Главная / Темы / Алексей Маресьев: давший нам крылья
Алексей Маресьев: давший нам крылья
К 100-летию со дня рождения лётчика-героя, «настоящего человека», определившего судьбу сотен мальчишек


«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого я читал неоднократно, одноимённый фильм смотрел не раз. Но всё же представить не мог, что через десятки лет буду ходить по улицам того же города, где ходил Маресьев, взлетать и садиться на аэродроме, на котором он делал первые самостоятельные шаги в небе. Город этот – Чита, аэродром – Черёмушки. 

Родился Алексей Петрович 20 мая 1916 года в Камышине Волгоградской области в семье рабочего. После школы сразу же поступил в фабрично-заводское училище и выучился на слесаря. Профессия в то время уважаемая, востребованная, однако он, как и все мальчишки, мечтал об авиации, а потому решил поступать в Московский авиационный институт. Первая попытка оказалась неудачной: для учёбы требовалось крепкое здоровье, да и стране нужны были рабочие руки на многочисленных комсомольских стройках. 

На такую стройку в 1932 г. приехал Алексей на Дальний Восток, где в тайге поднимался Комсомольск-на-Амуре. Валил лес с товарищами, строил первые бараки, а потом и целые кварталы. Днём строили город, а по вечерам – свой аэроклуб. И построили. Два самолёта У-2, переданные клубу из какой-то организации, были уже изношенные, ремонтированные не раз, но – летали. 12 июня 1937 г. в газете «Амурский ударник», посвящённой празднованию пятилетия Комсомольска, было напечатано, что в праздничный день в небе над городом выполнили свои первые учебно-вывозные полёты учлёты аэроклуба Алексей Маресьев и Пётр Шемандюк.

Закончить аэроклуб не удалось – осенью Алексея призвали в Красную Армию. Повезло: служить направили в 12-й авиационный погранотряд, базирующийся на острове Сахалин. Должность у Алексея была самая скромная – механик самолёта Р-5, но относился он к своим обязанностям со старанием. Командир отряда сразу же заметил неподдельный интерес паренька к авиатехнике. А когда узнал, что механик до призыва учился в аэроклубе и уже летал с инструктором на У-2, то иногда стал брать его с собой в полёт. 

Наступали тревожные времена. Японская оккупация Маньчжурии, события в районе озера Хасан… В разведсводках высоких военных штабов уже начинало появляться загадочное слово Халхин-Гол. Советское руководство знало о военных приготовлениях Японии и принимало меры для противодействия, в том числе по формированию военных учебных заведений в Сибири и Забайкалье для подготовки авиационных специалистов.

В мае 1931 г. была создана Иркутская военная школа авиамехаников. Первый выпуск школы в количестве 97 авиатехников состоялся в октябре 1932 г. В 1937 г. в Толмачёво открылось Новосибирское авиационное училище по подготовке лётчиков-истребителей. 19 августа 1938 г. на базе аэродрома Чита-1 начинается формирование 30-й школы пилотов-истребителей. В это же время в Улан-Удэ формировалась 27-я лётная школа по подготовке лётчиков бомбардировочной авиации. Из-за отсутствия подходящих условий школа была переведена в Читу. 

Это стало для забайкальской молодёжи настоящим событием. В 30-е годы увлечение самолётами было массовым. Однако отбор в школу пилотов был строгим. Предпочтение отдавалось тем, кто окончил аэроклуб или хотя бы прошёл курс наземной подготовки. В числе первых курсантов таковых оказалось немало. Однако поступить в 30-ю школу пилотов в год её открытия посчастливилось не только забайкальцам, но и иногородним ребятам. Среди них был Алексей Маресьев.

Набор закончен, на воротничках гимнастёрок – голубые петлицы. Курсантов распределили по отрядам, звеньям и лётным группам. Старшиной первого звена был назначен Маресьев. Начались курсантские будни: ранний подъём, зарядка, завтрак, занятия в классе. Курсанты осваивали теорию воздушной стрельбы и теорию полёта, навигацию и метеорологию, авиационную технику и авиамедицину.

Однажды после полуночи раздалась команда дежурного: «Подъём! Боевая тревога!». Нельзя сказать, что подобная команда была для курсантов неожиданностью, они знали, что время тревожное, что участились случаи нарушения советской границы со стороны японских самураев, и хотя граница была не рядом с Читой, но всё же не так уж и далеко – всего один перелёт истребителя. Ребята чувствовали себя чуть ли не основными защитниками Отечества на восточных рубежах. 

На этот раз их участие в защите Родины не потребовалось. Предстояло совершить 35-километровый переход. Кто-то из курсантов усомнился в целесообразности подобных походов для будущих лётчиков. На эту мысль старшина первого звена Маресьев ответил, что не только на самолёте лётчик должен быть готов к боевым действиям. В воздушном бою любой может быть сбит над территорией противника. Тогда и помогут навыки из учебных походов…

С наступлением первых весенних дней начались учебные полёты. Аэродром наполнился мощным хором двигателей. Летали много и неутомимо. Некоторые инструкторы, обучая курсантов, выполняли по 60-70 посадок в день: время и обстановка диктовали свои условия. 

С каждым полётом и с каждым днём росло лётное умение. Маресьев считался одним из лучших. Наконец, подошло время самостоятельных полётов. Но планы нарушили события на Халхин-Голе. На аэродроме школы пилотов разместилась боевая авиация. Учебные полёты прекратились. Тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 с рёвом поднимались в воздух, медленно набирали высоту и уходили на восток. Отбомбившись по японским позициям, на обратном пути садились на прифронтовые площадки, забирали раненых и возвращались в Читу. 

Вся тяжесть погрузки и разгрузки огромных самолётов легла на плечи курсантов. С утра до вечера они носили ящики с медикаментами, катали бомбы, помогали переносить раненых. А инструкторы несли боевое дежурство на истребителях, готовых к взлёту в случае появления японских бомбардировщиков. 

Однажды на аэродроме для дозаправки приземлились три транспортных самолёта, на которых в район Халхин-Гола летела группа лётчиков-истребителей, – по слухам, в район боевых действий прибыли опытнейшие пилоты, которые сражались в Испании. Курсантам очень хотелось встретиться с героями неба. И однажды в казарму в сопровождении комиссара пришёл незнакомый лётчик. Прямой взгляд, спокойный голос. Фамилию его курсантам не назвали, звание тоже определить было невозможно, поскольку ни петлиц, ни знаков различия на гимнастёрке не было. Гость сел за стол и начал разговор с блестящей характеристики самолёту И-16, на котором он летал в Испании и на котором предстояло летать курсантам. Беседа затянулась. Гость пожелал курсантам успехов в освоении лётного мастерства, а курсанты ему – побед в воздушных боях с японцами. Маресьев и все курсанты с восхищением смотрели на пилота, ловили каждое его слово…

Осенью 1939-го события на Халхин-Голе закончились. Курсанты разбирали учебные самолёты, запаковывали их в ящики и готовили к отправке по железной дороге – обе читинские лётные школы готовились к переезду: эпицентр военной угрозы обозначился на западе. В преддорожной суете из газет курсанты узнали, что с ними беседовал Сергей Иванович Грицевец, ставший в боях с японцами первым в стране дважды Героем Советского Союза.

В октябре 39-го 30-я школа разместилась на базе расформированной Батайской Краснознамённой школы гражданского воздушного флота имени Баранова. 28 декабря 1939 г. Читинская школа была переименована в Батайскую школу пилотов имени А.К. Серова. В июне 1940 г. состоялся её первый выпуск курсантов. Страна получила 542 лётчика-истребителя, которые начинали учиться ещё в Чите. В числе выпускников был и Алексей Петрович Маресьев. Командование школы предложило ему остаться инструктором.

С первых же дней войны Алексей стремился на фронт. 23 августа 1941 г. он впервые встретился в небе с врагом, когда в составе звена вылетел в район Кривого Рога. Летал он уже на новом фронтовом истребителе Як-1, который освоил легко и быстро. Свой первый немецкий самолёт «Юнкерс-52» Алексей сбил спустя пять месяцев. За первые три месяца 1942 года довёл личный счёт сбитых самолётов до четырёх.

Вскоре он сражался с фашистами в районе Новгорода. Здесь, над Демянским плацдармом, начался его путь к всемирной славе. 4 апреля 1942 г. самолёт Маресьева был подбит в воздушном бою. На повреждённом самолёте с остановившимся мотором далеко не улетишь. Алексей стал планировать к земле, высматривая подходящее место для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса заметил белый, свободный от деревьев, островок и решил садиться туда. Самолёт снижался непривычно быстро. Алексей, скорее по привычке, чем осознанно, выпустил шасси чуть раньше, чем следовало, и это оказалось роковой ошибкой. До поляны самолёт не дотянул. Зацепившись лыжами за деревья, он рухнул в лес. Много лет спустя, на встречах с журналистами Алексей Петрович с сожалением говорил: «Ну зачем я выпустил шасси?».

18 суток тяжело раненый лётчик с перебитыми ногами ползком пробирался из вражеского тыла к линии фронта. К своим попал только 22 апреля. А потом – госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах и неумолимое заключение медицинской комиссии: к лётной службе негоден. Но Алексей не смирился. Остальное вы знаете. Та же медицинская комиссия всё же допустила его к тренировочным полётам сначала на учебном самолёте. А в июне 1943 г. старший лейтенант Маресьев прибыл в 63-й истребительный авиационный полк на Брянский фронт. Счёт сбитых вражеских самолётов дошёл до 11.

В августе 1943 г. Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В отставку Алексей Петрович вышел в 1946 г. В 1952 г. окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории. В сентябре 1956 г. назначен ответственным секретарём, а в 1983 г. – первым заместителем председателя советского комитета ветеранов войны. Умер 18 мая 2001 г. в Москве.

Забайкальцы не забыли о том, что человек-легенда, прославленный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев первые самостоятельные шаги в небе делал с читинского аэродрома. По инициативе ветеранов ВВС Забайкалья в ноябре 2006 г. памятный знак был установлен на улице Авиационной при въезде на военный аэродром Черёмушки. 

А Читинская, вернее теперь уже Батайская, лётная школа активно продолжала свою деятельность. С 1998 г. это Краснодарский военный авиационный институт – единственный головной вуз Военно-Воздушных Сил России, готовящий военных лётчиков. В 2004 г. институт переименован в Краснодарское высшее военное училище лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Как бы он ни назывался, для нас главное, что это высшее военное учебное заведение корнями уходит в Читу.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Борис Родиков, 
ветеран ВВС Забайкалья

«Читинское обозрение»
№20 (1400) // 18.05.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net