Её фамилия словно создана для того, чтобы украшать обложки детских книжек, а непосредственность и лёгкость в общении не создают диссонанса между внешностью и родом занятий. Ей точно под силу найти общий язык с маленьким читателем и через своё произведение поговорить с ним на равных. Всё это об Алле Озорниной.
Лауреат многочисленных литературных премий, детский писатель, чьи книги издаются довольно солидными тиражами, человек, имеющий немалый вес в писательской среде — нет, вовсе не это делает книги Аллы Озорниной популярными среди юных читателей. Детям нет никакого дела до статуса и званий человека, написавшего ту или иную книгу, и они, в отличие от взрослых, не будут читать её от корки до корки исключительно потому, что сделать это является вопросом престижа. Юным читателям важно, чтобы это было увлекательно, захватывающе и, ни в коем случае, не скучно. А как должно выглядеть это повествование — известно только им и, пожалуй, талантливым творцам детской литературы, которые, на мой взгляд, в душе вечные дети.
Стоит ли говорить о том, что с самого детства книги для Аллы, родившейся в семье классика литературы Георгия Граубина, играли особую роль. О том, что она непременно станет детским писателем, одиннадцатилетняя девочка заявила своему отцу уверенно и решительно, но… натолкнулась на стену непонимания. Георгий Рудольфович непременно хотел видеть свою старшую дочь хорошим и толковым врачом, и никакие мольбы выпускницы школы не спасли её от медицинского института.
— Как-то я в очередной раз заявила, что хочу пойти в журналистику и стать писателем при папиных друзьях, — вспоминает Алла Георгиевна. — Как сейчас помню его вопрос, мне адресованный: «Скажи, Алёнка, а ты чувствуешь в себе Толстого?» Услышав мой отрицательный ответ, он вздохнул: «Ну вот, а ещё хочешь быть писателем…».
Задумывался ли тогда Георгий Рудольфович о том, что слишком высоко поставил планку, или нет, доподлинно не известно. Тем не менее его мнение стало решающим, и старшая дочь, получив диплом врача, отдала восемнадцать лет медицине. Многие её пациенты до сих пор помнят её как хорошего психиатра, а потом и психотерапевта. Однако природное упрямство и так и не позабытая детская мечта сделали своё дело — Алла Озорнина пробовала писать. Поначалу она тайком от папы отправляла свои рассказы в Восточно-Сибирское издательство, конечно, и не предполагая, что пройдут годы, и её книгами заинтересуются книгоиздатели из многих регионов нашей страны. К слову, книги писательницы выходили в престижных московских изданиях ещё при жизни Георгия Рудольфовича, и ни о каких «нужных» связях, по её словам, и речи быть не могло. Слишком уж принципиальным был по своей натуре Граубин.
Это сегодня Алла Озорнина на постоянной основе сотрудничает с известными российскими издательствами «Феникс» и АСТ, а также регулярно получает заказы от других издателей, а тогда, в девяностых, об этом можно было только мечтать. Уйдя из медицины и работая корреспондентом Читинского государственного телевидения, Алла Георгиевна делала лишь первые шаги в литературе и не совсем понимала, с какими трудностями приходится сталкиваться даже талантливым авторам, желающим издавать свои книги.
— В 1999-м, во время своей московской командировки от телевидения, я взяла в полон немало столичных издательств со своей книгой «Тайна 13-го гаража». Какова же была моя радость, когда через какое-то время мне позвонили из Первопрестольной и сообщили о том, что им понравилось моё произведение, и они готовы со мной сотрудничать. «Пожалуйста, пишите только для нас», — эти слова пролились мне бальзамом на душу.
Сейчас, по признанию писателя, её излюбленным жанром являются детские детективы, а также приключения с элементами мистики. Лихо закрученный сюжет, невероятные истории, участниками которых становятся её персонажи — обычные девчонки и мальчишки со своими достоинствами, недостатками и комплексами — всё это делает книги Озорниной издаваемыми и читаемыми. Так, её повесть «Страшная тайна смартфона», вышедшая в московском издательстве АСТ и попавшая в десятку лучших книг для детей, по желанию издателя получила своё продолжение. К слову, книга «Ты в игре!», объединившая эти две повести, сделала Аллу Озорнину в 2021 году лауреатом губернаторской премии имени Михаила Вишнякова в области литературы и стала бестселлером продаж в интернет-магазинах «Лабиринт» и «Озон».
Немалым спросом пользуется и научно-популярная литература, выходящая из-под пера Озорниной. В лёгкой и доступной форме она рассказывает детям и о тайнах физиологии и психологии, и о других важных вещах. Этот жанр детской литературы, судя по количеству заказов от издательств, также востребован. Несомненно, освоить его Алле Георгиевне помогли знания в области психиатрии, а в качестве помощника и соавтора научно-популярных книг по истории выступает её супруг Фёдор Бутаков. Их совместный труд — детская энциклопедия «Кем и чем гордится Россия» очень востребована на книжном рынке. Центральные издательства издают и переиздают эти книги внушительными тиражами.
Несмотря на то, что работа в жанре научно-популярной литературы предполагает немалую ответственность для автора, в том числе в плане достоверности фактов, по словам писателя, не меньшего погружения в творческий процесс требует и написание детских рассказов и повестей. Разработка сюжетной линии, композиции, характеров героев, их диалогов складывается в длительный и трудоёмкий процесс «строительства» книги, в которой нет места для сюжетных неточностей и другого рода оплошностей.
— Я могу месяцами вынашивать в голове тот или иной сюжет, выстраивая его по кирпичикам, потом чертить схемы мест, где разворачивается действие, характеров героев, раскладывая бесконечные листочки и буквально ползая по полу в своём кабинете, — смеётся Алла Георгиевна. — Как правило, то, что называют «творческим вдохновением», приходит далеко не сразу, а в самом начале в основе всего лежит работа, которую можно назвать технической. Нередко уже после того, как текст готов, начинаешь переписывать в нём те места, которые кажутся тебе не совсем удачными, заниматься самокритикой.
Алла Георгиевна с улыбкой показывает текст, готовый к изданию, испещрённый её поправками, и говорит, что в издательствах с пониманием относятся к тому, что автор старается выполнить всё на совесть и не подменять понятия «качество» и «количество». Хотя вопрос, касающийся размера писательских гонораров, могут задать даже дети во время творческой встречи, всё же большинство юных читателей — это та наивная и доверчивая аудитория, для которой хочется писать.
— Понимать их и сделать так, чтобы они поняли тебя, разговаривать с ними на одном языке, видеть их горящие глаза во время творческих встреч, читать восхищённые отзывы о своих книгах, учитывать замечания и пожелания маленьких читателей и их родителей — без всего этого детскому писателю трудно творить, — признаётся Алла Георгиевна. — Очень трогательно видеть среди знакомых ценителей своего творчества, с удовольствием дарить им книги. Смеялась до слёз, когда мама приятеля моей внучки показала мне запись-замечание в его дневнике: «Весь урок читал книгу Озорниной!» После этого я подарила ему подборку моих произведений.
Несомненно, этот факт, да ещё и в условиях заметного снижения интереса детей к чтению, наталкивает на мысль о необходимости усиления регионального компонента в программах по литературе, да и по истории. Однако это уже тема для другого разговора, который, впрочем, имеет в своей основе незыблемый факт — литература несомненно создаёт почву для обогащения нравственных и эстетических понятий ребёнка, воздействует на развитие его мышления и мировоззрения, его чувства и поступки. От того, какая книга окажется перед глазами вашего ребёнка (и окажется ли она вообще), зависит немало. Ведь детский писатель работает с самой наивной и доверчивой аудиторией, и он не вправе забывать об этом. А ещё в душе каждого из них, несмотря на прожитые годы, должен оставаться уголок для детской непосредственности, жизнерадостности и озорства, а также вера в то, что мечты имеют обыкновение сбываться.
Все материалы рубрики «Люди родного города»
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№49 (1793) // 06.12.2023 г.
0 комментариев