Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Как будто в Туле побывал
Как будто в Туле побывал


Посетить знаменитый Тульский музей оружия мне довелось ещё в детстве, но я до сих пор помню это первое впечатление восторга, постигшее меня возле выставочных витрин с миниатюрными экспонатами. В память о моём дедушке, коренном туляке, родственники которого посвятили (и до сих пор посвящают) свою профессиональную деятельность Тульскому оружейному заводу, я настойчиво соблюдаю эту традицию — приехал в Тулу — сходи в музей оружия. Наверное, поэтому мне было особенно приятно встретиться с нашим земляком, которого по праву можно назвать читинским левшой — Александр Перфильев создаёт модели огнестрельного и холодного оружия в миниатюре.

Персональная выставка «Действующие миниатюрные модели огнестрельного и холодного оружия» мастера-коллекционера Александра Николаевича Перфильева работает в музее Дома офицеров Забайкальского края вот уже несколько недель, и, прочитав строки в Книге отзывов, вполне можно сделать вывод о том, насколько она популярна.

Вдохновила Тула

Природу не обманешь, и, несмотря на сегодняшний запрет в детских садах игрушек, имитирующих оружие, мальчишки во все времена «улетали» от всевозможных его моделей. Вот и юный житель села Мангут Кыринского района Саша Перфильев только и ждал случая, когда отец позволит ему взять в руки инструменты и заняться резьбой по дереву и металлу, чтобы изготовить очередной пистолет или автомат.

Отец был у меня очень мастеровой, — рассказывает Александр Николаевич, — и я, глядя на него, постепенно приобщался к этому ремеслу. В какой-то момент он выделил мне часть своего инструмента, сказав при этом: «Это — твоё». Так что я вволю экспериментировал с изготовлением столь необходимого любому мальчишке реквизита с самого детства. Более или менее профессиональные очертания моё увлечение начало приобретать после того, как я в 1979-м увидел экспонаты Тульского музея оружия, будучи студентом Московского педуниверситета.

Это сейчас, во времена обилия коммерческих услуг и предложений, в любом культурном учреждении без труда можно приобрести разного рода буклеты и книжки, а в советские времена с этим было трудновато.

— Я, вдохновлённый идеей взяться за дело, неимоверными усилиями добился того, что сотрудник Тульского музея оружия продала мне, почти подпольно, экземпляр журнала с изображением музейных экспонатов. Я тут же начал пробовать сделать нечто подобное и настолько увлёкся этим, что уже более сорока лет остановиться не могу, — смеётся мой собеседник.

Не хватает миниполигона для стрельбы

Выставки корифея миниатюрного оружейного мастерства уже на протяжении многих лет проходят в Чите. Экспонаты, изготовленные руками Александра Перфильева, побывали и в регионах Сибири и Дальнего Востока, и в московском музее на Поклонной Горе. Слава о нашем земляке долетела бы и за рубеж, не приключись эта злосчастная ковидная эпидемия.

Первыми экспонатами его коллекции стали миниатюрный маузер и винтовка Мосина, а все его модели — в полной мере действующие механизмы, выполненные рукой мастера на основании устройства реально существующего оружия. Оно вполне себе настоящее — можно передёрнуть затвор, патрон из магазина поднимается и заходит в ствол. Можно даже снять предохранитель и нажать на курок, только выстрела не последует, потому что патроны всё же не настоящие. Да, есть и боёк, и ударник, но нет такого маленького полигона для стрельбы, который позволял бы потом обнаружить все участвующие в этом процессе миниатюрные детали.

Иные детали настолько крошечные, что, уронив их на пол, можно навсегда попрощаться с надеждой их найти, даже с помощью магнита, — сетует Александр. — Представьте себе пистолет Макарова, уменьшенный в пять раз.

«Я куплю всю выставку»

По словам мастера, и эта проблема решаема, но дело заключается в неимоверно высокой стоимости «патрончиков» . Увлечённые этим занятием люди готовы заплатить до ста долларов за штуку.

При разговоре об этом Александр скромно улыбается:

— Какой уж там бизнес, это просто моё увлечение. Забавная ситуация возникла некогда и в нашем Забайкальском выставочном салоне, директор которого, Александр Леснянский, периодически предоставляет мне площадь для моих выставок. Тогда гость из КНР заявил о том, что готов выкупить все выставочные экспонаты и, услышав, что они не продаются, ещё долго высказывал претензии заведующей отделом салона.

Конечно же, можно понять душу и чаяния мастера, тратящего на изготовление каждого экспоната минимум полгода и вкладывающего в эти крошечные изделия всю свою душу:

— Мои модели уменьшены ровно в пять раз, и этот вариант копии настоящего оружия является одним из самых сложных, поскольку некоторые детали настолько тонкие, что приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы их изготовить. Иногда приходится допускать вынужденные отклонения, к примеру, когда вытачиваешь магазин у автомата Калашникова, у которого в реальном размере стенка толщиной в один миллиметр. Если я её уменьшу в пять раз, что там останется? Радует, когда специалисты в этой области дают свою оценку моей работе. Помнится, я отправлял в Москву свой пулемёт Максим и мне задали вопрос: «А у вас и маслёнки есть в рукоятке оружия?». Я тогда ответил известной цитатой о том, что «Пулемёт любит ласку, чистоту и смазку».

Сами с руками

Говорить о том, что у Александра Перфильева руки золотые, излишне. Однако для такого рода тонкой и сложной работы требуется и определённое оборудование. С истинно забайкальской скромностью Александр Николаевич сетует на то, что ему порой не хватает станочного оборудования.

— Я долгое время трудился на мебельной фабрике «Ант», где была возможность поработать в цехе и, благодаря её директору, организовывать свои выставки. Многие штамповочные детали я изготавливал и в старательской артели «Даурия». Дома ведь, как говорится, на коленке, многого не сделаешь, хотя и по специальности я инженер-механик. Что касается информации об устройстве того или иного вида оружия, то сейчас она стала гораздо доступнее. Помнится, в советские времена я выискивал эти факты в журналах «Техника молодёжи», где была рубрика, посвящённая оружию, в которой можно было найти разные его модели в разрезе, да ещё и с указанием масштаба. Это сейчас интернет в помощь любому человеку, а раньше приходилось это всё собирать буквально по крупицам. Фотографировать и то не в каждом музее позволяли, уже не говоря о том, чтобы изучить оружие в разобранном виде. Однажды мне улыбнулась удача — удалось сфотографировать во Владивостоке немецкий пистолет-пулемет МП-40, причём в разрезе. Как гласит история, когда местные моряки отправлялись воевать с фашистами, они разрезали этот образец оружия, состоящего на вооружении вермахта, и отправили следующее сообщение: «Советские моряки, изучайте немецкую трофейную часть, чтобы знать, с кем вы будете воевать и как пользоваться немецким автоматом», — рассказывает Александр.

Не только в Туле

Неудивительно, что, благодаря своему увлечению, мастер-оружейник посетил не один музей оружия, жадно впитывая особенности экспонатов, размещённых под недоступным посетителям стеклом.

Радуясь тому, что журналисты, хоть изредка, но всё-таки могут воспользоваться своим «служебным положением», я подержала в руках модели (правильно выразиться — модельки) образцов оружия, надёжно спрятанного за стёклами выставочных витрин музея Дома офицеров. Удивительные и ни с чем не сравнимые тактильные ощущения — металл, дерево, из которого изготовлен приклад, долгое время не позволяли выпустить из рук миниатюрные экспонаты, заставляя вглядываться в их мельчайшие детали. Честно скажу, что в этот момент мне от души было жалко мальчишек, гостей музея, всеми фибрами своей души желающих подержать это чудо в руках и не имеющих этой возможности.

Показывая модели пистолета-пулемёта системы Шпагина и его американского собрата «Томпсон», Александр Николаевич с увлечением описывает преимущества и недостатки обеих моделей.

— Жаль, что на курок сейчас нажать нечем, — продолжает он, и я понимаю, что это можно сделать лишь каким-то мелким предметом, вроде иглы. — Это ещё и зрение хорошее нужно иметь, чтобы увидеть. Когда-то мама купила мне очки, где на дужке было выгравировано моё имя. Помнится, я тогда сильно усомнился в необходимости такого подарка, на что мне последовал ответ: «Придёт время, и они тебе понадобятся».

Моё воображение, рисующее некие диковинные станки, на которых можно изготовить подобные миниатюрные изделия, осталось обманутым — Александр ваяет всё это чудо при помощи подручных средств. Как тут не вспомнишь знаменитого тульского левшу, давно ставшего символом таланта, трудолюбия и упорства нашего народа. Недаром в своё время директор Забайкальского художественного салона Александр Леснянский назвал Перфильева читинским левшой.

Сейчас, конечно, проще стало с поиском необходимых инструментов, за которыми я, сколько себя помню, постоянно охотился, — говорит он. — В советские годы в Москве миллиметровое сверло стоило три. Сегодня разнообразие инструментов позволяет делать подобное более быстро и качественно. Парадокс в том, что, когда я начинал и у меня было огромное желание этим заниматься, было мало возможностей. А теперь наоборот.

Вижу, что лукавит. В глазах мастера искрится такой задорный мальчишеский огонёк, что нисколько не сомневаешься в том, что, благодаря мастеру-оружейнику Перфильеву, новые шедевры миниатюрного оружия можно будет увидеть не только в Туле, но и в нашем родном Забайкалье.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Екатерина Скороход
Фото автора и из архива
Александра Перфильева
«Читинское обозрение»
№25 (1769) // 21.06.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net