«И была сеча жестокая …и казалось, что двинулось замёрзшее озеро… И возвратился князь Александр с победой славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями». …И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».
(Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век)
…Имя и победа князя и войска его не были забыты. Чрез века седые истории страны великой, спустя 696 лет от Рождества Христова произошло чудо рукотворное — встретили потомки Александра и воинов вновь и лицезрели с замиранием сердец битву на озере том с ворогом — рыцарями тевтонскими. Лицезрели силу могучую русскую и дух единый.
И были потомки плоть от плоти героев тех лет давних и готовы были также постоять за Русь-отечество… И год стоял тогда 1938…
…Сегодня мы продолжаем историю появления шедевра мирового кинематографа, картины советского киногения Сергея Эйзенштейна и сотоварищей о подвиге великого русского воина, его дружин, русского духа, силы и любви к отечеству — «Александр Невский».
…В феврале 1938 года окончательный вариант сценария Павла Павленко и Эйзенштейна был утверждён руководством «Мосфильма» и проект с новым рабочим названием «Александр Невский» запущен в производство. Пришло время отбирать актёров. Ещё задолго до этого, работая с историческими документами XIII века, режиссёр столкнулся с почти неразрешимой проблемой: как собственно выглядел Александр? Ни летописи, ни жития святых, к коим был причислен Невский, ни иконы не донесли сколь-нибудь вразумительного о внешнем облике князя. Пришлось Эйзенштейну обратиться к собственной интуиции и творческому воображению.
Образ великого полководца режиссёр увидел в 25-летнем Николае Черкасове. Молодой актёр кроме несомненного таланта имел замечательные физические данные: огромный рост — «паче иных человек», сильный низкий голос — «аки труба в народе». Древний летописец явно остался бы доволен таким выбором.
Далее с актёрами проблем уже не было. Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслая и Гаврило Олексича.
Магистром крестоносцев стал мхатовский гигант Владимир Ершов. Всех рыцарей Тевтонского ордена играли исключительно актёры немецкого (!) и прибалтийского (!) происхождения, отчего образ врага становился особо зримым и впечатляющим. Для большего колорита к съёмкам привлекли старого, времён немого кино, артиста Наума Рогожина с редкостной, удивительно зловещей внешностью — на роль католического монаха-органиста. Интересно, что сам музыкальный инструмент — портативный орган, который брали в свои походы набожные крестоносцы, был в точности скопирован по историческим документам «Хроники Ливонии» мосфильмовскими мастерами и даже работал!
Съёмки начались в июне. Несмотря на то, что Эйзенштейн ещё перед началом работы над фильмом заявил, что не ставит целью реконструкцию событий 1242 года, первые кадры были почти документальными. Группа выехала в Переславль-Залесский, тихий маленький городок на берегу Плещеева озера и приступила к съёмкам первой сцены «Рыбная ловля». В ней Невский ведёт диалог с татарскими баскаками из Орды. Именно в этих местах 700 лет назад стояли княжеские палаты великого полководца, а холм и вал городища сохранились и по сей день.
Самую главную, масштабную сцену фильма — «Ледовое побоище», которая занимает треть экранного времени, было решено снимать зимой на озере Ильмень, но случилось то, чего опасался режиссёр. «Картина должна быть готова к ноябрьским праздникам», — заявило руководство «Мосфильма». Эйзенштейна едва не хватил удар: на дворе лето, а нужны снег, лёд, мороз! Где же биться массовке в полторы тысячи человек?
Выручил второй режиссёр фильма Дмитрий Васильев, который предложил коллеге, казалось бы, несбыточное — самим создать зиму! Сказано — сделано. Огромный пыльный песчаный двор бывшей слободы Потылихи, ныне Мосфильмовской улицы, был покрыт асфальтом в считанные дни. Территория в 32 тысячи квадратных метров была затем посыпана мелом и залита тоннами жидкого стекла. Поверх этого, для характерного блеска, подсыпали нафталина, смешанного со всё тем же мелом… В одно прекрасное утро местные жители проснулись и увидели самую настоящую зиму в середине июня!
Льдины были сколочены декораторами из кусков специально окрашенной фанеры. «Роль» Чудского озера блестяще «исполнил» небольшой пруд неподалёку от «Мосфильма», в воды которого они и были спущены. И если этот роскошный, удивительно реальный, рукотворный «зимний» пейзаж не таял от летнего солнца, то об актёрах можно было сказать обратное.
В отличие от «ненастоящей» зимы, зимняя одежда: тулупы, шапки, рукавицы простых русских воинов были вполне реальными. Об ощущениях актёров-статистов можно легко догадаться. Ещё в менее комфортных условиях находилась «боевая элита»: рыцари, русские военачальники, облачённые в боевые латы. Нередко актёры получали довольно сильные ожоги, касаясь руками своих металлических доспехов. Шлемы так накалялись на солнце, что на лбу оставались красные полосы, как от ожога.
Грим буквально стекал от жары, и его приходилось подправлять каждые 10-15 минут.
Падающий снег, покрывающий латы рыцарей и кольчуги русских воинов, изображала обычная крупная соль. Попадая на тело, она моментально растворялась и разъедала кожу. Актёры геройски терпели совершенно невыносимые условия. Случались и тепловые удары, в связи с чем каждый день на съёмочной площадке дежурила машина «скорой помощи».
Факт о фильме. Съёмки сцены «Ледовое побоище» длились ежедневно, без выходных дней в течение двух месяцев!
Несмотря на талант, великолепные физические данные и желание сниматься во всех сценах фильма самому, у Невского-Черкасова всё же был дублёр. Держаться в седле актёр мог только на стоящем или медленно идущем коне. В батальных сценах, где требовались скачки и сражение с главным тевтонским рыцарем-магистром, выяснилось, что «князь» — никудышный наездник. А времени на обучение просто не было. Дублёра разыскали в массовке — им оказался молодой кавалерист, старший лейтенант Николай Бучилёв. Одетый в доспехи, маску и шлем, дублёр оказался по сложению и росту точной копией Черкасова. Зрители не догадываются о подмене и поныне.
В сцене поединка русского полководца с магистром Тевтонского ордена актёра Владимира Ершова также подменил «каскадёр» — офицер кавалерии Сурков (Великую Отечественную войну он закончил генералом танковых войск).
Во время съёмок поединка дублёры настолько вошли в образы, что позабыли о кинокамере. Невский-Бучилёв в азарте боя так хватил мечом по рогам безобразного шлема магистра, что «немец» Сурков кувырком полетел на «лёд», выкрикивая исконно русские ненормативные слова…
Случались и другие курьёзы. Как-то у Черкасова прихватило живот (с кем не бывает). По счастью, эпизод в тот день снимался неподалеку от студии. Режиссёр был вынужден остановить съёмки и спешно отправить туда Черкасова на машине. Прямо в костюме-кольчуге Невского. Подъехав к воротам «Мосфильма», Черкасов выскочил из машины и пулей влетел в проходную. «Пропуск!» — потребовал охранник. Но пропуск актёра остался в пиджаке в гримёрке. Никакие объяснения не помогали, охранник оказался на редкость упрямым и бдительным. Черкасов в отчаянии выхватил из ножен огромный меч и гаркнул изо всех сил: «Перед тобою князь Александр Невский! Дорогу, подлый кнехт, или мой меч — твоя голова с плеч!». Перепуганного охранника разыскали лишь через полчаса: он прятался в караульном помещении…
Съёмки «Александра Невского», самого масштабного исторического кинопроекта того времени, закончились в рекордно короткие, даже для Голливуда, сроки — четыре месяца! Закрытая премьера картины состоялась 7 ноября 1938 года в Большом театре, а на следующий день вышло распоряжение за подписью Сталина, чтобы фильм показали буквально в каждом кинозале страны.
Фильм вышел на экраны 1 декабря 1938 года. Критика на фильм была разной. Его называли «агиткой», «житием советского святого» и даже …«лошадиной оперой». Однако в целом и киноруководство, и зрители приняли картину с восторгом. Как и «Чапаева», смотреть «Александра Невского» шли целыми коллективами, со знамёнами и оркестрами.
Факт о фильме. В августе 1939 года вышло распоряжение: фильм с экранов снять — СССР подписал с Германией договор о ненападении. Возвратить киношедевр власти решили всего через пару лет, в грозном 1941-м.
Факт об авторе фильма. В этот же год Сергей Эйзенштейн стал лауреатом Сталинской премии I степени и, что совершенно беспрецедентно, ему было присвоено звание доктора искусствоведения без защиты диссертации.
P.S. Картина «Александр Невский» официально вошла в первую десятку лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№49 (1741) // 07.12.2022 г.
0 комментариев