Главная / Авторы / Сергей Забелин / Актёры «первого призыва»
Актёры «первого призыва»
Забайкальскому краевому драматическому театру нынешней осенью исполнится восемьдесят лет.


Свой первый сезон он открыл 16 ноября 1939 года спектаклем по пьесе Николая Погодина «Аристократы» в постановке Евгения Белова. Приехавший в том году на гастроли в Читу Куйбышевский драматический театр имени 20-летия ВЛКСМ, бывший Самарский театр рабочей молодёжи (ТРАМ), был оставлен работать в столице Забайкалья и составил основу нового читинского театра. Этот рассказ — об актёрах «первого призыва».

«Место встречи изменить нельзя»
Разгром банды «Чёрная кошка» в культовом пятисерийном телефильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» начался с расследования убийства молодой женщины Ларисы Груздевой. Капитан Жеглов (Владимир Высоцкий) уверен, что преступление совершил её бывший муж (Сергей Юрский). В этом сомневается старший лейтенант Шарапов (Владимир Конкин).

По ложному следу сыщиков чуть было не пустил свидетель – сосед погибшей Фёдор Петрович Липатников, перепутавший время, когда видел подозреваемого на месте преступления: «Да что вы, товарищ Жеглов, мы люди тверёзые, а не какие-нибудь там шалопутные. Как говорится: чтобы нонче, да надысь перепутать, – нет».

Эпизодическую, но яркую и запоминающуюся роль полусонного-полупьяного товарища Липатникова исполнил Заслуженный артист РСФСР из Омского академического театра драмы Николай Ильич Слесарев – один из бывших читинских актёров «первого призыва».

О том, как Слесарев попал на эту роль, одесскому журналисту (сериал снимали на Одесской киностудии) Валентину Крапиве в своё время рассказала директор фильма «Место встречи изменить нельзя» Джемиля Керимовна Панибрат. Подбор актёров был подобен двенадцати кругам ада, который прошёл Данте. Говорухин был очень требовательным: «Что вы мне приводите ВГИКовских выпускников», – напускался он на ассистентов по актёрам.

Кинопробы проходили в Москве. А какие ещё выпускники могут работать в московских театрах?! Дело спасла директор фильма: увидела на столбе афишу, что в Москве начинает гастроли Омский театр драмы. «Уж если туда добрались выпускники ГИТИСов и ВГИКов, наше дело, и вправду, гиблое! – рассуждала Джемиля Керимовна. – По счастью, выпускники столичных богемных заведений, кажется, по сей день уверены, что Омск назван в честь единицы сопротивления ома и сопротивляются, как могут, чтобы не попасть по распределению в город, где физические законы написаны на лицах обывателей. Ясное дело, в Омском театре нашёлся актёр, способный воплотить образ «тверёзового» товарища Липатникова. Его не надо было даже гримировать, даже его личную майку менять. В ней он вышел к народу прямо из народа, а если точнее: народ делегировал его в фильм».

«Ах, Самара-городок…»
Николай Слесарев родился в Самаре 6 декабря 1912 года и лишился родителей в 1921-м, когда в Поволжье свирепствовал страшный голод. Ему удалось окончить школу и педагогический техникум. Юного учителя направили в деревню ликвидировать неграмотность. Вернувшись в Самару, Слесарев устроился рабочим на оборонное предприятие – завод имени Александра Масленникова, первого председателя Самарского горсовета, расстрелянного в 1919-м белогвардейцами. Кстати, в годы Великой Отечественной войны на этом заводе выпускали снаряды для знаменитых «Катюш» и другие боеприпасы.

В заводском клубе Николай приобщился к сцене и окончил театральную студию при Самарском Театре рабочей молодёжи (ТРАМ). Его возглавлял Пётр Павлович Васильев (1908-1992), будущий художественный руководитель нескольких известных творческих коллективов: Волковского театра в Ярославле, московских театров Сатиры, имени Ермоловой, имени Гоголя. Одним из однокурсников Слесарева был будущий Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, звезда Ленинградского Большого драматического театра Евгений Алексеевич Лебедев (1917–1997).

Скудная информация о Слесареве, по крупицам собранная в Интернете, не всегда соответствовала действительности. Например, всезнающая «Википедия» сообщала, что с 1936 года он служил в Челябинском театре юного зрителя и вместе с ним переехал в Читу. Между тем, Слесарев никогда в Челябинске не работал, к тому же официальный сайт Челябинского ТЮЗа свидетельствует: государственный театр юного зрителя в этом городе был открыт значительно позже – в октябре 1965 года.

По данным одного из сайтов, с 1936-го по 1941-й Слесарев служил в Куйбышевском ТЮЗе (с 1935 по 1991 годы Самара носила имя советского государственного и партийного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева). Однако этот театр не был передислоцирован в Читу – он прекратил своё существование с началом Великой Отечественной войны и обрёл второе рождение ровно через два года.

А Слесарев служил в другом театре. В том, который дал начало Читинскому областному драматическому – в Куйбышевском театре драмы имени 20-летия ВЛКСМ, выросшем из драматического кружка Куйбышевского завода им. Масленникова.

Из Читы – в Омск. Навсегда
С началом Великой Отечественной войны Николая Слесарева призвали в Красную Армию. Служил он в пехоте, воевал под Сталинградом, был тяжело ранен. Долго лежал в госпитале в Перми. После госпиталя был демобилизован по состоянию здоровья и в 1944-м вернулся в Читинский областной драматический театр. Наверное, тыловая Чита, далёкая от свиста пуль и разрывов снарядов, на первых порах казалась фронтовику Слесареву земным раем, несмотря на все трудности военного времени.

Готовя этот материал, я спросил у своей 94-летней мамы, которая в военные годы работала помощником режиссёра Читинского драмтеатра, не помнит ли она артиста Николая Ильича Слесарева. Мама не сразу поняла, о ком идёт речь. «Николай Ильич?.. Так это же Колька Слесарев! Прекрасно его знала! Худющий был мужик, но подруг предпочитал пухленьких. На лицо страшненький. В разговоре по-волжски окал, но на сцене это было незаметно. Очень был смешливым. В каком-то спектакле, по-моему, в «Лесе» Островского, играл слугу, выносил барину поднос с графином и рюмкой. Коллега скорчил ему смешную рожицу из-за кулис. Колька увидел, расхохотался, чуть не выронил поднос и убежал со сцены, не в силах побороть смех. Ты говоришь, он воевал, был тяжело ранен… Он никогда никому об этом не рассказывал».

В 1946 году игру Слесарева на читинской сцене увидела Лина Семёновна Самборская (1890–1955). С 1941-го по 1948-й она являлась художественным руководителем Омского областного драматического театра, к тому же была прекрасной актрисой, владевшей всеми жанрами – от водевиля до трагедии, и не менее замечательным режиссёром. Она оценила творческий потенциал Николая Ильича и предложила ему перейти в свой театр.

Талант Слесарева в полной мере раскрылся в этом крупнейшем и старейшем академическом театре Сибири, которому он отдал сорок лет жизни. Здесь он в 1968 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Его называли мастером эпизода. В его творчестве органично сочетались лиризм и юмор. Для него всегда был важен яркий внешний рисунок роли – грим, мимика, походка, а к созданию внешнего образа артист приходил через познание внутреннего, духовного состояния своего персонажа.

Одной из лучших работ Слесарева считался богатый мужик Пётр, которого отравила его молодая жена во «Власти тьмы» Льва Толстого. Этот спектакль, поставленный главным режиссёром Омского областного драматического театра Лазарем Марковичем Меерсоном, на конференции режиссёров Сибири и Урала был назван лучшим спектаклем 1956 года.

В числе творческих удач артиста – мудрый и язвительный Шут в шекспировском «Короле Лире», который откликается на всё происходящее то обличительной тирадой, то краткой эпиграммой; колоритный Вожак анархистов в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского; Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки для бедных, где происходит действие пьесы Максима Горького «На дне», и множество других запоминающихся образов.

74-летний Николай Ильич Слесарев ушёл из жизни 10 ноября 1986 года, до последнего дня оставаясь актёром Омского театра.

Он прошёл серьёзную школу
Единственную информацию о другом читинском актёре «первого призыва» – Натане Овсеевиче Ушакове – удалось найти на сайте Самарского театра юного зрителя.

Известно, что родился он в Минске 25 мая 1917 года и в семилетнем возрасте переехал в Самару, которая издавна славилась своими театральными традициями. Там учился в фабрично-заводской семилетке, а в 1934-м поступил в мастерские Самарского ТРАМа (Театра рабочей молодёжи) и в том же году был принят в основную труппу.

Большой школой для Ушакова и других выходцев из заводской самодеятельности стал приезд на свою родину в Самару в 1931 году известного актёра Николая Константиновича Симонова с группой молодых артистов Ленинградского академического театра драмы. Перед ними стояла сложная задача – поднять Самарский театр до столичного уровня. У некоторых из них, например, у Василия Васильевича Меркурьева – будущего Народного артиста СССР, занимался и Ушаков.

С группой самарских трамовцев ему довелось поучиться и на спецкурсах в ГИТИСе (тогда ЦЕТЕТИСе – Центральном техникуме театрального искусства) у известных актёров, режиссёров и педагогов Бориса Васильевича Щукина, Анны Алексеевны Орочко, Анатолия Иосифовича Горюнова. На сцене самарского ТРАМа сыграл Вожака («Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского), Татарина («На дне» Максима Горького), Цыгана («Аристократы» Николая Погодина), Чахоткина (водевиль «Лев Гурыч Синичкин» Дмитрия Ленского).

Вот с такой серьёзной профессиональной подготовкой в 1939-1941 годах Ушаков служил в труппе Читинского драматического театра, сформированного на основе Куйбышевского ТРАМа. Был занят во многих спектаклях. Призванный в армию, Натан Овсеевич участвовал в Великой Отечественной войне. После её окончания в Читу уже не вернулся и работал в Куйбышевском театре драмы в качестве актёра и помощника режиссёра. С 1949 года более полувека служил в Куйбышевском ТЮЗе (театре «СамАрт»), до 1977-го был актёром и заведующим труппой, затем – бутафором. Скончался он 2 апреля 2007 года, не дожив меньше двух месяцев до своего 90-летия.

Читинская «звезда» военных лет
В своей книге «Жить надо талантливо» моя мама, в годы войны работавшая, как уже было сказано, помощником режиссёра Читинского драмтеатра, писала: «Любимых актёров у зрителей было очень много. Вера Издеберская блистала в спектакле «Надежда Дурова», поставленном в январе 1942 года. В этой постановке по пьесе Константина Липскерова и Александра Кочеткова она играла героиню первой Отечественной войны».

Вера Алексеевна Издеберская родилась 30 октября 1914 года в городе Бугуруслан Самарской губернии и шестилетним ребёнком переехала в Самару. Окончив 9-летнюю школу, в 1930-м она поступила в местный индустриально-педагогический техникум и одновременно училась на курсах при Доме искусств, стала инспектором по художественной самодеятельности при Средневолжском краевом отделе народного образования. С 1932 года Вера работала в Самарском театре рабочей молодёжи и училась в театральной студии. В 1939-м вместе с этим театром была переведена в Читу, где в полной мере расцвела как актриса. За работу в Чите в военный период награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны Вера Издеберская продолжила кочевую жизнь, характерную для большинства актёров того, да и нынешнего времени. В 1945 году, получив предложение работать в Театре Советской Армии, она переехала из Читы в Одессу, в 1953-м – во Львов. Позже работала в Кишинёве, в Республиканском русском драматическом театре. В 1956-м перешла в Кировский областной драматический театр им. С.М. Кирова, где прослужила до выхода на пенсию.

За сорок лет своей работы в разных театрах Вера Алексеевна не только сыграла более ста крупных ролей, но и показала себя прекрасной актрисой второго плана. Кроме того, в Кирове она была хорошо известна и как театральный педагог. В 1960-е годы окончила семинар по сценической речи в Москве и затем читала лекции по культуре речи в институте повышения квалификации учителей, на факультете общественных профессий в Кировском педагогическом институте, вела занятия в культпросветучилище и училище искусств, помогала дикторам Кировского телевидения и радио, артистам кукольного театра.

Как много лет спустя вспоминала председатель Кировского отделения Союза театральных деятелей России Наталья Николаевна Исаева, глаза меняются, они начинают блестеть и радоваться жизни». «Вера Алексеевна Издеберская занималась речью, и почему-то выбрала меня, передав все свои книги – я тогда недоумевала – с рисунком массажа лица. Я это взяла, конечно, положила, но, видимо, это каким-то образом сыграло свою роль. Ко мне стали обращаться за помощью, и я постепенно начала преподавать всё больше и больше. Мне нравится помогать. Что такое научить человека говорить? Это немножко изменить его сознание. Когда это получается, у человека глаза меняются, они начинают блестеть и радоваться жизни».

Вера Алексеевна Издеберская ушла из жизни в 1997 году. В фондах Государственного архива социально-политической истории Кировской области хранится 620 её фотографий. В роли Турусиновой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Александра Островского. В роли Любови Яровой в спектакле по одноимённой пьесе Константина Тренёва. В роли Квашни в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького. В роли Киры Рейчел в спектакле «Заговор обречённых» по пьесе Николая Вирты. В роли пенсионерки Анны Петровны в спектакле «Десять суток за любовь» по пьесе Владимира Константинова и Бориса Рацера. И в десятках других ролей.

Фотографии передал в архив Игорь Викторович Потёмкин, её супруг и отличный фотограф, с которым они тридцать лет провели вместе и на сцене, и в жизни. Моложавый, крепкий и яркий артист, он, как вспоминали коллеги, «был человек очень благородный. Роскошная седина. Словом, по-ро-да! В разговорах она за него рассказывала. В ней стерженёк был такой – мужской».

Это была удивительная театральная пара, скромная, но уверенная в себе. Они любили жизнь, людей и театр, им – поклонялись в ответ.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"

 


Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№31 (1567) // 01.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net