Главная / Авторы / Мария Фирсова / Балалайка сближает народ
Балалайка сближает народ


Сегодня мне довелось побеседовать с удивительным, жизнерадостным человеком, музыкантом, балалаечником, который занимается не только творчеством, но и духовными практиками, моржеванием, а также является вегетарианцем, и этот невероятно разносторонний человек — Анатолий Казак. Он является также и автором проекта «К истокам русской культуры», под эгидой которого, по сей день, выступает с сольными концертами, носящими название: «Балалайка — символ русской культуры».

— Расскажите о том, когда вы в первый раз взяли в руки балалайку, которая так кардинально повлияла на вашу жизнь?

— Начну свой рассказ одним из своих стихотворений:

Было мне двенадцать лет, —
Я учился в школе,
И сказал мне мой отец:
«Вот послушай, Толя!
Я играю на баяне, 
Но тебе не подойдёт!
В балалайку ты играй,
И смотри вперёд!
Ждут тебя гастроли,
Страны, где ты не бывал…
Будешь там ты выступать,
И веселья — вал!».
Согласился я не сразу,
Долго размышлял…
Но по воле Провиденья
Я в кружок попал.
Там сидел товарищ
Батин, звали Николай..
Дал мне в руки балалайку,
Говорит: «Играй!».
Я попробовал немного,
Звук поизвлекал,
А за это мне учитель
Карамельку дал!
Похвалил меня за звуки,
Вдохновенье дал,
После этого визита,
Я учиться стал:
«Во саду ли в огороде»
Вскоре я сыграл,
«Полонез» и «Светит месяц»
Тоже прозвучал!
Годы шли. И всяко было…
Бывало я бросал,
И годами балалайку
Я не замечал…
Но по милости Богов,
Снова я играть готов!

В общем, изначально меня отец привёл в Дворец пионеров, он у меня был профессиональным баянистом. Поначалу особой тяги я не испытывал. Но когда начал заниматься, появился некоторый вкус к игре на инструменте. Наш учитель по балалайке устраивал различные концерты, организовал ансамбль балалаечников. Человек пять-семь там было. Мы выступали на различных площадках. Как-то помню на телевидении тоже было предновогоднее выступление. Это примерно год 1987-1988.

— А что было после школы? Вы связали свою жизнь с музыкой, или пошли по какому-то другому пути?

— В 1988 я даже перестал заниматься музыкой, поскольку поступил в политехнический техникум, и пока там учился, не играл практически, потом девяностые начались. После техникума я год проработал инженером в отделении ГБО (барокамеры) при больнице. Но мне это показалось рутинным. Поэтому через год поступил в тогда ещё педагогический институт на факультет иностранных языков.

Два года там проучился. Из-за инцидента с проректором по учебно-воспитательной работе пришлось покинуть институт. Потом снова устроился на работу на техническую должность (с компьютерами связано). Мне снова стало скучно. (Таким образом, пролетело 8 лет с момента как я перестал играть). И в один прекрасный день я снова достал старую балалайку, поставил струны и сыграл по памяти что-то. Это произошло в результате непреодолимого влечения, после чего я позвонил своему первому учителю и сказал, что хочу поступить в музыкальное училище. Он мне помог. Я поступил, проучился там два года, после этого перевёлся в училище культуры. Его закончил. Устроился на работу в ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки». И поступил заочно в академию культуры и искусств в Улан-Удэ, по специальности «Социокультурная деятельность». Закончил её и одновременно завершил свою карьеру в ансамбле.

— Мне известно, что за всё время вы побывали во многих городах России и не только вместе со своей балалайкой. Расскажите поподробнее, где вы путешествовали и какое место понравилось вам больше всего?

В Забайкалье во многих деревнях и городках побывал, был в Нерчинско-Заводском районе, в Балее, в Дульдурге, в п. Горном, Дровяной, и возле города: в Атамановке, Карповке, Смоленке, Верх-Чите, Домне. Помимо Забайкалья, выступал в Красноярском крае, например, в Канске (здесь было немало концертов), в Иркутской области, в Алтайском крае, в Краснодарском крае, в г. Сочи было выступлений много разных. Кстати, в Башкирии тоже в прошлом году гастролировал вместе с Симха Гривой (монахом, музыкантом и путешественником из Уфы). Тоже были интересные выступления. А что касается того времени, когда я состоял в государственном ансамбле, то с ним мы стабильно ездили в командировки в Испанию, Португалию, Китай и по России.

— В каком городе, на ваш взгляд, лучше всего развит культурный досуг в обществе, где вам встретились больше творческих людей, единомышленников?

— Хочу отметить город Сочи, так как специфика города располагает к творчеству и, в частности, к музыкальным выступлениям. За последнее время именно там было много выступлений (для детей в детских садах, в различных ДК, в санаториях, в парках и просто на улице).

— Теперь хочу немного отойти от темы музыки и творчества, и поговорить с вами о духовной практике и вегетарианстве. Как и когда вы к этому пришли? Расскажите свою историю.

— В 2013 году, в Иркутске, в училище культуры, я познакомился со своим духовным учителем. Это произошло благодаря встрече в этом училище с одним из педагогов, (она была учителем русского языка и литературы). Но не у моей группы. Однако, по воле Провидения, один раз она вышла на замену одного из педагогов, по-моему, это был предмет «история театра». На урок она принесла книги и рассказывала о связи русского языка, санскрита, и русской культуры, подкрепляя это интересными фактами и сравнениями. Чем меня, собственно, убедила и вызвала дальнейший интерес к этой культуре, философии и образу жизни. Низкий ей за это поклон (кстати до начальства вскоре дошли сведения о её проповеди в студенческой среде и её уволили). Но она успела сделать своё дело, несколько ребят очень сильно заинтересовались йогой и многие по сей день практикуют. По поводу вегетарианства хочу привести высказывание одного святого: он сказал, что на Земле будут войны до тех пор, пока люди содержат скотобойни и вообще, без нужды убивают животных. Короче, счастье от слова быть с Частью. Быть с частью мироздания.

— Каково это, заниматься своим любимым делом, которое приносит доход, и ещё и бывать в разных местах России? Опишите свои ощущения от такого образа жизни.

— Что касается ощущений от такого вида деятельности, рассматриваемого в контексте заработка… Ощущения были необычными поначалу, а, именно, приятными. Поскольку одно дело работать в государственном ансамбле (тоже до некоторого времени было интересно). Как я уже говорил, мы ездили в командировки, не только по городам России, но и в другие страны. Но жизнь сыграла так, что я вынужден был пойти в одиночное плавание.

— И как продвигалась ваша деятельность вне ансамбля, сольно?

— В 2013 году я написал проект «К истокам русской культуры». И уже под эгидой этого проекта начал выступать с сольными концертами, имеющими название: «Балалайка — символ русской культуры» в детских садах, школах, детских домах, социальных учреждениях, больницах, госпиталях, санаториях, просто для людей, где получится (например, на субботниках, которые зачастую сам и организовывал, либо их инициировал кто-то из моих друзей). С этим проектом выступал как у нас в городе, в крае, так и в других регионах нашей страны (Иркутск, Красноярский край, Алтайский край, Сочи и т.д.).

Когда я отправился в одиночное плавание и уже создавал свои программы концертов, я стал вносить в них элементы духовности и культуры, как я это понимал, а также элементы музыкотерапии (например, поющая чаша, караталы), хоротерапии (совместное исполнение песен вместе со зрителями моих концертов), а потом ещё и танце-терапии (вовлечение людей в процесс совместного творчества во время концерта (балалайка в народ). Таким образом, я постепенно отошёл от классических выступлений, когда играет один артист на сцене, а зрители лишь слушают и аплодируют.

— Насколько часто вы проводите концерты в нашем городе?

— Что касается концертов в Чите, то их сейчас немного (на данный момент ищу концертного администратора). Хотя было время, когда и в Чите нормально шло.

— Были ли у вас мысли переехать из Читы в какой-то другой город и продолжать творить уже там?

— Мысли переехать были, но чёткого намерения нет.

— Что бы вы посоветовали творческим людям, которые, возможно, не решаются выйти в люди, не находят поддержки со стороны близких, касаемо их увлечения, придерживаются позиции, что не заработают в этой отрасли хороших денег и поэтому, например, идут учиться на ту специальность, которая им не по душе и потом работают на нелюбимой работе и живут, так сказать, «не свою жизнь», что конечно не даёт им никакой радости и счастья в жизни?

— Здесь сложно что-то именно посоветовать, поскольку у каждого есть выбор на основе приоритетов. Если приоритет — деньги, карьера, семья в понимании обычного человека, то тогда лучше стабильность, пусть и нелюбимая деятельность. А если в приоритете другие ценности, такие как свобода, творчество, желание помочь людям, но не исходя из общепринятого мировоззрения, то тогда, я думаю, Сам Всевышний покажет путь для человека посредством череды жизненных обстоятельств. Безусловно, это далеко не всегда комфортно. Но, как говорится, по большому счёту не в комфорте счастье. Но, опять же, всё индивидуально и всему своё время.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Мария Фирсова
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№43 (1735) // 26.10.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net