— А почему в вашей рубрике «Наши-театральные» вы не пишете про Алексея Заинчковского? — поступают звонки нам в редакцию. Как всегда, прислушиваясь к мнению наших читателей, представляем вам — актёр Забайкальского краевого драматического театра, заслуженный артист России Алексей Заинчковский.
Наверное, из него получился бы безупречный и колоритный капитан дальнего плавания, а именно в этой профессии видел себя юный Алексей Заинчковский. Однако судьба распорядилась иначе, и многочисленные поклонники искусства Мельпомены должны быть ей безусловно благодарны за то, что она подарила Забайкальскому драматическому театру такого замечательного актёра.
Сценой Алексей увлёкся в детстве, когда в бывший посёлок Октябрьский Краснокаменского района приехал Владимир Георгиевич Агафонов, организовавший там при местном клубе молодёжно-массовый театр. Лёша относился к этому очень серьёзно и был одним из немногих подростков, которым режиссёр доверял играть во взрослых спектаклях. Однако, несмотря на то, что театральное искусство по-настоящему увлекало мальчишку и он посещал театральные занятия вплоть до окончания школы, связать свою жизнь со сценой он не планировал.
— Я всегда воспринимал игру на сцене в качестве хобби, тем более, как и все школьники той поры, время от времени посещал разного рода кружки и секции — и дзюдо, и бокс, и шахматы. Был в моём детстве даже геологический кружок, что неудивительно, поскольку и посёлок Первомайский, в котором я родился, и Октябрьский — места, связанные с горным производством. Там добывали уран, кругом были рудники, и, пока нормальные дети купались на морях, мы с радостью плескались в местной речушке, текущей с отвалов, в которых мыли породу, — смеётся он.
После окончания школы Заинчковский едет в Ленинградское высшее инженерное мореходное училище имени адмирала Степана Макарова с твёрдым решением поступить на судоводительский факультет. Не секрет, что для того, чтобы стать курсантом военного училища, нужно иметь идеальное здоровье. У приёмной комиссии возникли некоторые вопросы к абитуриенту по этому поводу, поэтому поступить на судоводительский не получилось, а от факультета океанографии Алексей отказался, решил вернуться в родной посёлок и пойти в армию. Когда и эти планы Заинчковского не осуществились, он сначала было растерялся, но потом решил прислушаться к совету старшего товарища — руководителя театральной студии Владимира Агафонова. Несомненно, он уже тогда видел в этом высоком парне с горящими глазами нешуточный творческий потенциал. Владимир Георгиевич даже вызвался сопровождать Алексея, и они вместе поехали в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Однако и там целеустремлённого парня ждало разочарование, что, впрочем, и неудивительно, учитывая дикий конкурс в театральные вузы, существовавший во все времена.
— Я вообще долго не мог соотнести себя с актёрской профессией, — рассказывает Алексей. — Понятно, это люди со специальным образованием, некие небожители, не сходящие с экранов телевизоров. Где они и где я? Видимо, проникшись ко мне, члены приёмной комиссии спросили, откуда я родом. Потом они долго соображали, где находится эта самая Читинская область и, наконец, дали мне совет попробовать поступить в Иркутское театральное училище, славящееся своей профессиональной школой. Я, недолго думая, рванул в Иркутск, не догадываясь, что к этому моменту в училище уже почти закончились все вступительные экзамены. Однако, к моему счастью, я попал в поле зрения директора учебного заведения и Валентины Александровны Дуловой, впоследствии — руководителя моего курса, которые без раздумий приняли решение взять меня к себе в студенты. Когда я, остриженный почти наголо, поскольку готовился пойти в армию, пришёл писать сочинение, которое являлось заключительным этапом вступительных экзаменов, мои будущие однокурсники сначала подумали, что я блатной.
Когда в 1992-м выпускник Иркутского училища культуры Алексей Заинчковский ставил свой дипломный спектакль, в учебное заведение, согласно существовавшей в те времена практике, приехали представители театров из разных регионов страны, чтобы отобрать для своих трупп молодых актёров. Молодого и талантливого юношу пригласили тогда в казахстанский Костонай, Хабаровск, Рязань и Оренбург.
— Почему-то из всего, что я услышал, мне понравился Оренбург, вызвав ассоциации со знаменитым пуховым платком, — смеётся он. — Через месяц я был уже там, готовый к творческим подвигам. Однако это был конец сезона, и я почти нигде не был занят. Многие мои сокурсники после окончания Иркутского театрального училища поехали поступать в Москву, и я тоже решил рискнуть. Не пройдя по конкурсу, я на какое-то время остался в столице нашей Родины, и однажды на «Мосфильме», где снимался в массовке, я познакомился с молодым человеком, предложившим мне поехать с ним за компанию в Ленинград, чтобы попробовать поступить там. В городе на Неве меня ждала удача — я прошёл по конкурсу сразу к нескольким педагогам, но выбрал курс Ирины Борисовны Малочевской, поскольку там была режиссёрская школа Георгия Товстоногова. Первые полгода я скрывал, что у меня за плечами уже есть актёрское образование, наученный горьким опытом в Москве. Дело в том, что в столичных вузах предвзято относятся к таким студентам, видимо, считая, что легче научить, чем переучить. И действительно, когда я признался в этом, учиться мне стало гораздо сложнее.
Окончив первый курс, Алексей приехал в родные края на каникулы — встречи с друзьями, разговоры о жизни. Одним из веяний непростых девяностых было то, что многие начали заниматься бизнесом, хоть как-то пытаясь заработать на жизнь.
— Мне двадцать три — ветер в голове, — вспоминает мой собеседник. — Товарищи наперебой убеждали меня в том, что актёрской профессией на достойную жизнь не заработаешь, и я, бросив учёбу, тоже решаю податься в бизнес. Только через пару лет я понял, что у меня нет к этому никакого призвания, и, по совету своей тёти, всё-таки подался в театр. К Николаю Алексеевичу Березину. Тот, будучи наслышан о сильной Иркутской театральной школе, взял меня в труппу даже без прослушивания. И вот я здесь уже двадцать шестой сезон…
Когда актёр рассказывает о работе под руководством знаменитого Николая Березина, в глазах его загорается огонёк:
— Я безумно рад, что мне довелось пятнадцать сезонов отработать под руководством Николая Алексеевича. Он очень многое мне дал. Этот худрук от Бога буквально вёл по жизни каждого актёра, отслеживая его творческий путь и давая возможность роста. Он тщательно подбирал для каждого ту или иную роль, что-то давал сыграть, что-то — нет. Для него действительно был важен каждый артист, а не просто результат в виде поставленного спектакля. Ведь, как это зачастую бывает в случае с приезжими режиссёрами, которым актёр не важен сам по себе, они и сломать его могут ради того, чтобы поставить спектакль. Ну, а дальше им ничего не интересно. А у нас всё было по-настоящему, так, как и должно быть в театре. Конечно, этот практически непрерывный творческий процесс под названием «служение театру» требует определённой степени самоотречения, это даже сложно назвать работой. Ты просто с утра до вечера погружаешься в эту атмосферу, проводишь здесь почти всё своё время. Нет, это немного не то, что характеризует работу столичных актёров, которым приходится бегать от проекта к проекту, каждый день что-то доказывая. Как говорится, волка ноги кормят. В итоге это неизбежно крадёт какую-то часть от творческого процесса. К сожалению или к счастью, у нас такой возможности нет, зато мы можем спокойно заниматься творчеством, не доказывая каждый день, что ты что-то из себя представляешь. Многие мои однокурсники и вовсе уже не имеют никакого отношения к театру, считая это дело неприбыльным. Тем же, кто остался там, в силу определённых причин, не сыграть и десятую часть ролей, которые мне довелось сыграли здесь почти за двадцать шесть сезонов. И, надеюсь, продолжение следует…
По словам Алексея, он по-своему любит все роли, которые ему пришлось когда-то сыграть, и находящиеся в его репертуаре сегодня:
— Все они мне по-своему дороги. Другой вопрос, что каждая из ролей связана с каким-то определённым этапом моей жизни и вызывает во мне некие ассоциации — как приятные, так и не очень. В начале моей карьеры мне казалось, что я больше актёр комедийного плана. Но в какой-то момент пошли роли драматические, и сейчас сложно сказать, что мне больше по душе.
Какая бы ни была роль, игра Заинчковкого неизбежно, как говорят, «цепляет» зрителя. Несомненный талант, способность почти гипнотически воздействовать на зал, та скрупулёзность, с которой он подходит к любой роли, делают своё дело, и зритель никогда не остаётся равнодушным к игре актёра.
На столике в его гримёрке лежит сценарий «Дориана Грея», завтрашнего спектакля, в котором Алексей играет самого Оскара Уайльда. Потрясающий по своей силе спектакль, премьера которого состоялась ещё в 2008 году, традиционно собирает полные залы. На папочке с бумагами лежат аккуратно свёрнутые красные перчатки — знаменитая составляющая костюма героя.
— Сегодня возьму домой постирать, — словно улавливая мой немой вопрос, говорит Алексей. — Есть вещи из реквизита, которые я всегда лично готовлю. Естественно, всё это происходит благодаря нашим цехам, и реквизиторы раскладывают всё именно так, как оно должно лежать. Однако я всегда стараюсь проверить реквизит сам, ведь в этом моменте есть некий ритуал присвоения, замешанный, в том числе, и на тактильных ощущениях, который позволяет тебе не играть, а проживать на сцене жизнь героя. Вот ты открываешь дипломат из «Игроков» — там всё заряжено: колода карт, четыре пачки денег. Ты берёшь всё это в руки, делишься с вещами своей энергетикой и складываешь обратно. Теперь можно прожить на сцене жизнь того человека, в которого ты перевоплощаешься.
Заинчковский убеждён в том, что к любому актёру признание приходит лишь тогда, когда он в состоянии так перевоплотиться на сцене, чтоб действительно стать уже каким-то другим человеком. Это та вершина, где не звучит слово «сыграл», с тобой действительно что-то случилось в этот короткий или длинный промежуток времени, ты вышел и прожил целую жизнь. Как признаётся сам актёр, порой из этого «момента проживания» очень сложно выходить:
— Есть такие спектакли, в которые погружаешься настолько, что выход оттуда бывает непростым. Помнится, после «Утиной охоты», когда Николай Алексеевич поставил меня вместо себя на роль Зилова, я полчаса сидел в театральной курилке, и только потом начинал что-то делать. Этим моментом мне и интересен больше театр, чем кино, где можно вразнобой снимать разные эпизоды — можно и финал сначала. А спектакль надо прожить…
Очевидно, что профессия актёра не предполагает строго регламентированного рабочего времени и, тем более, того, что называется «оставить все проблемы на работе». Настоящий актёр действительно живёт театром, ведь этот непрерывный творческий процесс и даёт ту самую душевную гармонию и желание творить. Ещё одной неотъемлемой составляющей актёрской профессии является публичность и готовность быть узнаваемым поклонниками в любых ситуациях.
— Не скрою, меня радует внимание со стороны зрителя. Но порой это бывает немного неожиданно — приходилось и автографы на чеках в магазине давать, и принимать цветы от поклонниц прямо возле своего подъезда, и даже в другом городе встречать знающих меня земляков-зрителей, — улыбается он.
Алексей может вспомнить немало подобных историй:
— Помнится, во время гастролей в Краснодар нам с Алексеем Тебеньковым удалось ненадолго вырваться в Сочи. Каково же было наше удивление, когда в этом далёком от Читы городе к нам подходят четверо совершенно незнакомых людей и просят сделать с ними общее фото. Видимо, прочитав недоверие в наших глазах, они засмеялись: «Понимаете, мы сами из Читы. Просто не ожидали здесь увидеть наших актёров!». Надо отдать должное моей супруге Татьяне, которая является у нас помощником художественного руководителя, что она всегда относится к этому с пониманием.
В прошлом году супруги отметили серебряную свадьбу, они с любовью воспитали двоих детей, которые сейчас оба живут в Санкт-Петербурге. Старший, Илья, самостоятельно организовывает выставки, а также водит экскурсионные группы в Петропавловской крепости и на Дворцовой площади. Борис — талантливый инженер-строитель. Алексей Заинчковский часто бывает в Питере и признаётся, что очень любит этот город.
Любит он и Читу, и свою семью, и родной театр, и, конечно же, дело, которому посвящает жизнь, в полной мере понимая этот «актёрский кайф» перевоплощения в другого человека и радость общения со зрителем.
Вот такой он, Алексей Заинчковский. Как и любой другой актёр, вращающийся в публичном пространстве и, в то же время, погружённый в свой собственный мир. Мир, в котором слово «сыграть» звучит лишь формально. Ведь на сцене можно только жить…
Все материалы рубрики «Наши-театральные»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№4 (1748) // 25.01.2023 г.
Прекрасная статья про Алексея Владимировича. Но вопрос такой, А почему только про артистов драм театра, есть не менее замечательные артисты театра…
Читать ещё ↓
Прекрасная статья про Алексея Владимировича. Но вопрос такой, А почему только про артистов драм театра, есть не менее замечательные артисты театра кукол. Почему про них нет статей в вашей рубрики, я думаю, что это не честно.
Примем во внимание, постараемся написать в ближайшее время.