27 января 2023 года ушёл из жизни заслуженный артист России, Почётный гражданин города Читы Андрей Андреевич Гандзий. Он долгие годы возглавлял муниципальный духовой оркестр забайкальской столицы, который в 2015 году одержал триумфальную победу во Всероссийском конкурсе духовых оркестров, проходившем в городе Севастополе.
Светлая память этому яркому, талантливому человеку! Предлагаем вашему вниманию очерк об Андрее Гандзии, написанный в декабре 2014 года.
Андрей Гандзий. Это имя на слуху у многих читинцев. Оно неразрывно связано с муниципальным духовым оркестром г. Читы, которым уже 20 лет руководит этот человек — талантливый дирижёр, музыкант, композитор.
Музыка вошла в жизнь Андрея Гандзия очень рано, сразу наполнив её своим немеркнущим светом. Она струилась нежными переливами баяна, осыпалась лепестками яблонь в саду, которым вторили звуки флейты. Но одно дело — слушать музыку в чужом исполнении, даже если исполнитель — твой отец, и совсем другое — самостоятельно извлекать звуки из инструмента. И вот 5-летний мальчишка увлечённо нажимает на чёрно-белые кнопочки баяна, пытаясь подобрать на слух любимую песенку. Кажется, что нет никакой войны, не заняли фашисты его родное село Студёное Винницкой области. Один из немцев — начальник продовольственной службы — даже остановился в их доме, хозяин которого был комиссаром партизанского отряда, а жена — разведчицей. «Конечно, он обо всём догадывался, — уверен мой собеседник. — Но почему-то предпочитал делать вид, словно не замечает подпольщиков, орудующих у него под носом. Иначе нам всем было бы несдобровать».
А потом была Победа и новая жизнь, наполненная переездами. Отец будущего дирижёра руководил духовыми оркестрами, и его частенько приглашали на работу в разные уголки Украины и Молдавии. Андрей же всюду ощущал себя «первым парнем на деревне», поскольку хорошо играл на аккордеоне, который отец выменял однажды на пуд муки — целое состояние в те послевоенные годы. Но вскоре сын окупил затраты, устроившись аккомпаниатором хора при районном Доме культуры. Конечно же, играл он и на школьных вечерах, а со временем освоил духовые инструменты.
Однажды он настолько хорошо исполнил сложное произведение на областном слёте участников художественной самодеятельности, что привёл членов жюри в полный восторг. Вскоре юный трубач получил вызов для поступления в Киевское музыкальное училище, подписанное министром культуры республики. Андрей хорошо сдал вступительные экзамены, но, к удивлению, не обнаружил своей фамилии в списках счастливых абитуриентов. Случайно узнав, что директор училища принял на его место племянника, отправился за правдой к министру. А вскоре взбешённый директор процедил сквозь зубы в адрес сельского паренька: «Далеко пойдёшь!». «Я буду стараться!» — весело прозвучало в ответ. И он старался: до самозабвения осваивал любимые инструменты, мечтая стать хорошим дирижёром. После окончания курсов руководителей духовых оркестров, Андрей служил в рядах Вооружённых Сил, где ухитрился создать при Доме офицеров великолепный академический хор, побеждавший в различных конкурсах. Впоследствии, обучаясь на третьем курсе музыкального училища, он стал лауреатом конкурса молодых исполнителей в Киеве. А потом был военно-дирижёрский факультет Московской государственной консерватории, плодотворная работа в Биробиджане и Благовещенске, служба в ГДР. И вот в его жизни появилась Чита, утопающая в зелени сосен и едва тронутая дымкой багула. Особенно восхитили его забайкальцы. «Я бывал в разных местах, но нигде не встречал таких людей, как здесь: добрых, щедрых, отзывчивых, — признаётся мой собеседник. — Это дорогого стоит». Не потому ли Андрей Андреевич не стал возвращаться на свою малую родину? В Чите же он на протяжении долгих лет возглавлял оркестровую службу Забайкальского военного округа.
В начале 90-х музыкант вышел на пенсию. Только отдыхать он совсем не собирался, продолжая служить искусству: работал в Доме народного творчества, возглавлял Учреждение культуры профсоюзов. Нашлось в его трудовой биографии и место работе охранником у частного предпринимателя. Вся страна выживала в те годы, как могла, вот и известный дирижёр вынужден был облачиться в тулуп, взять в руки ружьё и обходить по ночам вверенную ему территорию. Морально было очень трудно, зато семья не голодала. А через год судьба вновь сделала крутой поворот: Андрея Гандзия пригласили преподавать в Читинское музыкальное училище. Одновременно он стал руководить муниципальным духовым оркестром, который достойно выступает на разных площадках краевого центра, будь то парк отдыха или сцена филармонии. Артистов не пугают ни дождь, ни жара, ни снегопады: они играют при любой погоде, самую разнообразную музыку.
Главный критерий — музыка должна быть хорошей. Этого принципа герой нашего очерка придерживается всю жизнь. Он с удовольствием посещает выступления народных коллективов, скрипичные концерты, бывает на джазовых фестивалях, справедливо полагая, что слушать нужно музыку разных направлений, не зацикливаясь на чём-то одном. Иначе не будет серьёзного развития. Ещё один из принципов этого человека: «Лучше играть хорошую музыку, чем писать плохую», хотя земляки уже имели возможность по достоинству оценить его композиторский талант: чего стоит только гимн города Читы, звучащий на разных мероприятиях в столице Забайкальского края! Подобный резонанс имел и «Марш Прикарпатья», созданный музыкантом во время срочной службы, а также многочисленные вальсы и польки. И всё-таки главное дело его жизни — работа с оркестрами. Благодаря серьёзному, кропотливому труду и творческому вдохновению артистов, духовые оркестры Андрея Гандзия всегда на высоте. И муниципальный духовой оркестр — не исключение: в ноябре текущего года он победил в Региональном конкурсе духовых оркестров. А совсем скоро читинских зрителей ждёт встреча с этим замечательным коллективом, подготовившим для своих поклонников концертную программу, посвящённую юбилею нашего земляка. А с каким настроением встречает заслуженный работник культуры России свое 75-летие? Конечно, с хорошим. Он смело может сказать, что жизнь удалась, и жизнь эта — музыка.
Все материалы рубрики «Золотой фонд» земли Даурской»
Оксана Сидоренко
Фото автора
«Читинское обозрение»
№5 (1749) // 01.02.2023 г.
0 комментариев