма автохозяйства. Был введён индивидуальный хозяйственный расчёт, в результате чего весь коллектив получал оплату труда от доходов. На автобазе не стало людей, работающих за пресловутые восемь часов в табеле. Изменилась психология работников — будучи заинтересованными в бережливости, все трудились на результат, зная, как и где заработать.
Коллектив автобазы не только выдержал испытание лихими девяностыми, но и достиг в это время немалых успехов. Так, в 1996 году коллектив автобазы — единственный на сети — был удостоен престижной международной награды «Факел Бирмингема», присуждаемой предприятиям, сумевшим выжить в условиях зарождающегося рынка. По итогам работы в 1997 году автобаза была признана одним из победителей международной программы «Партнёрство ради прогресса» с присуждением приза «Золотой Меркурий», а в 1999-м предприятию вручён диплом Сибирской ярмарки «Транссиб, Логистика Сибири-99» за новые экономические решения в области управления производством.
Надёжные люди — залог успеха предприятия
Конечно же, все эти успехи не были бы возможны без грамотных и неравнодушных руководителей, первым из которых в 1953 году стал Пётр Никитович Савченко, опытный хозяйственник и организатор. В разные годы автобазой руководили Виктор Николаевич Зверев, Иван Семёнович Киприянов (1962–1972), Ярослав Иосифович Погорилко (1972– 1984), Владимир Евгеньевич Плотников (1984–1985), Анатолий Данилович Анисимов (1985– 2003), почётный железнодорожник и неоднократный победитель конкурса на звание Лучшего руководителя предприятий Забайкальской железной дороги, Юрий Васильевич Андронаки (2003–2010), Олег Николаевич Мальцев (2010– 2015).
Сохранить и приумножить традиции
Главное богатство любого предприятия — его люди. С автобазой связана вся жизнь ветеранов Александра Пантелеймоновича Ушакова, Нурулло Шарипова, Веры Романовны Мингалёвой, Анатолия Фёдоровича Митряева, Виктора Фёдоровича Шишкина, Виталия Владимировича Роговского, Петра Александровича Кривушина, Юрия Фёдоровича Шишкина, Натальи Владимировны Хацкевич, Надежды Ивановны Баранчуговой.
После произвёденной 1 августа 2015 года ликвидации автобазы её правопреемником стал вновь созданный Транспортный отдел АХЦ. Он является структурным подразделением аппарата управления административно-хозяйственного центра, структурного подразделения Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». В состав транспортного отдела входят производственно-технический сектор, сектор по координации взаимодействия с аутсорсинговой компанией и автоколонна. Транспортный отдел совместно с Центром управления автотранспортом ОАО «РЖД» производит координацию работы аутсорсинговой компании ООО «Ресурс-Транс» и всего автотранспорта Забайкальской железной дороги в целом. На балансе отдела находится 52 единицы легковых автомобилей, автобусов, автомобилей-лабораторий. Эксплуатационная работа определяется обслуживанием руководства дороги, перевозки пассажиров, международных некоммерческих перевозок рабочих смен ОАО «РЖД» в КНР.
Отделом руководит Владимир Дубровский, который вместе со своими сотрудниками старается сохранить все добрые традиции и методы, существовавшие в автобазе, и наладить эффективную и бесперебойную работу. Владимир Эдуардович от всей души поздравляет свой дружный коллектив и всех работников, связанных с эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники, с профессиональным праздником.
— День автомобилиста — это профессиональный праздник не только водителей, — говорит он. — Его отмечают и те, кто обеспечивает бесперебойную работу автотранспорта, содержит в должном порядке автопарк. Это праздник руководителей автопредприятий, диспетчеров, инженеров, экономистов, техников, контролёров, механиков, слесарей. Хочется пожелать, чтобы управление транспортным средством для всех них всегда было как полёт, чтобы было доброе здоровье, светлые мечты и только удачи на пути. Конечно же, самые тёплые пожелания хочу адресовать ветеранам автомобильного транспорта, посвятившим лучшие годы жизни любимой профессии. Желаю всем работникам крепкого здоровья, семейного благополучия, успешной и плодотворной работы, новых достижений, безаварийной работы и удачи на жизненном пути!
Автомобильный транспорт является важной частью современной жизни, и с каждым годом количество автомобилей на наших дорогах растёт, делая профессию водителя одной из самых востребованных на рынке труда. Однако потребность в кадрах не исключает чрезвычайно серьёзных требований, предъявляемых к работникам этой профессии. Сотрудники Читинской автобазы и транспортного отдела всегда отличались профессионализмом, преданностью делу, высокой организованностью, ответственностью за безопасность и жизнь людей, внимательностью, самоотдачей. Несмотря ни на какие трудности, которые периодически подбрасывает нам наша жизнь, их дружный коллектив всегда добросовестно выполняет стоящие перед ними задачи. Пускай же по жизни для них и их близких всегда горит зелёный свет!
Все материалы рубрики "Темы"
Екатерина Скороход
«Читинское обозрение»
№44 (1632) // 28.10.2020 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев