Главная / Авторы / Екатерина Скороход / «А к хорошим слухам люди не привыкли…»
«А к хорошим слухам люди не привыкли…»


«Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам» — помните шуточную песню Владимира Высоцкого? В ней обличается такое пагубное социальное явление, как бытовые сплетни. Однако это является лишь крохотной частью огромного айсберга, носящего название «информационная война».

Информационная война, как и любая другая, имеет свои стратегию и тактику и, хотя идёт без видимых разрушений, позволяет «захватить» противника, незаметно манипулируя его сознанием. И если раньше, опять же по Высоцкому, сплетни по умам разносили «беззубые старухи», то сегодня пространственное влияние слова на сознание людей расширил технический и информационный прогресс. Различного рода информационные источники позволяют вводить в подсознание людей любую информацию, которая программирует его мышление, поведение и образ жизни. Как правило, такое воздействие делает человека более внушаемым и управляемым и вполне может побудить его отказаться от своих прежних ценностей.

Методы информационного воздействия на противника применялись испокон веков, однако глобальные сети, окутавшие планету, позволяют сейчас вывести эту войну на более серьёзный уровень, охватывающий соперничество между целыми странами и народами.

На прошлой неделе представители молодёжи края собрались в «Точке кипения» Пушкинской библиотеки, чтобы обсудить тему информационной войны и борьбы с фейками. Дискуссионная площадка состоялась благодаря поддержке региональной Общественной палаты и прошла в рамках проекта «Невыученные уроки истории ХХ века». В качестве экспертов в мероприятии приняли участие сопредседатель регионального отделения «Культурного фронта», член Общественной палаты региона, директор Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина Елена Сивцова, директор ГТРК «Чита», член регионального отделения Народного фронта Игорь Кунгуров, старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ Эльвира Паламова, третий секретарь представительства МИД России в Чите Алексей Седунов и представитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Забайкальском крае Дмитрий Зотов.

Наши ценности — не по душе?

Как отметила Елена Сивцова, политическая элита стран Западной Европы и США достаточно давно прилагает колоссальные усилия, чтобы удержать мировое господство, а с развалом Советского Союза их усилиями стали активно продвигаться либеральные и, якобы, демократические ценности, оказывающие губительное влияние на наш менталитет:

— На этот счёт мы не должны питать никаких иллюзий — Россия для западных стран с давних времён считалась врагом, и информационная война против нас началась уже давно. Речь идёт не об обычных гражданах, а именно об элите, называемой ещё «золотым миллиардом». Давно стало понятно, что российские национальные духовно-нравственные ценности не совпадают с западно-европейскими представлениями о глобальном миропорядке. Их самый большой страх — это возрождение социалистических идей, модели которых сегодня придерживаются такие страны, как Китай, Северная Корея, Куба, опираясь на приоритеты общественных интересов над личными. Отсюда возникают попытки западных элит сдерживания России — сначала скрытого, а теперь — и явного, в том числе — методами искажения исторической роли нашей страны. В этом контексте самым опасным и сложным явлением становится именно информационная война, позволяющая переформатировать сознание людей. Это приобретает угрожающие масштабы, учитывая, что сегодня, по мнению некоторых экспертов, 80 % мирового информационного пространства находится под контролем США.

Благотворительность или?..

Арсенал средств ведения информационной войны очень широк, существуют специальные службы, занимающиеся подобного рода деятельностью, собирающие и анализирующую всевозможную информацию о «противнике». Один из её способов заключается в создании на территории стран, на которую нацелена атака, организаций, ассоциаций и различных фондов.

— Начиная с 90-х годов прошлого века в нашей стране под видом благотворительных фондов и некоммерческих организаций активно продвигались разного рода образовательные и просветительские проекты, ненавязчиво идеализирующие идеи, основанные на либеральных западных ценностях, где в качестве идеала преподносилась проамериканская либеральная модель общества. В результате сознание многих наших граждан в какой-то момент оказалось дезориентированным, а на смену советским идеям быстро пришли западно-европейские, рекламирующие потребительскую культуру и либеральные ценности. К сожалению, уже в те годы многие наши соотечественники «купились» на обман и с готовностью отказались от своих национальных корней, приняв западную идеологию, — говорит Елена Владимировна.

Наследовать чужое?

Фактором, способствующим этому, стала и массовая критика советской пропаганды, навязывавшаяся в те годы. Впасть в крайность и разом от всего отказаться нас заставила убеждённость в том, что пропаганда — это манипуляция сознанием людей, стало быть, это плохо. Тогда только ленивый не критиковал всем известные пропагандистские плакаты, транслировавшие ценности и порицавшие негативные стороны общественной и личной жизни в СССР. В итоге образовавшаяся пустота быстро заполнилась другой пропагандой — западной, поскольку исторические примеры подтверждают, что пропаганда, в том числе, национальных интересов, является одним из механизмов обеспечения стабильности и сплочённости общества и существует в любом полноценном государстве.

— Эти же подходы внутри своих государств используют и западные страны, на самом деле, ничего нового они не делают, — говорит Елена Сивцова. — Думать, что в СССР была пропаганда, а сейчас её нет, оказалось большой ошибкой. Возьмите, к примеру, навязчивую рекламу, демонстрирующую определённый образ жизни и поведенческие модели. Чем вам не пропаганда? Причём под прицелом западного информационного воздействия оказалась и продолжает оказываться прежде всего молодёжь. И сегодня эксперты говорят, что в нашей стране выросло уже два поколения детей, лишённых пропаганды ценностей нашей отечественной культуры, поколение, воспитанное на блокбастерах, комиксах и прочих вещах.

Кроме того, информационно-психологическое воздействие зачастую направлено на представителей интеллигенции, поскольку именно этот слой населения чаще всего играет основную роль в формировании мировоззрения основного населения той или иной страны.

Сегодня, конечно же, не отменяя лучших традиций западной культуры, мы должны научиться пропагандировать и защищать своё национальное кредо, иначе нам придётся исповедовать чужое. К сожалению, мы дошли до такой точки, что вынуждены буквально очищать от грязи своё национальное самосознание, возрождая чувство национальной гордости. Мы, наследники богатейшей русской культуры и потомки победителей, спасших в ХХ веке мир от фашизма, — резюмировала Елена Сивцова.

Желудок умнее мозга?

Арсенал методов информационной войны, оказывающих воздействие на нашу психику, постоянно расширяется, и одна из основных опасностей состоит в том, что человек, на которого, собственно говоря, и направлена эта атака, в большинстве случаев не осознаёт угрозу. Переформатирование сознания на нужный противнику лад происходит незаметно, как будто ластиком стирая в его сознании прежние представления и ценности. Манипуляторы человеческим сознанием при разработке своих методик прекрасно осознают, что одним из самых трудно искоренимых грехов является потребность передавать именно негативные новости. Опять же, цитируя Высоцкого: «А к хорошим слухам люди не привыкли, говорят: всё это выдумки и ложь…». Другими словами, очень трудно искоренить в некоторых людях грех осуждения, попросту — желание участвовать в сплетнях и скандалах. Потребность «искать в чужом глазу соринку», вместо того, чтобы заняться исправлением собственных недостатков, заставляет человека цепляться за каждый информационный повод, непременно снабдив его своей авторитетной оценкой. И неважно, из какого источника этот самый повод выужен, — услышали новость по телевизору или просто прочли в соцсетях. Конечно же, для людей очень важен процесс общения, однако никто не отменял при этом здравое критическое мышление, позволяющее регулировать степень доверия к тому или иному источнику информации.

Вот эта самая человеческая слабость и становится пищей ещё для одного «чудовища» информационной войны — фейков. «Фейк» (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение. Как справедливо отметил Игорь Кунгуров:

— Многие люди даже не задумываются над вопросом, как важно уметь отличать правду от фейков, а попросту говоря, — вранья. В наше время многие информационные источники, особенно при наличии в их новостях броского заголовка и отсутствии автора, становятся проводниками неверных сведений. Особенно это касается ставших в последнее время популярных комментариев под той или иной новостью, где зачастую люди попросту обливают друг друга помоями. Зачастую человек, по диагонали прочтя статью, с удовольствием погружается в просмотр комментариев, подписанных вымышленными именами. Ну, интересно это людям, просто природа человека такова. Не все понимают, что скептическое отношение к анонимке, а именно так можно назвать большинство комментариев, должно быть скептическим изначально. Уже не говоря о том, что далеко не каждая новость вообще достойна комментария. Люди, принимающие участие в таких делах, будут так делать до той поры, пока их не заставят представиться настоящим именем. Нередки случаи, когда имеющий место факт обрастает неимоверным количеством слухов благодаря всё тем же комментариям неизвестных лиц. Как говорится, возьмите толику правды и добавьте туда ведро лжи. Нужно помнить, что удостовериться в правдивости новости можно лишь в том случае, если вы прочли её в нескольких разных источниках либо взяли из официальных СМИ, которые несут на себе всю полноту ответственности за то, что они выдают в эфир или печать.

Конечно же, стратеги информационной войны не оставят своих попыток паразитировать на человеческих слабостях, добиваясь своих целей. При наличии такого огромного объёма информации, которая сыплется сегодня на наши головы из разных источников, на самом деле нелегко отличить ложь от правды. Когда-то по этому поводу, может быть, немного грубовато, но поразительно точно высказался Чингиз Айтматов в своей книге «И дольше века длится день»: «Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь». Комментарии, как говорится, излишни…

Все материалы рубрики «Трибуна «ЧО»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№16 (1760) // 19.04.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net