Образовательные экскурсии учащихся школ Забайкальской железной дороги, предпринимаемые с 1907 г., носили практически-просветительный характер, в тесной связи с материалом учебных заведений магистрали. «Жизнь — это постоянное движение: что там за горизонтом, что там дальше во Вселенной?» — девиз экскурсий.
Зрелище достойное
Экскурсии и история, философия, экономика… Высокая романтика, обыкновенная польза. Миллионы лет создавались природные богатства — нефть, газ, золото и алмазы, удивительные ландшафты, уникальные минеральные источники, озеро Байкал. Но вместе с ними появлялись богатства нематериальные — красота образа человеческого, красота дела рук, мыслей, красота языков, верований, культур. Знакомство с ними — азбука экскурсионных впечатлений.
«Ecce spectaculum dignum, ad quod respiciat in tenus opera suo dues» — крылатое выражение великого Сенеки смело можно отнести к Забайкалью. Хрустальная синева небес, розовая дымка цветущего багульника, бархатная зелень далёких гор, серебристая строгость изы-сканного эдельвейса, золото, пурпур забайкальской осени — поистине «зрелище, достойное того, чтобы на него оглянулся бог, созерцая своё творение». Экскурсии — приключения, путешествия будоражили душу, давали пищу уму, заставляли трепетать сердце.
Гуманитарные экскурсии имели целью развивать понимание явлений общественной жизни, дух историзма, чутьё к человеческой психике, влияния среды, природных условий. В историческом отношении внимание обращалось на здания, иллюстрировалась разница между былыми и современными общественными отношениями, экскурсии не считались «прогульными днями», они вошли, как необходимая часть, в учебные планы школ дороги.
Перед экскурсиями предлагалось ознакомиться с очерками М. Соловьёва «Естественно-исторические экскурсии в средней школе», В. Дубянского «Экскурсия на дюны», Р.Ф. Морозова «Экскурсия в лес и школьный музей леса», А. Юницкого «Экскурсия в сосновый лес», Б. Райкова «На чём стоит Петербург», прочитать книгу П.И. Мамаева «На экскурсию», «Знакомство с природой путём наблюдения и опыта».
Книги читались школьниками с интересом, их авторы описывали свои личные впечатления от экскурсий: «наиболее ценны описания прогулок с указаниями, что можно встретить в экскурсии поучительного: «прогулка в хвойном лесу, в лиственный лес», «прогулка за водными растениями и животными». Полезны указания для геологических экскурсий, как зарисовать обнажение оврага, измерить его высоту, снять план местности, по собиранию растений и животных.
В окрестностях Читы
Экскурсионные опыты приобрели общественный интерес. После экскурсии давались классные, домашние работы, организаторы отмечали «без всякого сомнения» высокую образовательную ценность работ. Большое количество экскурсий совершалось в окрестностях Читы для учителей, учащихся. Для покрытия издержек установлен дополнительный взнос 2 р. в полугодие с учащегося.
Чита — столица Забайкальской области — исконно город ссыльных, досель целого круга россиян служит неожиданным местом жительства, от которого нельзя отказаться. … Немудрено, что многие помнят своё историческое прошлое. А улицы помнят декабристов, один из которых, Д.И. Завалишин, — первый проектировщик города, помнят визит Его Императорского Высочества Святого Страстотерпца Николая II, приезд А.П. Чехова, войну с Японией, Маньчжурский поход забайкальских казаков.
Улицы, мостовые, тротуары, постройки свидетельствуют экскурсантам, что дерево дёшево, т.к. большинство домов — деревянные, тротуары — узкие мостики, из продырявленных гнилых досок. Очаровательна природа, какой-то неразгаданной задумчивостью, грустью веет от неё. Очаровательна экскурсия на Титовскую сопку; взору представляются верхушки колоколен, крыши зданий; город, окутанный горами, видится величественным; красавица Ингода, серебряной лентой опоясывающая его, отражая лучи забайкальского солнца, производит чудное впечатление…
Жизнь города
Экскурсии совершаются в храм для ознакомления с чином архиерейского богослужения. Золото сияющего купола, открытая резная звонница, иконы передают гармонию, красоту православной веры. Поражают одухотворенностью, иконописным мастерством старинные иконы святого благоверного князя Александра Невского, защитника, молитвенника христолюбивого воинства.
И среди неувядаемой русской идиллии — лужицы с застоявшейся водой, базарная грязь с толкущимися на одном месте и с любовью созерцающими вереницу экскурсантов обывателями, извозчиками.
Обилие зелени делает город воздушным, а две реки, не всегда чистые в санитарном отношении, придают ему торговый вид массою плотов, пароходов. Среди природы в окрестности кишит жизнь пернатого царства.
Привычная учащимся школ Ингода в своих верховьях совсем не та, что у берегов Читы, сказочно красивы её берега, прижимы, перекаты, пороги…
В течение учебного года училища и школы дороги устраивали образовательные экскурсии в различные торгово-промышленные предприятия.
В 1910 г. на рождественские каникулы Чита приняла до 700 экскурсантов: преподавателей, учащихся училищ, школ дороги. Устраиваются загородные путешествия с чтением лекций по метеорологии, геологии, чтение карт, руководство по управлению компасом, демонстрации при помощи электрического волшебного фонаря.
В каких местах бывали?
Забайкалье называют «краем источников». Экскурсанты пешком, верхом на лошадях стремились к ним, преодолевая многие километры, чтобы испить хрустальной воды родников, повстречаться с первозданной природой. Источники находятся в удивительных по красоте местах. Шелест листьев, удивительная белизна, стройность берёз, шум вековых сосен, пение птиц, аромат трав, ласковое солнце в сочетании с уникальной минеральной водой могут излечить почти любое заболевание, снять стресс.
В 1911 г. «Обществом изучения Сибири и улучшением её быта» организована экскурсия учащихся, которые помогали обрабатывать собранный научный материал.
Руководители экскурсии снабдили своих молодых коллег различными пособиями для работ, денежными средствами — поручили собрать наблюдения среди инородцев Забайкалья, особенности их культуры. Зоологический музей выдал банки-морилки, сачки, коробки с ватой. Участники представили интересные работы, снимки «старых церквей», церковной утвари, домов, принадлежащих декабристам, их могил.
В 1911 г. Министерство железнодорожного транспорта предлагает к «неуклонному исполнению учебных заведений устройство экскурсий преподавателей, учащихся — доведении о сём до сведения Губернатора области, тех местностей, куда направляются экскурсии с указанием предполагаемых к посещениям учреждений с приложением списка экскурсантов».
За 1911 г. в отчетах в Министерство экскурсионных комиссий подробно перечислены «место и предмет экскурсий, классы, число учащихся, фамилии руководителей, стоимость экскурсии».
Руководители экскурсий через анкеты, розданные учащимся, имели возможность выяснить, в каких местах приходилось бывать…
Для получения данных о пользе экскурсий среди рабочей молодёжи был тоже проведён опрос. Он дал ясный, определённый, не требующий никаких добавлений, ответ. Экскурсионные отчёты помогли выяснить ошибки дела, отсутствие специальных руководителей при обозрении достопримечательностей. «В большинстве случаев, выйдя с учащимися на экскурсию в природу, — пишет преподаватель. — Мы можем только сказать — «вот песок», «вот глина».
Путевые заметки
Идея составления экскурсионного дневника, созерцание прекрасных картин природы, искусства помогло составить определённое мировоззрение, об этом можно судить на основании дневника, который составлялся после экскурсии. На вопрос: «Может ли дневник служить для популяризации идеи экскурсий учащихся», отвечают утвердительно, охотно дают рекомендацию, желая широкого распространения. «По дневнику мы можем следить за путешественниками шаг за шагом, как будто присутствуем на кинематографическом сеансе. Вот напутствуют, говорят о «могучем влиянии природы на человека». Желая проверить личные впечатления, обращаются к учащемуся. Юноша с удовольствием, интересом прочёл свой дневник».
В высшей степени интересна приложенная к отчёту «Анкета», откуда можно привести цитаты, красноречиво говорящие, с какими мыслями, настроением направлялись участники на экскурсии: «Хотелось увидеть то, о чём приходилось читать, говорить. Ехал поучиться и имею желание передать увиденное».
Преподаватели, невзирая на невзгоды, стремились к «свету и знанию». Из анкеты видно, что большинство участников экскурсий (78%) считают поездки удавшимися. Недочёты, неудобства потонули в массе положительных впечатлений.
Такова экскурсия преподавателей, учащихся школ дороги 17-21 мая 1912 г. на Арбагарские угольные копи и золотые прииски Старновского. В мероприятии участвовали 32 ученика, на его организацию попечителем выделены 10 р. Руководитель — учитель А.Е. Горшков.
Как выяснили экскурсанты, добывается 1000 пудов золотого песка, работа ведётся круглый год. В 6 вечера делается съёмка золота. Посетители наблюдали добычу золота несколько часов. Хозяин пригласил пройти до рудника вдоль речки Дельмачиха, где проходила ручная добыча золота. Дети увидели своими глазами, с каким трудом связана добыча золота, поняли, почему золото так дорого. Устройство экскурсии всецело обязано хозяину прииска господину Старновскому.
Приглашаются на экскурсии служащие и чиновники Забайкальской железной дороги, городской Думы. По отзывам, организация лекций и экскурсий полезна. Общество начинает сознавать, что молодёжь нужна смышлёная, ловкая, предприимчивая, разумная, способная воспринимать технические, гуманитарные науки, знающая родину, край. Посетители с жадностью и интересом следили за русской предприимчивостью, за успехами промышленности через познавательные экскурсии. «Всё это никогда не исчезнет, пока будет жива Россия».
Все материалы рубрики "Темы"
Раиса Гончаренко,
краевед, кандидат
исторических наук
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№39 (1627) // 23.09.2020 г.
0 комментариев